Финансовое обеспечение реформ
Фото: Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Состоялось заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Депутаты обсудили проект Государственного бюджета страны на предстоящий год, рассмотрели проекты других нормативно-правовых актов.
На благо здоровья
Ведется системная работа, содействующая развитию отечественной фармацевтической промышленности. Внедрение передового зарубежного опыта и международных стандартов в отрасли, увеличение объемов выпуска, расширение научно-технического и экспортного потенциала местных производителей требуют внесения изменений в действующее законодательство.
Исходя из этого разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства в сфере фармацевтической деятельности». Он рассмотрен депутатами в первом чтении.
Предусмотрены изменения и дополнения в законы «О донорстве крови и ее компонентов» и «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности». Определенные в проекте нормы послужат развитию донорства, производству жизненно важных препаратов из компонентов крови, организации клинических исследований лекарственных средств в соответствии с требованиями международных стандартов, стимулированию появления новых медикаментов.
Законопроектом определяются нормы по совершенствованию производства фармацевтической продукции отечественными изготовителями на основе заказов аутсорсинговых организаций и регулирования процесса их государственной регистрации.
Проект закона принят депутатами.
Конкуренцию сдерживают монополии
Пункт 131 Государственной программы по реализации Стратегии развития нового Узбекистана предусматривает расширение внедрения свободных рыночных принципов в экономические отношения.
Соответствующим указом Президента от 6 июля 2020 года утверждена Стратегия развития конкуренции на товарных и финансовых рынках на 2020 — 2024 годы, определены неотложные задачи по дальнейшему уменьшению негативного воздействия монополии хозяйствующих обществ с участием государства на конкурентоспособность экономики, повышению эффективности системы предоставления льгот и преференций, а также снижению регуляторной нагрузки на субъекты предпринимательства.
В результате реформ количество субъектов естественных монополий сократилось со 151 до 129, приостановлено 14 500 действий крупных государственных монополий, участников рынка и государственных органов, противоречащих принципам конкуренции. Благодаря этому защищены интересы 37 тысяч предпринимателей почти на 380 миллиардов сумов.
При изучении фракцией НДПУ и Комитетом по вопросам промышленности, строительства и торговли нижней палаты парламента реализации Закона «О конкуренции» выявлены некоторые проблемы. Так, участие государства в экономике остается значительным. Хозяйствующие субъекты с государственным участием занимают доминирующее положение на товарном и финансовом рынках. К примеру, 80 процентов организаций-монополистов имеют государственную долю или контролируются хозяйствующими субъектами с государственной долей.
Имеется около трех десятков товаров и услуг, цены на которые определяются государством. Отсутствие инструментов антимонопольного регулирования предоставления государственной помощи приводит к низкой эффективности предоставляемых льгот и преференций и негативно влияет на конкурентную среду.
Деятельность министерств и ведомств по развитию конкуренции в курируемых ими отраслях остается крайне неэффективной. Лишь на 11 из 38 государственных органов в сфере экономики возложены функции по развитию конкурентной среды в своих сегментах.
Руководствуясь вышеотмеченной информацией, на заседании принято постановление Законодательной палаты направить парламентский запрос председателю Антимонопольного комитета Ш. Шарахметову «О проводимой работе по дальнейшему развитию конкурентной среды в стране, сокращению государственного участия в экономике».
Принят в первом чтении
В ходе очередного заседания Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты рассмотрели проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2023 год». По вопросу повестки дня заслушаны доклады министра финансов Т. Ишметова, председателя Комитета нижней палаты парламента по бюджету и экономическим реформам Ш. Назарова.
В последние годы в стране последовательно реализуются масштабные социально-экономические реформы. В связи с этим особое значение имеет рассмотрение и утверждение парламентом бюджетных показателей.
Проект закона предусматривает увеличение валового внутреннего продукта на 5,3 процента. Ожидается рост объемов промышленного производства на 5,1 процента, строительства — на шесть процентов, сельского хозяйства — на 3,5 процента, услуг — на 6,7 процента. В 2023 году валовой внутренний продукт прогнозируется в размере 1 068 триллионов сумов, доходы Госбюджета — в пределах 232,1 триллиона сумов, или 21,7 процента к валовому внутреннему продукту.
Законопроектом, начиная с 2023 года, предельный размер дефицита консолидированного бюджета определен до трех процентов от валового внутреннего продукта. Также в 2023 году верхний предел привлекаемого внешнего долга государства составит 4,5 миллиарда долларов. Верхний предел выпуска внутренних облигаций предлагается установить на уровне 17 триллионов сумов.
В целях повышения бюджетной подотчетности Законодательная палата Олий Мажлиса предусматривает ввести порядок заслушивания периодических отчетов министерств и ведомств об использовании выделенных им бюджетных средств. Для обеспечения сбалансированности местных бюджетов планируется пересмотреть в 2023 году доли зачисления от поступлений подоходного налога и налога на прибыль.
Ранее в профильных комитетах и фракциях обсуждались предложения и рекомендации по распределению бюджетных средств министерствам и ведомствам, их использованию и повышению эффективности. На поднятые депутатами вопросы, касающиеся финансирования здравоохранения, образования, сельского хозяйства, культуры и других сфер, получены ответы. Учтены предложения по совершенствованию бюджетной системы. Министр финансов, руководители профильных министерств и ведомств дали подробные ответы на вопросы представителей парламента.
Члены фракции высказали свои мнения по проекту Государственного бюджета.
У комплекса пока только стены
В стране проводится системная работа по повышению эффективности органов самоуправления граждан, преобразованию института махалли в подлинно народную структуру, укреплению экономической базы и улучшению материально-технического обеспечения.
Соответствующим указом Президента от 18 февраля 2020 года и постановлением «Об организации деятельности Министерства по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан» определены задачи по дальнейшему укреплению роли и статуса органов самоуправления граждан и оказанию им всесторонней поддержки.
В ходе изучений на местах депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса выявили как положительные, так и отрицательные моменты проведенной работы. Созданы комплексы органов самоуправления граждан. Рассматривается вопрос оснащения их мебелью, техникой и другим оборудованием. Однако сохраняются проблемы с завершением строительства 189 комплексов, ввод в строй которых намечен на этот год. Не подведены инженерные коммуникации, не проложены транспортные пути, не решены вопросы снабжения электричеством, газом и водой.
Исходя из этого на заседании принято постановление Законодательной палаты о направлении парламентского запроса исполняющему обязанности министра по поддержке махалли и старшего поколения Т. Худайбергенову «О проводимой работе по реализации адресной программы организации комплексов органов самоуправления граждан на 2021—2022 годы».
Рационально к расходам
Депутаты во втором чтении постатейно рассмотрели проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине» в связи с совершенствованием законодательства в сфере взимания госпошлины».
Растет количество субъектов предпринимательства, пользующихся финансовой помощью Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности при Министерстве экономического развития и сокращения бедности. Совершенствуется деятельность Антимонопольного комитета. Эти две структуры активно участвуют в гражданских, хозяйственных и административно-правовых делах, отстаивая права бизнес-сообщества. При подаче судебных исков они оплачивают госпошлину.
Предлагаемым проектом закона предусматривается освобождение от госпошлины Государственного фонда по искам, заявлениям и жалобам, вносимым на рассмотрение судов, а также Антимонопольного комитета и его территориальных органов.
Документ при сокращении судебных издержек способствует направлению сэкономленных средств на развитие предпринимательства и защиту прав его субъектов и потребителей.
Проект закона принят депутатами.
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
- В Будапеште впервые пройдут Дни кино Узбекистана
- Содик Сафоев провел встречу с сенатором Испании
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment