Избирательное законодательство: что поменяется

13:32 15 Ноябрь 2018 Политика
1071 0

16—17 ноября в Бухаре состоится международная конференция на тему «Совершенствование избирательного законодательства и демократические выборы: опыт Узбекистана и международная практика». Национальные и зарубежные эксперты обсудят проект Избирательного кодекса Республики Узбекистан, а также вопросы внедрения информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс.

О предстоящей конференции и значении совершенствования избирательного законодательства рассказывает заместитель Председателя Сената Олий Мажлиса Светлана АРТИКОВА:

— Международная конференция инициируется Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан при поддержке координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане и регионального представительства Фонда имени Конрада Аденауэра по Центральной Азии. В числе организаторов и палаты Олий Мажлиса. 

Ожидается участие таких международных институтов в сфере выборов, как БДИПЧ ОБСЕ, Венецианская комиссия, Всемирная ассоциация избирательных органов, отдел по оказанию помощи в проведении выборов департамента по политическим вопросам при Секретариате ООН.

Международное сообщество проявляет не только заинтересованность в преобразованиях в нашей стране в этом направлении, но и выказывает готовность к содействию данному процессу, что вполне объяснимо. Выборы — важный демократический институт, основная форма волеизъявления народа. Авторитет страны на мировой арене во многом определяется открытостью и демократичностью его избирательной системы. По итогам конференции будут выработаны предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства и проведению демократических выборов.

Важной составляющей реформ в Узбекистане, реализуемых в рамках Стратегии действий, является обеспечение активного участия граждан в общественно-политической жизни страны. В Послании парламенту Президент отметил необходимость дальнейшего совершенствования избирательного законодательства. Глава государства подчеркнул, что принятые в этой сфере шесть законов и ряд подзаконных актов, к сожалению, до сих пор не гармонизированы как единый документ. В связи с этим было предложено разработать и принять Избирательный кодекс, отвечающий международным нормам и стандартам.

В настоящее время продолжается широкое обсуждение проекта Избирательного кодекса Республики Узбекистан, разработанного ЦИК совместно с палатами парламента, политическими партиями, Министерством юстиции и другими ведомствами. Он подготовлен с учетом рекомендаций миссий международных организаций по наблюдению за выборами, в том числе Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, ШОС, СНГ, Всемирной ассоциации избирательных органов и Организации исламского сотрудничества. Проект прошел и общественное обсуждение на портале regulation.gov.uz.

Проект Избирательного кодекса предусматривает унификацию норм действующих законов о выборах, регулирующих отношения, связанные с обеспечением гарантий избирательных прав граждан, подготовкой и проведением выборов Президента, депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса, членов Сената Олий Мажлиса, депутатов областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов, а также деятельностью Центральной избирательной комиссии.

При его подготовке проведена инвентаризация избирательного законодательства и обобщена национальная практика подготовки и проведения выборов, изучен зарубежный опыт. Принятие Избирательного кодекса позволит избежать разного рода дублирования законодательных норм, конкретизировать многие процедуры избирательного процесса, в том числе работу участковых избирательных комиссий, укрепить принципы гласности и открытости выборной кампании, обеспечить принцип прозрачности при составлении, уточнении, внесении изменений и дополнений в список избирателей.

В настоящее время члены Сената Олий Мажлиса избираются в соответствии с порядком, утверждаемым Центральной избирательной комиссией. В соответствии с международными стандартами весь избирательный процесс должен регулироваться законом. В связи с этим в процессе подготовки проекта Избирательного кодекса данная норма была всесторонне обсуждена. В проекте кодекса предложено закрепить процедуру избрания членов верхней палаты парламента, в том числе повторного голосования и выборов, сроки проведения выборов вместо выбывших членов Сената.

Предусмотрено регламентирование порядка функционирования Единого электронного списка избирателей Узбекистана. Он прошел успешное тестирование во время выборов в районные Кенгаши народных депутатов города Ташкента в декабре 2017 года. 

Предусматривается передача политическим партиям исключительных прав на выдвижение кандидатов в депутаты в районные и городские Кенгаши народных депутатов. В действующем законодательстве право на выдвижение кандидатов в депутаты районных, городских Кенгашей наряду с партиями имеют и органы самоуправления граждан.

Утверждена и реализуется Программа мероприятий по совершенствованию избирательного законодательства и правоприменительной практики. Принятие Избирательного кодекса Республики 
Узбекистан будет способствовать не только унификации законов о выборах, но и совершенствованию избирательного законодательства. Особое внимание уделяется повышению эффективности деятельности избиркомов и электоральной культуры участников избирательного процесса. Это является важным фактором дальнейшего укрепления основ демократического правового государства, всестороннего прогресса страны, усиления гарантий и обеспечения на практике прав и свобод граждан, в том числе избирательных.

Рашида МУХАМЕДОВА.

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz  

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.