Чьим интересам служат фейковые новости?

10:05 27 Апрель 2022 Общество
2559 0

Фото: Иллюстративное

Информация во все времена считалась самым востребованным продуктом повышенного спроса в обществе. Нельзя отрицать того, что медиаполе состоит не только из объективных, правдивых сведений. Есть и фейковые новости.

   Кто их готовит?

   Кто создал сомнительные платформы?

   Какой смысл редакциям распространять фейковые новости?

   Как избавить общество от ложной информации?

В сегодняшней статье хотелось бы найти ответы на эти вопросы.

 

Нет никаких ограничений в СМИ, но...

Еще до появления печатной журналистики информация среди людей распространялась в виде слухов, сплетен. С возникновением журналистики, помимо правдивой информации, распространялись и фиктивные сообщения. Человеческое общество не всегда ищет истину. Порой гоняется за невиданной и неслыханной, ложной, преувеличенной информацией. Чего хочет читатель? Зачастую острого сюжета. Вот почему некоторые необъективные журналисты сообщают непроверенную, сомнительную, но привлекающую внимание информацию. Это главная причина, по которой фейк стал не только видом информации, но и информационным явлением, вызывающим наибольшее количество дискуссий. Шумные новости в рейтинге популярности «выше» реальных новостей.

Чем притягивают внимание фейковые новости? Происходящее в них не анализируется, а скорее воображается. Это худший способ удержать и увеличить читательскую аудиторию, ужасая — удивлять, искажая — поражать цель.

Наша страна и общество стремительно обновляются. Наряду с этими изменениями в нашем обществе обеспечена свобода слова и печати. Свободное высказывание своего мнения в СМИ или выдвижение предложения и требования в государственные органы — все это было воплощением мечты каждого нашего соотечественника еще в недалеком прошлом. Поэтому ценность этой возможности не сравнить ни с каким материальным благом.

Безграничные возможности получения и передачи информации определяют вектор стремительного развития не только объема и качества информации, но и способов подачи ее широкой аудитории. Главный драйвер всего механизма конвергенции — информационные и коммуникационные технологии, появление новых гаджетов —
устраняют границы и препятствия в планах. В первую очередь их влияние отражается на изменениях в журналистике. В результате СМИ осваивают новые информационные платформы и более технологичные способы представления контента.

Правда, в глобальном интеграционном процессе еще много нерешенных вопросов. Особенно это проявляется в частом недостатке высокого профессионализма, знаний и навыков. Отсутствие тщательной и качественной подготовки некоторых материалов в СМИ, а в ряде случаев поспешная, искаженная проработка, клевета, распространение фейковой информации вызывают законные нарекания читателей.

Вот один пример. На днях неофициальные зарубежные источники сообщили, что узбекские военные объекты в районе Термеза подверглись ракетному обстрелу из Афганистана в районе Термеза. Некоторые наши каналы в узбекском сегменте предоставили эту информацию без проверки деталей. Вскоре было опубликовано официальное опро­вержение новости. Попросили не поддаваться на провокации. Два месяца назад некоторые зарубежные сайты и Telegram-каналы тоже сообщали, что талибы перебрасывают на границы Узбекистана более десяти тысяч военно­служащих. Эта непроверенная, клеветническая, предвзятая информация также была опубликована на некоторых сайтах в нашей стране. Или когда произошла авария в единой энергосистеме Центральной Азии, во многих секторах было опубликовано голо­словное и фейковое сообщение с заголовком «В Узбекистане три дня не будет электричества». Это капля в море: таких примеров очень много.

Что важно для журналистов и блогеров в этих процессах? Мыслить конвергентно, то есть опираться на логические рассуждения, уметь анализировать, классифицировать, оценивать реальность или плюсы и минусы реальности, ожидаемых изменений и всегда искать правильное решение проблемы. Журналистские взгляды играют важную роль в изменении общественного мнения в лучшую или худшую сторону посредством информации в СМИ.

Как отмечает Дэвис Беккер, британский социолог и теоретик массовых коммуникаций, СМИ находятся на перекрестке экономики, политики и технологий, и важно быть беспристрастным, быстрым, соразмерным потребностям потребителей и предсказывать результат.

Прозрачность тоже имеет свои требования

Двадцать или тридцать лет назад люди узнавали новости в основном из газет и телевидения. Сейчас самая свежая информация публикуется на сайтах и в разных социальных сетях. Традиционные печатные СМИ на конкурентной основе вошли в электронные СМИ, мессенджеры и блоги. Процесс обогащает медиапространство видеоконтентом по мере необходимости. Современные медиакомпании расширяют свой контент на медиаплатформах, таких как интернет-радио, онлайн-газеты или веб-телевидение. Существуют отделы и редакции, совместные коллективы по разработке мультимедийных материалов.

Конечно, у каждого журналиста своя правда. Правда в том, что мнение журналиста основано на принципах объективности, а не взгляда на реальность. Мы живем в такое время, когда работать в журналистике сложно. В этом процессе каждому журналисту важно сохранять объективность и беспристрастность. Принцип объективности, умение логически мыслить стали важнейшим качеством журналиста. Правда многогранна, и умение раскрыть ее необходимо для любой отрасли. При сборе и передаче информации профессиональный журналист задается такими вопросами, как «Почему общественность должна это знать?» и «Кому это выгодно?».

Благодаря интернету некоторые процессы стали проще, некоторые, наоборот, усложнились и запутались. Людям сложно представить свою жизнь без общения в социальных сетях — цепочки комментариев, регулярных обновлений статусов, сообщений, но­востных лент, политических разговоров, рейтингов и «лайков».

Несомненно, развитие социальных сетей принесло много преимуществ, люди с экрана смартфона мгновенно узнают о том, что происходит на другом конце мира. Но существует проблема. Некоторые новостные сайты, каналы в Telegram, аккаунты в Instagram и других соцсетях и мессенджерах гонятся за скоростью, нередко обслуживая чьи-то интересы в распространении ложной информации и фейковых новостей. Фейковые новости стали настоящей чумой Глобальной сети.

Более того, вымышленные сообщения часто отличаются преувеличенными, привлекающими внимание, сенсационными, драматическими заголовками. На первый взгляд они могут казаться правдоподобными, но содержание текста — в основном ложь. В соцсетях, к примеру, появляются ложные сообщения о «смерти» популярных артистов. Представьте себе ситуацию, когда этот пост читают родственники и друзья тех артистов.

При подготовке новостей о событиях за рубежом и политических комментариев полно материалов, взятых и переведенных с односторонних, предвзятых веб-сайтов или блогов. Такую информацию сложно назвать беспристрастной, не преследующей интересы некоторых политических центров.

Посредством интернет-ресурсов, публикующих разные предположения, «экспертные» мнения, одни хотят поднять рейтинг своего издания или интернет-канала, другие выполняют чужой заказ. Создатели таких новостей вбивают в сознание людей удобную им информацию, и аудитории сложно пересмотреть сообщения, критически осмыслить и разоблачить их ложь. По этой причине необходимо развивать способность проверять любую информацию, не веря ей слепо.

Кто владеет информацией, тот правит миром

По мнению экспертов, хотя сейчас около 20 стран работает над созданием ядерного оружия, количество стран с разными системами информационной агрессии превышает 120. Это однако еще одно подтверждение того, что идеологические полигоны становятся более опасным оружием, чем ядерные. Наблюдатели теперь признают, что большая часть информации, циркулирующей по всему миру, распространяется агентствами крупных стран. Что показывает: возможности тех, кто владеет этими организациями, выше. И они могут распространять нужную им информацию удобным и полезным для них способом. Таким образом лидируя в медиапространстве.

Получилось, прав тот, кто имеет возможность первым распространить информацию, донести ее до потребителя. В такой ситуации нельзя забывать о внимательном, беспристрастном, объективном подходе к тиражированию подготовленной кем-то информации. Размещение тенденциозной информации о государстве может бросить тень на прагматичную, открытую политику нашего государства, нанести ущерб его накопленному престижу. Нельзя забывать, что внешняя политика нового Узбекистана направлена на установление дружеских отношений со странами мира.

В современную эпоху глобализации, особенно в период, когда борьба за идеи набирает обороты, здравая, жизненная, эффективная пропаганда и агитация воодушевляют людей, вдохновляют их на достижение великих и славных целей. Писатель-просветитель Фитрат однажды сказал: «Этот мир — поле битвы. Здоровое тело, острый ум и хорошие нравы — боевое оружие этого поля». Поэтому деятельность средств массовой информации важна в развитии нашего государства, в формировании сознания и духовности граждан нашей страны, особенно молодежи.

В нашем обществе открыто и свободно излагать достоверную и объективную информацию, свобода слова, возможность свободно выражать личное мнение даны не только журналисту, но и всем в обществе.

Раньше, когда высказывалось мнение, большинство людей верило ему, не анализировало и не выступало против. А сейчас многие, изучив это мнение с разных ракурсов, выдвигают свои предложения. Это показывает разнообразие мировоззрений людей. Тот факт, что глава государства лично уделяет внимание этому вопросу, привносит в отрасль новое дыхание.

В поздравлении работникам печати и средств массовой информации по случаю профессионального праздника глава нашего государства выразил уверенность, что сохранение лучших достижений и традиций в сфере на протяжении многих лет, неукоснительное следование принципам беспристрастности и справедливости, законности, уважения достоинства и гордости гражданина, его права на независимое мнение, высокий профессионализм всегда будут главным критерием для работников СМИ.

Мир полон событий. Независимо от государства и системы где-то всегда что-то происходит. В советское время даже стихийные бедствия держались в секрете. Однако сейчас необходимо сообщать о любом происшествии, избегая таких пороков, как однобокость и предвзятость в его толковании.

Какую информацию нельзя распространять?

За последние годы в законодательство об ответственности за распространение недостоверной информации, поддержке средств массовой информации, обеспечении свободы слова в Узбекистане внесен ряд изменений с учетом зарубежного опыта обеспечения информационной политики. Информационная политика отражает отношение общества к управлению. Где открытость, там и развитие. Страна, где СМИ свободны, будет развиваться.

Распространение же ложной информации является преступлением. В соответствии со статьей 121 части 2 Закона «Об информатизации» владелец сайта и (или) страницы сайта, в том числе блогер, имеет доступ к сети Интернет на своем сайте и (или) сайте в сети Интернет. Перед размещением любой информации в свободном доступе на странице сайта он должен проверить ее достоверность, а также немедленно удалить ее, если какая-либо информация будет признана недостоверной.

Статья 6 Закона «О защите профессиональной деятельности журналиста» определяет обязанности журналиста, устанавливая, что при осуществлении своей профессиональной деятельности журналист обязан проверять достоверность подготавливаемых им материалов и предоставлять объективную информацию. Согласно приведенным нормам, любое лицо, распространяющее информацию, включая журналистов и блогеров, обязано проверить достоверность информации и затем опубликовать ее.

Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», принятый 25 декабря 2020 года, устанавливает ответственность за распространение заведомо ложных сведений. Такие правовые реформы проводятся для предотвращения распространения недостоверной информации, особенно в социальных сетях, для поощрения беспристрастности, уважения человеческого достоинства, соблюдения общепринятых законов журналистской этики, повышения эффективности общественного контроля.

В настоящее время наряду с государственными СМИ большое внимание уделяется развитию частных медиа. Это направление помогает создать здоровую конкуренцию в сфере, среду объективной журналистики. Дальнейшему развитию, продвижению и поддержке частных СМИ также способствуют обновления в законодательстве страны. Обмен информацией способствует культуре полного осуществления прав и свобод членов общества.

Ответственность — вопрос важнейший

Следует иметь в виду, что любая информация, не имеющая официального или надежного источника, может повлечь за собой ответственность. В то же время особой бдительности требуют такие ситуации, как идеологическое взаимодействие, распространение деструктивной информации с целью изменения сознания и мировоззрения человека. Потому что при информационной атаке мишенью является человеческий разум. Такое положение ставит под угрозу стабильность государства и угрожает выживанию исторически сложившихся ценностей нации, ее идентичности.

В наставлениях китайского философа Сунь Цзы описаны методы, которые можно использовать для распространения конспирологических сведений. Для того чтобы победить врага, философ советует: «Разгоните все доброе на земле врага вашего, опорочьте его вождей, используйте для этой цели сотрудничество с самыми уродливыми и гнусными людьми, спровоцируйте ссоры и конфликты среди ее граждан, будьте щедры на предложения и подарки, чтобы купить информацию и партнеров, ссорьте молодежь с пожилыми, не жалейте денег и обещаний вообще, ведь они дают хорошие результаты». Сейчас мы наблюдаем, как изо дня в день такие сценарии шлифуются и развиваются, а «дары», о которых говорил Сунь Цзы, преподносятся средствам массовой информации в разных формах.

Значит, в мире, где информационные игры не только еще продолжаются, но и развиваются как по форме, так и по содержанию, вопрос об ответственности национальных СМИ перед обществом остается одним из важнейших. Это также показывает, что для журналистики XXI века на данный момент нет незначительных тем.

Учитывая тот факт, что в мире сформировано единое информационное пространство, эти вопросы не теряют своей актуальности для Узбекистана, избравшего уникальный путь развития. В связи с этим пресса, сайты и электронные СМИ становятся основным средством информирования наших соотечественников о процессах социальных, экономических и политических реформ, демо­кратического обновления страны, а также первоочередным интересом каждого из нас. Это главный критерий, определяющий их ответственность перед обществом.

 

Шерзод МУСТАФАКУЛОВ,

 ректор Кокандского университета доктор экономических наук, доцент.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.