Частный извоз: выход из тени

10:03 03 Июнь 2021 Общество
771 0

архивное фото

Принятым недавно документом физическим лицам до 1 января 2023 года разрешено оказывать услуги такси при условии регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

Для легальной работы таксистом на собственном автомобиле теперь достаточно лишь зарегистрировать ИП и ежемесячно платить налог в размере 425 тысяч сумов. Для физических лиц регистрационная плата составит  690 тысяч сумов. Есть ряд других требований: авто необходимо оснастить специальным плафоном — TAXI и при поиске клиентов пользоваться с 1 сентября текущего года услугами компаний-агрегаторов, предоставляющих интерактивные сервисы, например, «Яндекс. Такси», ¬«My Taxi», «Taxi Millenium», и других.

Установлен возрастной ценз для водителя — от 21 года, год выпуска автомобиля не должен превышать десяти лет. При этом периодичность техосмотра — раз в полгода. Водители должны ежемесячно проходить медосмотр в частных медицинских учреждениях или семейных поликлиниках.

Принятый документ автовладельцы, желающие таксовать на законном основании, ждали давно. Проблема нелегального извоза обсуждалась более десяти лет. С января 2012 года в стране были введены обязательные единые требования к такси и их водителям, однако незаконный рынок услуг пока остается огромным. Достаточно выйти на обочину дороги, поднять руку, и перед потенциальным пассажиром выстроится вереница авто.

Правительство планировало разрешить физическим лицам оказывать услуги такси с 2017 года. Весной 2018 года был разработан проект указа Президента, которым планировалось разрешить индивидуальным предпринимателям оказывать услуги такси, а также отменить требования по установке в автомобилях контрольно-кассовых машин и средств радиосвязи. Но в окончательный вариант указа эти предложения снова не вошли. В 2019 году предлагалось разрешить физическим лицам оказывать услуги по перевозке пассажиров в качестве индивидуальных предпринимателей. С учетом всех предложений документ вышел в свет.

— Первый шаг сделан, и это радует. Если разделить общую сумму выплат, то получается, что в среднем она составит 30 тысяч сумов в день. Не такие уж большие деньги, зато все легально и не надо бояться проверок. К тому же льготы неплохие, — делится мнением водитель «Матиза» Ильхом Рузиев, занимающийся частным извозом без лицензии. — Обязательно все оформлю как положено. Один раз уже доводилось платить штраф за незаконную перевозку пассажиров.

В беседе с таксистами, официально работающими на автопредприятиях, и таксистами-нелегалами выяснилось, что с их стороны имеются предложения по совершенствованию нового порядка. К примеру, работник таксомоторного парка Максим Ларионов считает, что налог довольно большой и его надо сократить.

— Таксисты много не зарабатывают, как считают некоторые, — говорит он. — Помимо процента автопарку и «Яндексу», за свой счет приходится содержать автомобиль в технически исправном состоянии. В месяц у таксиста остается немногим более двух миллионов сумов, а иногда и меньше. Государство может увеличить налог на прибыль именно агрегаторов, это будет справедливо. 

— Принятое постановление поначалу обрадовало, но, ознакомившись с требованиями, несколько огорчился, — делится мнением водитель «Нексии» Дильшод Каримов. — В нем говорится, что оказывать услуги по перевозке пассажиров индивидуальный предприниматель может только на автомобиле, произведенном не более десяти лет назад. Моей машине уже 12 с лишним лет, но она в отличном состоянии. Имеются люк, кондиционер и даже мини-телевизор за спинкой водительского сиденья, освежитель воздуха. Есть 4—5-летние автомобили — «дрова», а есть 30-летние в идеальном состоянии. Думаю, это ограничение стоит пересмотреть, усилив при этом внимание проведению технического осмотра. Тогда и число налогоплательщиков возрастет.

Возрастной ценз на водителя-таксиста и автомобиль введен исключительно в целях безопасности пассажироперевозок, хотя последний, как считают многие автовладельцы, можно продлить с учетом состояния автотранспортного средства, поскольку далеко не у многих есть возможность заменить имеющееся авто на более «свежее».

Пассажиры же, наоборот, предлагают внести в документ еще одно ограничение — выдавать разрешительные документы на услуги такси только лицам, имеющим водительское удостоверение категории «ВС». По мнению большинства из 30 опрошенных жителей столицы, отправляться в поездку с водителями-профессионалами гораздо безопаснее, чем с теми, кто только окончил курсы, купил авто и получил лицензию.

— Пока моя машина находилась на капремонте, почти неделю пользовалась услугами частников, — говорит жительница Чиланзарского района столицы Дильноза Хамраева. — Однако поездки эти комфортными и безопасными не назовешь. Некоторые «бомбилы», едва завидев человека на обочине, даже не включив сигнал поворота, не посмотрев в зеркало заднего вида, сворачивают с крайней левой полосы, создавая аварийную ситуацию. Таким лицензии, думаю, давать не стоит. Пусть для начала выучат правила дорожного движения и этикета.

С данным мнением нельзя не согласиться. В Лондоне, например, чтобы заполучить лицензию кэбмена, которую выдает учреждение общественных перевозок, необходимо успешно пройти тест не только по правилам дорожного движения, но и, не заглядывая в карту, назвать большинство столичных улиц и значимые здания. Также потребуется трехлетний водительский стаж, отсутствие судимости и серьезных проблем со здоровьем.

В Китае таксистом может стать заплативший 12,5 тысячи долларов и сдавший экзамен на перевозку пассажиров. На счет таксомоторной компании вносится требуемая сумма в качестве залога за автомобиль. После этого с водителем заключается контракт. Если в течение действия договора автомобилю не был причинен серьезный ущерб, не случалось дорожно-транспортных происшествий, то сумма залога полностью возвращается. В свою очередь каждая компания обязана обеспечить своим сотрудникам медицинскую страховку, перечисления в пенсионный фонд, страховку от несчастных случаев, в том числе ДТП, а также компенсацию на рождение ребенка — оплачиваемый декретный отпуск для женщин и все медицинские расходы.

В Германии таксистами становятся не только простые люди, но и обладатели дипломов о высшем образовании: филологи, философы, биологи. Получить лицензию в этой стране непросто. Помимо медицинского освидетельствования, экзамена по правилам дорожного движения, знанию города или поселка, будущему таксисту необходимо еще пройти тесты на стрессоустойчивость, быстроту реакции и остроту восприятия.

Как видим, стать обладателем лицензии у нас проще, чем в других странах, но это не снимает с водителя-таксиста ответственность за безопасность пассажиров и качество оказываемых услуг.

Сергей ЛЕВЧЕНКО,
«Народное слово».


 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.