Блистательный бенефис мастеров Большого театра

14:00 12 Ноябрь 2025 Культура
87 0

Фото: Ю. Полянский  

Организовывать и проводить творческие бенефисы ведущих мастеров –  замечательная традиция. Она позволяет наглядно продемонстрировать мастерство, осознать индивидуальность и неповторимость таланта, насколько самобытно их творчество вплетается в прекрасную многоцветную палитру искусств нашей страны. Именно из таких творческих вечеров ярче всего вырисовывается осознание высокого уровня искусства Узбекистана во всей его многокрасочности и разнообразии.

Это подтвердил прошедший в ГАБТ имени Алишера Навои совместный концерт мастеров нашего оперного искусства – народной артистки Узбекистана и Каракалпакстана, профессора Муяссар Раззаковой, народного артиста Узбекистана, профессора Авазхона Раджабова, народного артиста Узбекистана, профессора Нормумина Султанова и заслуженного артиста Узбекистана, доцента Руслана Гафарова. За плечами у каждого – своя школа оперного пения, неповторимые и талантливые наставники, и, наконец – свой творческий и жизненный путь. И пути каждого неразрывно сплетены и с историей нашего замечательного Государственного академического Большого театра Узбекистана имени А. Навои, и со всей многокрасочной палитрой искусств страны.

Наше оперное искусство воистину богато именами и достижениями. Но среди невероятно обширного соцветия имен соединение личностей этих выдающихся мастеров в одном творческом вечере уже по замыслу плодотворно и интересно. Ведь их судьбы, прошедшие через десятилетия ярких творчеств, тесно переплелись в их партнерском соучастии в исполнении оперных образов в прекрасных спектаклях, в многочисленных официальных правительственных творческих акциях, в педагогических опытах наставничества, передач основ и традиций своего мастерства талантливым ученикам. Вовсе не удивительно, что вечер был назван «Мое искусство – моя судьба». Организаторы решили, что он должен быть не просто очередным гала-концертом, а зрелищной этапной акцией, раскрывающей множество черт дарований и мастерства каждого из этих известных и любимых публикой одаренных артистов великого и самобытного Театра Оперы.

Далеко не случайно, что за подготовку вечера взялись два ведущих мастера оперной режиссуры – заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним и заслуженный работник культуры Узбекистана Хайдарали Косимов (ныне – главный режиссер ГАБТ имени А. Навои). Ведь именно Андрей Евсеевич является творческим наставником для каждого из этих мастеров, руководя их формированием буквально с первых их лет обучения в нашей консерватории, а позднее работая с ними в театре над обширной галереей постановок оперных спектаклей и вытачиванием их образов. А Хайдарали Косимов как признанный мастер воплощений узбекских национальных опер также содействовал уже в театре их творчеству в богатом репертуаре узбекских национальных опер. Благодаря слаженной работе режиссеров вечер предстал целостным, полным эмоций спектаклем-концертом о жизни в искусстве четырех ведущих оперных артистов Узбекистана.

В своем формировании каждый из этих мастеров сумел соединить в своем творчестве и национальные основы наших искусств, и достижения общемировых воплощений классических оперных образов. И все это сложное постижение брало начала с истоков их становления. Муяссар Раззакова получила блестящую академическую вокальную школу у выдающегося мастера – народной артистки Узбекистана, профессора Розалинды Лаут. А вникнуть в основы и черты национальной школы пения ей помогла другая замечательная певица – народная артистка СССР, профессор Саодат Кабулова. В таком уникальном равновесии Муяссар Раззакова блестяще воплотила десятки значительных и разных образов мирового оперного театра и узбекской национальной оперы. Авазхон Раджабов закончил нашу консерваторию в классе пения народного артиста Узбекистана Грайра Ханеданьяна и всю жизнь посвятил убедительному воплощению как великих образов классической оперы, так и раскрытию характеров обширной галереи узбекских оперных героев. Нормумин Султанов окончил Киевскую консерваторию в Украине, и, как истинный деятель оперного искусства Узбекистана, прочно соединил эти основы с национальным пластом. А Руслан Гафаров –  воспитанник Ташкентской консерватории по классу высоко одаренной и самобытной Софьи Цой – с первых шагов творчества в театре с одинаковым мастерством воплощал и образы обшемирового оперного наследия, и оперы композиторов нашей страны. Существенно и то, что этот концерт вовсе не совпал ни с одной круглой датой каждого участника, а предстал просто искренним и полным света праздником их творчества. 

В раскрытии сути этого единства и заключался основной смысл драматургии торжественного вечера. Расположив симфонический оркестр на сцене, и постановщики, и участники получили возможность раскрывать свои образы не только в ярком и выразительном пении, но и в проживании характеров своих героев. Двухминутный видеоколлаж представил героев вечера в их ярких образах, в ответственных концертах, в процессе педагогического наставничества, в работе в престижных жюри вокальных конкурсов. А затем, тесно переплетаясь в различии стилей, жанров, в разнообразии характеров, перед зрителем предстали не просто выступления каждого из мастеров, но и полноценная вокально-сценическая образность каждого номера. А симфонический оркестр театра под динамичным управлением ведущего дирижера театра Бобомурода Худайкулова не только поддерживал тонким ансамблем пение артистов, но и становился еще одним полноценно ярким героем и соучастником действия.

Режиссеры вечера – Андрей Слоним и Хайдарали Косимов открыли его теплыми повествованиями о героях концерта, о значении каждого в оперном искусстве страны. Затем начался парад номеров и талантов, соединенный в единую  композицию. 

Муяссар Раззакова при участии хорового коллектива театра открыла вечер горячей патриотической песней М. Бафоева «Мехринг билан яшаймиз ватан», задав этим значимую торжественность и верность основам жизни нашей страны. Она в ансамбле с хором завоевала горячий прием зрителя и в плавно-внеземной каватине Нормы из одноименной оперы В. Беллини, погрузила слушателей в поэтический мир романса М. Ашрафи «Кашмирида», а чуть позже порадовала истинным мастерством исполнения сложной двухчастной каватины Эльвиры из оперы Дж. Верди «Эрнани». Затем певицей в ансамбле с Нормумином Султановым был представлен знаменитый дуэт из оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур», которая в свое время была поставлена режиссером А. Слонимом именно во имя исполнения заглавной роли М. Раззаковой, и в которой блестяще раскрылось ее дарование и творческие возможности. А за этим номером последовало яркое исполнение горячего болеро Елены из оперы Дж. Верди «Сицилийская вечерня». 
Аваз Раджабов также значительно и ярко показал свое мастерство как в исполнении национальной оперы, так и в общемировом наследии. Открыв классическую часть вечера знаменитым Прологом из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы», он вскоре добавил к замечательному впечатлению от этого номера и арию Ренато из оперы Дж. Верди «Бал-маскарад», и проникновенно искреннюю арию Елецкого из оперы П. И. Чайковского «Пиковая Дама». А затем впечатляюще достойно раскрыл и особую сладостную специфичность национального оперного наследия. Вдохновенно прозвучали у мастера в ансамбле с хором театра и ария Аль-Фаргоний из оперы М. Бафоева «Небо моей любви», и замечательные, остро-характерные куплеты Ходжи Дарги из оперы С. Юдакова «Проделки Майсары». А еще позднее в ансамбле с Русланом Гафаровым Аваз Раджабов с особой энергией исполнил и куплеты Эскамильо из оперы Ж. Бизе «Кармен» при экспрессивном участии хорового коллектива театра.  

А Нормумин Султанов в свою очередь тоже умело и убедительно раскрыл своеобразие героев и классических мировых опер, и произведений узбекской музыкальной культуры. Органично и разнообразно в его исполнении сменяли друг друга то песня Левко из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь», то полный светлой любовной тоски романс Неморино из оперы «Любовный напиток» Г. Доницетти, то две разные русские народные песни – «Ах ты, душечка!..» и  «Вдоль по улице метелица метет…», то праздничный «Карнавальный вальс» С. Юдакова. Эмоционально и искренне он выступил и в ансамбле с М. Раззаковой в любовном дуэте из оперы «Лючия ди Ламмермур». И даже финал вечера был в русле замысла проекта. Все участники и хоровой коллектив театра бравурно исполнили «Застольную» из «Травиаты» Дж. Верди, а затем завершили действо патриотической песней о Родине А. Назарова «Ватан азиздир».  Каждый номер был по-особому горячо принят многочисленной публикой, а финал стал истинно праздничным апофеозом творческого мастерства четырех выдающихся артистов оперы.

А в творческой палитре Руслана Гафарова эта смена стилей и штрихов также обрела особую ясность и четкость. Начав с динамичной, полной страсти и гнева арии оскорбленного шута Риголетто из одноименной оперы Дж. Верди, Р. Гафаров перешел к смятенной страстности рахманиновского Алеко, убедившегося в измене возлюбленной, а позднее и к непростому в смене настроений дуэту Риголетто с дочерью Джильдой, искренне и вдохновенно воплощенной Муяссар Раззаковой (стоит упомянуть и о гостье вечера, ведущей солистке театра Анастасии Юдиной, воплотившей в этой сцене образ Джиованны). Затем он остроумно и зримо воплотился и в хитроумного Мулладуста из оперы С. Юдакова «Проделки Майсары». А чуть позже предстал в образе ироничного Фигаро из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» (он был первым исполнителем этой роли в премьере оперы «Свадьба Фигаро»), позднее вместе с А. Раджабовым представил образ отважного тореадора Эскамильо в его куплетах, а потом вместе с собратьями по творчеству ярко завершил вечер в финальной песне «Ватан азиздир».

Успеху вечера во многом способствовало и замечательное видеооформление каждого номера, воплощенное в содружестве с постановщиками Яном Милениным. 
Это был подлинный праздник творчества. И целостно выстроенный, и сиюминутно-искренний, где в каждый момент действия ощущалось мастерство и необыкновенная энергия всех участников. Насколько же многогранно талантлив наш любимый ГАБТ имени А. Навои. Необычайно ярко показавший самобытность четырех своих мастеров, он дал понять, что эти высокие традиции бережно передаются из одного творческого поколения артистов оперы в другое. Ведь каждый герой вечера является и опытным вокальным педагогом с достойной группой своих учеников. А М. Раззакова в течение многих лет возглавляла кафедру академического пения нашей консерватории. И это не просто факты, а убедительное подтверждение высоты потенциала отечественного оперного искусства, его самобытности и весомости уже не только на уровне нашей страны, но и далеко за ее пределами. Об этом свидетельствуют все более частые факты сотрудничества наших артистов оперы с видными зарубежными сценами и высокие награды молодых на международных конкурсах. И, конечно же, отрадно, что нашим четырем выдающимся певцам удалось воздать высокую дань оценок их мастерства вполне «очно», всеобъемлюще – в отклике множества поклонников их талантов и ценителей оперы, которые в этот вечер встретили их замечательные выступления истинным торжеством сердец.  

Ирина МИРНАЯ, «Народное слово».
    
 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.