Фундамент третьего Ренессанса закладывается на гуманизме, науке и просвещении

17:10 13 Июль 2021 Политика
387 0

"Сегодня наш многонациональный народ самоотверженно трудится во имя процветания нашей Родины, построения фундамента нового Ренессанса Узбеки­стана. На этом пути нашей главной опорой является молодежь, которая вступает во взрослую жизнь с большими надеждами и планами."

Из выступления Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественной церемонии, посвященной Дню молодежи

История — свидетель того, что эволюционный процесс всегда обеспечивали идеи. Они плод ума, знаний, мышления. В наше быстротечное время, когда горизонты науки расширяются и развитие средств информации приобретает небывалые темпы, прогресс также продвигает озаренный разум.

Человечество не может обойтись без передовых идей. Вникая в смысл выражения «третий Ренессанс», которое внесено в золотые страницы истории нового Узбекистана, можно ощутить добрый запал родившейся идеи, ее великую силу.

Ренессанс — это возрождение. Возрождение научное, при этом года, равные векам, мысленно можно пересечь за короткое время. В реальности его требуется куда как больше. Но совершить подобный скачок удавалось не многим, а только тем, кто прочувствовал свое предназначение, кто испытывает искреннюю любовь к своему народу, чье сердце полно гуманизма.

Доброе дело зависит от доброго намерения

Мудрецы учили не ждать хороших дней, а идти к ним. На этот же принцип опирается и идея о новом Ренессансе. То, что благие намерения начинают воплощаться в жизнь, придает человеку дополнительные силы и энергию.

Прогресс базируется на науке. Неслучайно и одна из первых встреч Шавката Мирзиёева в качестве Президента была с учеными.

Тогда было сказано: «Занятие наукой, открытие и изобретение нового — чрезвычайно кропотливый труд. Поэтому труд наших ученых, самоотверженно работающих в этой сложной сфере, заслуживает всяческой поддержки». Эти слова взяли за живое, вызвали теплые чувства, наполнили верой в дальнейшее развитие науки. Ведь после обретения независимости ученые оказались задвинуты на задний план. Связывали это с трудностями переходного периода, когда не до открытий и исследований.

В те годы было распространено мнение: «Зачем учиться? Чего можно добиться образованием?». Именно это и есть самое страшное. Утрата стимула к науке привела к тому, что в обществе появилась новая прослойка, представители которой считали учебу необходимым условием лишь для получения диплома. К счастью, упаднический период в науке затронул короткий промежуток истории.

В стране, где не почитают науку, не может быть и речи о развитии, прогрессе. Какими красивыми, высокопарными словами мы ни говорили бы, без практических действий результата не будет. Простой пример: в период двух ренессансов на территории нашего региона высоко ценили науку. В пору первого Восточного Ренессанса в IХ—ХII веках появились сотни великих ученых и известных мыслителей, которые владели энциклопедическими знаниями. Их интеллект внес бесценный вклад в общечеловеческую цивилизацию. И это, безусловно, было результатом огромного внимания к науке. Власти того времени создали необходимые условия для ее развития.

Ценили науку и в эпоху второго Восточного Ренессанса в ХIV—ХVI веках, получившего название «Ренессанс Темуридов». Амир Темур боготворил просвещенных людей, говоря: «Победа не в силе, а в уме». В «Уложениях Темура» есть рассуждения об умственной деятельности человека. Повелитель всегда поощрял и назначал на высокие должности высокоинтеллектуальных знатоков.

Изучая подписанные за послед­ние годы главой нашего государства законы, указы и постановления, касающиеся развития науки и просвещения, можно осознать, что в Узбекистане закладывается прочный фундамент нового Ренессанса просвещения. А поэтапное усиление внимания и стимулирования ученых — знак того, что фундамент будет наиболее прочным.

Вокруг привлекательной идеи

Смысл идеи о третьем Ренессансе, который представляет основу завтрашнего дня и будущего нации в науке и просвещении, — в достижении процветания страны. Наш народ, который пережил десятки войн, был вынужден долгие годы апеллировать фальшивыми высокопарными идеями. Но всегда видел свое будущее именно в просвещении. Поэтому до сегодняшнего дня у него превалировало желание выучить своих детей.

Политика Шавката Мирзиёева позволила реализовать мечту народа. Это можно увидеть на простом примере — в стране поэтапно повышается охват молодежи высшим образованием. Так, за последние три года количество высших образовательных учреждений увеличилось с 65 до 117, квоты приема — с 66 тысяч до 181 тысячи. Создаются условия для того, чтобы ежегодно у более ста тысяч юношей и девушек появлялась возможность поступить в вузы.

Сейчас заботливо взращивается молодое поколение, должное овладеть глубокими знаниями, перенять традиции великих предков, которые своими знаниями осветили путь человечества к прогрессу.

У проводимых реформ есть еще одна особенность, которая исходит из желания выйти из замкнутости, влиться в мировую науку, обогатиться самыми передовыми знаниями. Этому служит постановление Президента об изучении иностранных языков. Их знание — это не только постижение мира. Это возможность впитать все лучшее, что накоплено на планете.

В период двух Ренессансов, заложенных нашими предками, большим подспорьем для них была мировая наука. Так, в период первого Ренессанса, определившего принципы возрождения мирового прогресса, в Хорезме была создана Академия Маъмуна. Она собрала мыслителей-гениев, здесь концентрировалась мысль, вбирающая самые передовые науки мира, преломляясь и пополняясь. Новые знания распространялись по всему земному шару. Научные школы, созданные Темуридами в период второго Ренессанса, руководствовались этими же принципами. Тогда также в центр просветительства со всего мира стекались люди, желающие постигать азы наук.

Идея третьего Ренессанса способна объединить вокруг себя и государство, и общество, и весь народ. Она обретает крылья, становится национальной.

Президент отметил: «Мы сегодня поставили перед собой стратегическую задачу — создать фундамент третьего Ренессанса и рассматриваем ее в качестве национальной идеи.

Системы дошкольного, школьного, высшего и среднего специального образования, научных и культурных учреждений — это четыре взаимосвязанных звена будущего Ренессанса. Воспитателей дет­ских садов, школьных учителей, профессоров и преподавателей, научную и творческую интеллигенцию мы считаем четырьмя важнейшими опорами в формировании эпохи нового Возрождения. Уверен, что уважаемые родители поддержат эту инициативу и, безусловно, станут пятым звеном, пятой опорой нового Ренессанса. И это послужит самой прочной основой развития нашей духовно-просветительской жизни».

Формула развития

У каждого человека есть своя философия жизни и свой путь, и у государства — своя стратегия развития. Большое значение в ее определении имеет потенциал лидеров нации. Взять, к примеру, Сингапур. Об этом государстве, которое, образно говоря, возникло из ничего, знают во всех уголках мира. Сейчас, увидев небоскребы, трудно поверить, что всего 50 лет назад здесь было пустынно. Сингапур превратился в одну из самых ярких точек благодаря не только своей экономике, но и чудесным объектам. Великие преобразования связаны с именем Ли Куана Ю. Он сумел реализовать идею об обеспечении тесной связи между государством и гражданами, ввел в словарь мировой экономики новое выражение «сингапурское чудо».

Или, скажем, реформы Дэна Сяопина, совершившие своеобразную революцию в экономике Китая, выведшие эту страну в ряд ведущих государств. Преобразования, начатые с небольших мастерских — стимулирования малого бизнеса, поднялись на уровень крупных компаний и корпораций, которые завоевали мировой рынок. Китайскую продукцию — от продовольствия до бытовой техники — можно увидеть во всех уголках планеты.

Мировая общественность признает, что в осуществляемых в Узбекистане за последние годы реформах можно увидеть новую волну в мировой политике. Силой, движущей эту волну, является новый путь развития, обозначенный Президентом Шавкатом Мирзиёевым. Это своеобразный путь развития, который характеризуется переходом от замкнутой экономики к прозрачной и эффективной, а приоритет отдан интересам людей. По сути, выведена новая формула развития, базирующаяся на пяти основах — интеграции, инновациях, человеческом капитале, доверии, экономическом росте.

Мы во многих сферах жизни являемся свидетелями обновлений, объединивших эти принципы в одной точке. Ярким примером являются кластеры. Об эффективности деятельности кластеров, внедряемых в национальную экономику по инициативе Шавката Мирзиёева, можно рассказывать долго. Хотел бы остановиться лишь на одном его аспекте — внед­рении кластерной системы, запрете на привлечение школьников, студентов и преподавателей к сбору хлопка. Примерно всем им приходилось проводить четвертую часть каждого года на полях. Если бы это время тратилось на занятие наукой, сколько открытий могло бы быть сделано! Но не только время потеряно, попиралось достоинство людей и просвещение. Теперь об этом вспоминается с горечью. К сожалению, время невозможно повернуть вспять. Однако можно не допустить повторения прежних ошибок.

Производной величиной формулы развития, предложенной Президентом Шавкатом Мирзиёевым, стала деятельность кластеров. Благодаря им научные деятели возвращены с хлопковых полей на рабочие места, они занялись непосредственно профессией и исследованиями.

Повернуться к современному миру

В средствах массовой информации, социальных сетях или в кругу людей нередко сталкиваемся с возмущениями: «Интернет нарушает покой», «Молодежь окунулась во Всемирную сеть и не читает книги». С одной стороны, это так. Но, с другой, нельзя не считаться со временем и развитием технологий, они основные составляющие цивилизации. В нашем обществе не хватает одного — умения правильно направлять.

В настоящее время способы получения знаний изменились. Сейчас нет смысла часами просиживать в аудиториях и, зевая, слушать скучные лекции. Знания можно пополнять с помощью технологий. Из своей педагогической практики знаю, что учебные программы устаревают. Хотя независимости уже почти тридцать лет, содержание наших учебников не изменилось. За этот период ведь произошли огромные изменения даже в области точных наук. А программы все на том же отсталом уровне. Поэтому на каждом совещании Президента по вопросам науки и образования, в процессе диалога с людьми замечаю, что сфера нуждается в реформе, в частности, по вопросу учебников.

Да, современное образование должно стать главной темой сегодняшнего дня. Необходимо изменить, обновить методы обучения. Наша традиционная методика основывается на теоретических знаниях. Наступает время, чтобы совмещать ее с творческим поиском. Ибо страницы третьего Ренессанса мы будем и должны писать не перьями и чернилами, а с помощью компьютеров, IT- и DT-технологий. При этом недостаточно пользуемся уникальными рукописями, хранящимися в Институте востоковедения имени Абу Райхана Беруни Академии наук Узбекистана. Этот вопрос также находится в центре внимания главы государства: «Неповторимое, уникальное научно-духовное наследие наших великих предков должно стать постоянной программой действий для нас. Мы должны держаться за это бессмертное достояние, черпать в нем силы и вдохновение. И в соответствии с этими идеалами необходимо развивать прежде всего национальную систему образования».

Слова, вписываемые золотыми буквами в историю нового Узбекистана, не остаются незамеченными со стороны зарубежных ученых. Недавно на эту тему беседовали со специалистом, живущим в штате Нью-Йорк (США), доктором биологических наук, профессором, академиком Эфроимом Гурманом, который сказал: «Президент Шавкат Мирзиёев первым среди руководителей государств мира выдвинул великую цель, благородную задачу: «Наш народ должен хорошо жить не в будущем, а сегодня», нашел также и ее решение. Особенно привлекательна идея о третьем Ренессансе. Дело в том, что в нынешнее, основанное на науке время, когда миром можно управлять только с ее высот, такие идеи могут дать мощный заряд».

В век глобализации понятие «пространство» сужается. Новость о событии, произошедшем на другом конце света, можно узнать уже через минуту в любой точке мира. Но главное, никогда не атрофируются чувства, не сужаются взгляды на Родину и ее будущее.

Президент видит будущее страны в образовании, науке и просвещении. Идея третьего Ренессанса возведена на уровень национальной идеи, связана с мечтой о том, чтобы быть равными в современном мире с самыми прогрессивными странами, тем самым ярче проявляя чувство любви к Родине, народу.

Бакриддин ЗАРИПОВ,
профессор Самаркандского государственного
университета, академик

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.