Что волнует современного художника?

17:37 19 Октябрь 2022 Общество
556 0

24 октября в столице стартует IX Ташкентская международная биеннале современного искусства «Художник и общество. Концепции искусства будущего». Проводимая раз в два года, она представляет собой открытую площадку культурного взаимообмена в области визуальных искусств, знакомства с современным творческим потенциалом разных стран, обсуждения актуальных проблем современного искусства.

Однако, «благодаря» пандемии, это масштабное событие мы ждали четыре года. Этим и интереснее грядущая биеннале, ведь у художников было больше времени на создание оригинальных и актуальных произведений.

         Каковы задачи международной биеннале, почему важно ее проведение в нашей стране, как современный художник влияет на общество, и в чем особенность предстоящей, уже IX Ташкентской международной биеннале современного искусства? В преддверии этого грандиозного форума, который по праву является одним из ярких культурных событий Узбекистана, мы побеседовали с куратором нынешней биеннале ведущим искусствоведом Сухробом КУРБАНОВЫМ:

— История международных биеннале тесно связана с развитием современного искусства, популяризация которого — важнейшая задача этих форумов. Большинство самых значимых в современном мире искусства выставок проходят именно на биеннале. Ее история начинается с Венецианской. Проводимая с 1895 года в Венеции каждые два года, она считается наиболее авторитетной, и слово биеннале ассоциируется в первую очередь с ней. Сегодня же количество различных биеннале и фестивалей искусства исчисляется сотнями. Современный мир стал глобальным, что определило потребность в создании подобных выставок. С 2009 года для координации всемирного биеннального движения действует Международная ассоциация биеннале.

В условиях доминирования арт-рынка за рубежом, биеннале оказались необходимыми для представления искусства не в качестве объекта потребления, а в качестве способа фиксации симптомов современного общественного развития, что делает их важнейшими элементами современной художественной системы, в основе которой постоянное реагирование на социальные и культурные процессы, вследствие чего биеннале со второй половины XX века стали наиболее авторитетной площадкой репрезентации искусства.

— Проводимая при активной государственной поддержке, Ташкентская биеннале современного искусства уже заслужила авторитет в международных творческих кругах. Если сравнивать подобные форумы, каковы ее особенности?

Ташкентская международная биеннале современного искусства — значимое событие в культурной жизни Узбекистана. Она не имеет прецедента в Центральной Азии. Поэтому опыт, который мы приобретаем в ходе ее проведения, уникален. Проводимая с 2001 года под эгидой Академии художеств Узбекистана при содействии ряда министерств и ведомств, она нацелена на укрепление международных культурных связей, популяризацию современного искусства Узбекистана и зарубежных стран, выявление интересных экспериментальных форм в современном изобразительном искусстве.

У всех биеннале свои сверхзадачи и принципы. У Ташкентской —поддержание новых идей и перспективных тенденций, которые оказывают влияние на весь регион.

— Предстоящая биеннале получила название «Художник и общество. Концепции искусства будущего». Почему выбор пал на эту тему?

— Мы решили показать роль и значимость художника в современном обществе, постоянно сталкивающегося с вопросами непонимания и преодоления границ. Данная тема раскрывает стремительные перемены в отношениях человека и социума и возникающие при этом парадоксы. Сегодня художнику важно глубоко понимать общество, осознавать собственную идентичность в контексте проблем современности. Участникам предстоящей биеннале предстоит ответить на вопросы: что сейчас волнует художника, какова его связь с обществом? Что из современного искусства может иметь продолжение в искусстве будущего?

Проблема взаимосвязи общества и творца сегодня не имеет однозначного решения. На всех исторических этапах искусство выполняло идеологические и воспитательные функции. В настоящее время тенденции развития искусства требуют от художника чуткого реагирования на моду, чтобы обрести популярность как в интернет-пространстве, так и в реальном мире. Его известность зависит от общественного мнения, благожелательных откликов критиков, количества почитателей. Для обретения популярности некоторые стремятся привлечь внимание к своим произведениям любым способом. Интернет переполнен огромным количеством визуальной информации. Публика избалована и запутана, не может отличить качественные работы от плагиата.

Взаимоотношения между художником и обществом носят многоплановый характер: подчас творец предвосхищает те или иные повороты в общественном развитии и как бы задает тон последнему. В иных же случаях он является исполнителем социального заказа. Может ли искусство быть свободным от общества? В какой мере художник должен стремиться к такой свободе?

Ташкентская международная биеннале — это возможность показать мировому сообществу наше искусство. Ведь не все художники имеют возможность выехать за рубеж со своими персональными выставками. А биеннале — это та самая выставочная площадка, где происходит диалог между нашими и зарубежными мастерами.

В культурном форуме будут участвовать как индивидуальные авторы, так и творческие группы из разных стран. Какие направления определены главными?

— Это modern art — живопись, графика, скульптура и contemporary art — инсталляции, видео- и фото-арт, концептуальное искусство. Основной упор делаем на «новизну». За четыре года у художников накопилось много работ, которые можно показать. Ведь появились новые темы, ракурсы, стили, форматы. И что интересно, проектное мышление становится «расширяющимся и углубляющимся» явлением. Есть участники, которые выставляют одну картину или серию полотен. Есть художники, делающие проекты. Запланированы персональные выставки, коллективные проекты.

В предстоящей биеннале примут участие представители 35 стран. Причем, 28 творцов приедут лично, а десять мастеров будут участвовать в онлайн-формате. И это достойный показатель. На прошлом культурном форуме участвовали художники из 25 стран.

Нашу страну будут представлять около сорока художников. Примечательно, что среди них много молодых, талантливых творцов.

—  Судя по программе Ташкентской биеннале, она интересная и насыщенная.

— Да, по традиции торжественная церемония открытия состоится в Центральном выставочном зале. Также мероприятия пройдут в Галерее изобразительного искусства, Ташкентском доме фотографии, Музее искусства миниатюры Востока имени Камолиддина Бехзода, Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы, Национальном институте художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода. Жители и гости столицы смогут посетить выставку узбекско-европейских фотографов, а также экспозиции художников Центральной Азии, Каракалпакстана, Польши, Египта, Малайзии, Китая, Японии, Южной Кореи.

В программе форума — лекции и мастер-классы от российских, британских, итальянских, белорусских художников и кураторов, модные показы. Также в его рамках состоится международная научно-практическая конференция, посвященная главной теме биеннале. В ней примут участие отечественные и зарубежные ученые, работающие в области современного искусства. Кроме того, участников ждет выезд в Самарканд, экскурсия по столице. Надеюсь, предстоящая биеннале получит хороший резонанс. Приглашаю всех на это значимое событие в культурной жизни страны. 

         Ирина МИРНАЯ, «Народное слово».

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.