Экспорт: вектор государственной важности

11:37 04 Май 2022 Экономика
1797 0

Фото: Иллюстративное

В Стратегии развития нового Узбекистана на 2022—2026 годы четко определены приоритетные направления и цели, с достижением которых наша страна поднимется на новую ступень социально-экономического развития, обеспечивая дальнейшее уверенное вхождение в разряд государств с мощным экономическим потенциалом и высоким уровнем благосостояния населения.

Среди важнейших целей — дальнейшее повышение экспортного потенциала республики с доведением объемов экспорта в 2026 году до 30 миллиардов долларов. При этом конкретно обозначены основные шаги по достижению намеченного. Это и активная поддержка деятельности предприятий-экспортеров, и внедрение современных стандартов при производстве продукции, отвечающей требованиям зарубежных и международных рынков, и привлечение известных брендов, и доведение доли частного сектора в экспорте до 60 процентов, и увеличение доли готовой продукции и полуфабрикатов, и создание свободных торговых зон на приграничных территориях с соседними государствами, и многое другое.

Больше стимулов — больше отдача

Для стимулирования экспорта отечественным предприятиям, ориентированным на выпуск конкурентоспособной на внешнем рынке продукции и поставляющим ее в другие страны, оказывается всесторонняя поддержка. Это, в частности, таможенные и налоговые льготы, выгодные условия кредитования, содействие в поиске зарубежных партнеров. В соответствии с Указом Президента «О дополнительных мерах по поддержке участников внешнеторговой деятельности» от 6 апреля предпринят ряд шагов по расширению экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. В чем они заключаются?

В частности, предоставление Еврокомиссией Узбекистану преференций «GSP+» создало дополнительные возможности для увеличения торговли между Европейским союзом и нашей страной, так как количество товарных позиций, которые отечественные производители могут беспошлинно экспортировать в страны ЕС, выросло до 6 200, что в два с лишним раза больше, чем было ранее. И если в 2020 году в страны Европейского союза текстильными предприятиями Узбекистана было экспортировано продукции на 74 миллиона долларов, то в нынешнем при применении системы общих льгот «GSP +» эта цифра может превысить 240 миллионов дол¬ларов.

Однако одним из условий, сдерживающих многих наших экспортеров, были высокие расходы на транспортировку своей продукции в страны ЕС. В соответствии с упомянутым выше указом главы государства с 1 апреля 2022 года до 1 апреля 2023 года отечественным предприятиям или их уполномоченным представителям при экспорте продукции с высокой добавленной стоимостью в страны Европейского союза предоставляются субсидии на компенсацию транспортных расходов в размере до 70 процентов. Вдвое, до 50 процентов, снижается размер предоплаты, требуемой при осуществлении субъектами предпринимательства экспорта товаров, за исключением специальных их видов, работ и услуг на основании счетов-фактур без заключения договора. Перечень продукции, при экспорте которой предусмотрены субсидии на компенсацию транспортных расходов, будет регулярно публиковаться на Едином портале поддержки экспортеров. Еще правительственной комиссии предоставлены полномочия после обращений отечественных предприятий-экспортеров продлевать срок погашения кредитов, выделенных им за счет средств Фонда поддержки экспорта для финансирования предэкспортных и связанных с экспортом торговых операций, на дополнительные шесть месяцев. При этом изменение срока погашения данных кредитов не будет рассматриваться Центральным банком как активы, условия кредитования которых были пересмотрены.

Отдельное внимание уделено молодым предпринимателям, ориентирующим свой бизнес на выпуск экспортоориентированной продукции и оказание услуг на основе инновационных технологий. Решениями правительственной комиссии им могут выделить кредит в размере до 500 тысяч долларов за счет средств Фонда поддержки молодых предпринимателей.

Не только текстиль и фрукты

Когда разговор заходит о развитии экспорта, то чаще всего в качестве примеров приводятся текстиль и плодоовощная продукция. И это вполне закономерно.

Например, за первые два месяца нынешнего года за рубеж поставлено текстильной продукции на 522,7 миллиона долларов, что составило 12,8 процента от общего объема экспорта. По сравнению с тем же периодом прошлого года рост экспорта текстиля вырос на 31,5 процента. Согласно статистическим данным, за указанные месяцы в 49 стран было поставлено более 390 видов текстильной продукции.

За те же два первых месяца объем экспорта плодоовощной продукции составил 164 тысячи тонн на 113,7 миллиона долларов, что почти на треть больше, чем за тот же период годом ранее. Доля плодоовощной продукции в общем объеме экспорта составила 2,8 процента, но надо учесть, что январь и февраль все-таки месяцы зимние, и еще не время основного урожая фруктов и овощей, и лучше считать, как говорится, по осени.

Значительный потенциал при создании соответствующих условий и задействовании всех имеющихся мощностей и резервов есть и во многих других отраслях. На этом заостряет внимание глава государства.

На совещании по приоритетным задачам по развитию машиностроения было сказано, что за последние четыре года производство автомобилей увеличилось в 1,8 раза, отраслевой экспорт — в 2,7 раза, налажено производство 2,6 тысячи видов комплектующих. Президент поставил задачу: наряду с удовлетворением потребностей населения довести в нынешнем году объем экспорта до 500 миллионов долларов. 

В ходе совещания, посвященного анализу проводимой работы и обсуждению новых проектов в химической промышленности, глава государства подчеркнул, что, несмотря на увеличение объема экс¬порта за последние пять лет со 190 миллионов долларов до 310 миллионов долларов, в отрасли есть резервы для доведения этого показателя в нынешнем году до 380 миллионов долларов.

Значительный экспортный потенциал имеется в кожевенно-обувной промышленности, занимающей важное место в выпуске товаров народного потребления. Если в 2017 году отраслевой экспорт составил 105 миллионов долларов, то в прошлом году благодаря реформированию отрасли, модернизации и локализации он вырос до 421 миллиона долларов. Тем не менее за счет устранения еще имеющихся проблем с заготовкой и переработкой сырья, создания современных технологических производств по выпуску конкурентоспособной готовой продукции, а также организации специализированных малых промышленных зон в разных регионах страны в течение ближайших трех лет намечено довести экспорт кожевенно-обувной продукции до 1,2 миллиарда долларов.

Впрочем, есть резервы для наращивания экспорта тех же текстильных изделий, плодов и овощей. Так, с развитием и совершенствованием работы специализированных плодоовощных кластеров, уже хорошо зарекомендовавших себя в выращивании экспортоориентированной продукции, по расчетам специалистов, можно довести отраслевой экспорт до пяти миллиардов долларов вместо нынешних 1,2 миллиарда дол¬ларов.

Уже упоминались большие возможности, которые открывает система «GSP+». А с прекращением бойкота узбекского хлопка, в котором участвовало свыше трехсот крупных производителей одежды, известных брендов и торговых организаций, есть возможность возобновить с ними сотрудничество, включая и экспортную составляющую. Дальнейшее развитие экспортного потенциала текстильной отрасли связано с увеличением производства органического хлопка, который производят по соответствующим стандартам, в частности, без использования токсичных химикатов или генетически модифицированных организмов — ГМО. В настоящее время на мировом рынке растет спрос на готовую текстильную продукцию, выпускаемую как раз из органического хлопка, которая, соответственно, дороже обычной. Используя новые возможности, вполне реально нарастить экспортный потенциал текстильной отрасли.

Закрепляясь на традиционных, осваивать новые рынки

Одной из задач по дальнейшему повышению экспортного потенциала республики, определенных Стратегией развития нового Узбекистана, является расширение географии экспорта с нынешних 115 до 150 стран.

Если обратиться к статистике, то в минувшем году основными партнерами нашей страны по экс¬порту товаров и услуг явились Китай, Россия, Турция, Казахстан, Кыргызстан, Афганистан и Таджикистан. Их доля в общем объеме экспорта составила 56,5 процента. Значит, на остальные сто с лишним стран пришлось 43,5 процента. Например, в первые два месяца нынешнего года на основные рынки экспорта плодоовощной продукции, которыми стали Россия, Казахстан и Китай, пришлось 61,1 процента всего объема экспорта. За этот же период 53,6 процента от общего объема экспорта текстильной продукции составили поставки в две страны — Россию и Турцию.

Уже сформировались традиционные рынки для экспорта продукции из Узбекистана. К ним можно отнести рынки России, Китая, Турции и соседних государств. Значит ли это, что можно не особо утруждать себя продвижением продукции с маркой «Made in Uzbekistan»? Конечно же, нет. Нужно повышать объемы поставок в те государства, где потребители уже знают нашу продукцию, где она пользуется спросом. Но наряду с этим важно использовать любую возможность поставлять экспортоориентированную продукцию в другие страны и осваивать новые рынки.

Сделать это нелегко, особенно если ты не крупный производитель, такой, как, например, АО «UzAuto Motors». Завоевав определенные позиции на рынках ряда стран, автомобилестроители из Узбекистана недавно отправили партию из 54 «Spark LT AT» в Ливан, планируя в дальнейшем продвигать свою продукцию в этой и других странах Ближнего Востока. А как быть другим? Ведь неспроста, например, на недавно состоявшейся встрече членов правительственной комиссии по вопросам внешней торговли, инвестиций, развития местной промышленности и технического регулирования с более 300 предпринимателями и экспортерами Джизакской области звучали просьбы об оказании помощи в поиске иностранных заказчиков.

Конечно, наиболее инициативные предприниматели ищут зарубежных заказчиков самостоятельно на проводимых в стране международных выставках, распространяя информацию о своих производствах и продукции через интернет, выезжая в деловые поездки за границу. Но все это должно проводиться на системной основе и при поддержке соответствующих структур, включая государственные, как это делается во многих странах.

Уже не редкость, когда на крупных международных выставках можно увидеть национальный стенд Узбекистана. Вот несколько последних примеров. Представители около 30 компаний из нашей страны в начале марта представили свою продукцию и провели деловые встречи на международной текстильной выставке в столице Египта Каире. Десять крупных компаний из разных регионов республики объединил национальный стенд «Made in Uzbekistan» на одной из крупнейших в мире выставок сельскохозяйственной продукции в Берлине «Fruit Logistica 2022», который посетило большое число бизнесменов, проявивших интерес к налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с поставщиками сельхозпродукции из Узбекистана. 

Спрос на всех уровнях

Задачи, определенные в рамках Стратегии развития, крайне важны для дальнейшего успешного социально-экономического развития страны и предполагают высокую степень ответственности всех исполнителей. Достижение поставленных целей требует в том числе и огромных средств. Особую роль в этом играют внешние заимствования, иностранные инвестиции. 

Хочется привести один факт. В конце марта на совещании под руководством заместителя Премьер-министра — министра инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан С. Умурзакова, в ходе которого были обсуждены текущее состояние и дальнейшие меры по стимулированию внешнеторговой деятельности, за недостаточную работу по поддержке предпринимателей и экспортеров в решении их проблем к дисциплинарной ответственности был привлечен 31 заместитель хокима районов и городов Каракалпакстана, Андижанской, Бухарской, Джизакской, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ташкентской, Ферганской, Хорезмской областей, а также руководители ряда отраслевых объединений. Перед этими и другими руководителями была поставлена задача активизировать адресное взаимодействие с экспортерами на уровне регионов, районов, городов и махаллей. Закрепленные сотрудники наряду с руководителями соответствующих ведомств несут персональную ответственность за обеспечение бесперебойной деятельности экспортоориентированных предприятий и оказание им всесторонней поддержки в производственной и экспортной деятельности. 

Наращивание экспортного потенциала страны — задание особой, без преувеличения, государственной важности. Каждый из причастных к решению вопросов для увеличения производства экс¬портоориентированной продукции, ее объемов и расширения географии поставок должен проникнуться высокой мерой ответственности за порученный участок работы. Общей работы.

Собир АЛИЕВ,
«Народное слово».

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.