Финансовое обеспечение реформ

10:15 20 Декабрь 2022 Политика
388 0

Фото: Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Состоялось заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Депутаты обсудили проект Государственного бюджета страны на предстоящий год, рассмотрели проекты других нормативно-правовых актов.

На благо здоровья

 Ведется системная работа, содействующая развитию отечественной фармацевтической промышленности. Внедрение передового зарубежного опыта и международных стандартов в отрасли, увеличение объемов выпуска, расширение научно-технического и экспортного потенциала местных производителей требуют внесения изменений в действующее законодательство.

Исходя из этого разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбеки­стан в связи с совершенствованием законодательства в сфере фармацевтической деятельности». Он рассмотрен депутатами в первом чтении.

Предусмотрены изменения и дополнения в законы «О донорстве крови и ее компонентов» и «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности». Определенные в проекте нормы послужат развитию донорства, производству жизненно важных препаратов из компонентов крови, организации клинических исследований лекарственных средств в соответствии с требованиями международных стандартов, стимулированию появления новых медикаментов.

Законопроектом определяются нормы по совершенствованию производства фармацевтической продукции отечественными изготовителями на основе заказов аутсорсинговых организаций и регулирования процесса их государственной регистрации.

Проект закона принят депутатами.

Конкуренцию сдерживают монополии

Пункт 131 Государственной программы по реализации Стратегии развития нового Узбекистана предусматривает расширение внедрения свободных рыночных принципов в экономические отношения.

Соответствующим указом Президента от 6 июля 2020 года утверждена Стратегия развития конкуренции на товарных и финансовых рынках на 2020 — 2024 годы, определены неотложные задачи по дальнейшему уменьшению негативного воздействия монополии хозяйствующих обществ с участием государства на конкурентоспособность экономики, повышению эффективности системы предоставления льгот и преференций, а также снижению регуляторной нагрузки на субъекты предпринимательства.

В результате реформ количество субъектов естественных монополий сократилось со 151 до 129, приостановлено 14 500 действий крупных государственных монополий, участников рынка и государственных органов, противоречащих принципам конкуренции. Благодаря этому защищены интересы 37 тысяч предпринимателей почти на 380 миллиардов сумов.

При изучении фракцией НДПУ и Комитетом по во­просам промышленности, строительства и торговли нижней палаты парламента реализации Закона «О конкуренции» выявлены некоторые проблемы. Так, участие государства в экономике остается значительным. Хозяйствующие субъекты с государственным участием занимают доминирующее положение на товарном и финансовом рынках. К примеру, 80 процентов организаций-монополистов имеют государственную долю или контролируются хозяйствующими субъектами с государственной долей.

Имеется около трех десятков товаров и услуг, цены на которые определяются государством. Отсутствие инструментов антимонопольного регулирования предоставления государственной помощи приводит к низкой эффективности предоставляемых льгот и преференций и негативно влияет на конкурентную среду.

Деятельность министерств и ведомств по развитию конкуренции в курируемых ими отраслях остается крайне неэффективной. Лишь на 11 из 38 государственных органов в сфере экономики возложены функции по развитию конкурентной среды в своих сегментах.

Руководствуясь вышеотмеченной информацией, на заседании принято постановление Законодательной палаты направить парламентский за­прос председателю Антимонопольного комитета Ш. Шарахметову «О проводимой работе по дальнейшему развитию конкурентной среды в стране, сокращению государственного участия в экономике».

Принят в первом чтении

В ходе очередного заседания Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты рассмотрели проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбеки­стан на 2023 год». По вопросу повестки дня заслушаны до­клады министра финансов Т. Ишметова, председателя Комитета нижней палаты парламента по бюджету и экономическим реформам Ш. Назарова.

В последние годы в стране последовательно реализуются масштабные социально-экономические реформы. В связи с этим особое значение имеет рассмотрение и утверждение парламентом бюджетных показателей.

Проект закона предусматривает увеличение валового внутреннего продукта на 5,3 процента. Ожидается рост объемов промышленного производства на 5,1 процента, строительства — на шесть процентов, сельского хозяйства — на 3,5 процента, услуг — на 6,7 процента. В 2023 году валовой внутренний продукт прогнозируется в размере 1 068 триллионов сумов, доходы Госбюджета — в пределах 232,1 триллиона сумов, или 21,7 процента к валовому внутреннему продукту.

Законопроектом, начиная с 2023 года, предельный размер дефицита консолидированного бюджета определен до трех процентов от валового внутреннего продукта. Также в 2023 году верхний предел привлекаемого внешнего долга государства составит 4,5 миллиарда долларов. Верх­ний предел выпуска внутренних облигаций предла­гается установить на уровне 17 триллионов сумов.

В целях повышения бюджетной подотчетности Законодательная палата Олий Мажлиса предусматривает ввести порядок заслушивания периодических отчетов министерств и ведомств об использовании выделенных им бюджетных средств. Для обеспечения сбалансированности местных бюджетов планируется пересмотреть в 2023 году доли зачисления от поступлений подоходного налога и налога на прибыль.

Ранее в профильных комитетах и фракциях обсуждались предложения и рекомендации по распределению бюджетных средств министерствам и ведомствам, их использованию и повышению эффективности. На поднятые депутатами вопросы, касающиеся финансирования здравоохранения, образования, сельского хозяйства, культуры и других сфер, получены ответы. Учтены предложения по совершенствованию бюджетной системы. Министр финансов, руководители профильных министерств и ведомств дали подробные ответы на вопросы представителей парламента.

Члены фракции высказали свои мнения по проекту Государственного бюджета.

У комплекса пока только стены

В стране проводится си­стемная работа по повышению эффективности органов самоуправления граждан, преобразованию института махалли в подлинно народную структуру, укреплению экономической базы и улучшению материально-технического обеспечения.

Соответствующим указом Президента от 18 февраля 2020 года и постановлением «Об организации деятельности Министерства по поддержке махалли и семьи Республики Узбеки­стан» определены задачи по дальнейшему укреплению роли и статуса органов самоуправления граждан и оказанию им всесторонней поддержки.

В ходе изучений на местах депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса выявили как положительные, так и отрицательные моменты проведенной работы. Созданы комплексы органов само­управления граждан. Рассматривается вопрос оснащения их мебелью, техникой и другим оборудованием. Однако сохраняются проблемы с завершением строительства 189 комплексов, ввод в строй которых намечен на этот год. Не подведены инженерные коммуникации, не проложены транспортные пути, не решены вопросы снабжения электричеством, газом и водой.

Исходя из этого на заседании принято постановление Законодательной палаты о направлении парламент­ского запроса исполняющему обязанности министра по поддержке махалли и старшего поколения Т. Худайбергенову «О проводимой работе по реализации адресной программы организации комплексов органов самоуправления граждан на 2021—2022 годы».

Рационально к расходам

Депутаты во втором чтении постатейно рассмотрели проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине» в связи с совершенствованием законодательства в сфере взимания госпошлины».

Растет количество субъектов предпринимательства, пользующихся финансовой помощью Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности при Министерстве экономического развития и сокращения бедности. Совершенствуется деятельность Антимонопольного комитета. Эти две структуры активно участвуют в гражданских, хозяйственных и административно-правовых делах, отстаивая права бизнес-сообщества. При подаче судебных исков они оплачивают госпошлину.

Предлагаемым проектом закона предусматривается освобождение от госпошлины Государственного фонда по искам, заявлениям и жалобам, вносимым на рассмотрение судов, а также Антимонопольного комитета и его территориальных органов.

Документ при сокращении судебных издержек способствует направлению сэкономленных средств на развитие предпринимательства и защиту прав его субъектов и потребителей.

Проект закона принят депутатами.

 

«Народное слово».

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.