Фундамент для прогрессивных реформ
Фото: Иллюстративное
Недавно произошло сразу несколько событий, имеющих большое значение для реформирования системы образования в стране. Принят исторический документ, закрепивший высокий статус, права, честь и достоинство педагогов на законодательном уровне. На видеоселекторном совещании с участием Президента определены ориентиры развития сферы. Опубликовано постановление главы государства, направленное на внедрение новой системы обучения старшеклассников иностранным языкам и современным профессиям.
Вступивший в силу Закон «О статусе педагога» охватил самые важные аспекты, связанные с деятельностью учителей и наставников. В Узбекистане на разных ступенях образовательной системы трудится более миллиона педагогов. Невозможно переоценить их роль в воспитании подрастающего поколения, формировании у молодых людей солидного багажа знаний по фундаментальным наукам, родному и иностранным языкам, востребованным профессиям. Учителя и преподаватели призваны пробудить в детях тягу к знаниям, любовь к чтению, научить их мыслить, привить им нравственные ценности и чувство патриотизма.
Эта непростая стезя требует полной самоотдачи, постоянной работы над собой, освоения современных информационных и педагогических технологий, креативного подхода. Потому очень важно, чтобы труд преподавателей, их авторитет в обществе, права и интересы гарантировались государством. Новый закон, признавая высокий статус педагогов, защищает учителей от незаконных посягательств на их личное достоинство и профессиональную деятельность, закрепляет принципы оплаты труда преподавателей, их материального стимулирования, гарантирует им социальную защиту.
Запрещаются вмешательство в профессиональную деятельность педагогов, необоснованная проверка их работы. Признано незаконным привлечение преподавателей к работам, не связанным с их основной деятельностью, — благоустройству территорий и уборке урожая, сбору разных справок и сведений, составлению отчетов о трудоустройстве выпускников, работам по социальной адаптации не охваченных образованием и состоящих на профилактическом учете несовершеннолетних. Привлечение педагогов к мероприятиям, имеющим политическую и социальную значимость, например, к участию в проведении выборов, осуществляется с их согласия, на основании договора и за дополнительную плату.
В документе перечислены льготы и надбавки, предоставляемые учителям, возможности для повышения квалификации. Подробно описаны и обязанности учителей, принципы педагогической этики. Все это, несомненно, укрепит авторитет педагогов в обществе, окажет положительное влияние на повышение качества образования в стране.
Новый закон закрепляет фундаментальные основы прогрессивных реформ, а предложения, высказанные главой государства на недавнем видеоселекторном совещании, очерчивают конкретные шаги на данном пути. Как отметил руководитель Узбекистана, не во всех вузах имеются условия для самостоятельной работы студентов, в отдельных заведениях не хватает учебников и литературы. Ощущается острая нехватка в инженерах и технологах, умеющих работать со сложной техникой, генерировать и внедрять инновации. Десятки программ бакалавриата не соответствуют потребностям рынка труда.
В связи с этим анонсирован пересмотр деятельности государственных вузов, их укрупнение. Будут сокращены дублирующиеся и отстающие от современных требований направления обучения. В колледжах при отправке молодежи на обучение за границу через фонд «Эл-юрт умиди» сделают акцент на подготовке востребованных технических специалистов. Эти и другие меры призваны сдвинуть с мертвой точки решение актуальных проблем высшей школы и вывести ее на уровень, достойный Нового Узбекистана.
Как подчеркнул Президент, несмотря на то, что на уроки по иностранным языкам отведено около тысячи часов в 1—11-х классах, даже половина учащихся не может получить уровень В1. Как преподаватель иностранного языка в университете хорошо знакома с этой проблемой.
Почти все абитуриенты вынуждены обращаться в частные учебные центры, чтобы повысить свой уровень владения языком.
В недавнем постановлении главы государства «О дополнительных мерах по обучению учащихся общих средних образовательных учреждений иностранным языкам и современным профессиям» намечен пересмотр школьной программы по иностранным языкам. Предусмотрено повышение квалификации преподавателей, закупка и локализация учебников международных издательств, привлечение в школы педагогов — носителей языка, квалифицированных специалистов по английскому, французскому, немецкому, китайскому и другим языкам. С 2024/2025 учебного года в 10—11-х классах в качестве эксперимента внедрят образовательные программы по углубленному изучению точных, естественных наук или второго иностранного языка, а также обучение бизнесу и профессиям.
Не вызывает сомнения важность и своевременность намеченных изменений. Для претворения их в жизнь необходимы усилия каждого педагога, сотрудника образовательных учреждений. Уверена, пользуясь поддержкой и доверием государства и общества, мы в силах достичь намеченного и воспитать своих учеников людьми, которыми будет по праву гордиться страна.
Диляра РИЗАЕВА,
преподаватель
Ташкентского государственного аграрного университета.
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Доложено о планах в сфере финансового контроля
- С 20 января открывается железнодорожное сообщение из Ургенча в Кунград
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment