Автомобильные пробки. И как с ними бороться?

11:41 08 Ноябрь 2023 Общество
704 0

Фото: Иллюстративное

Ежедневно Ташкент буквально застревает в километровых пробках. В часы пик загруженность на многих улицах становится порой запредельной. Проблема образования автомобильных заторов создает для общества и государства огромные издержки. Пока же у нас пытаются решить ее расширением главных улиц, что не может быть эффективным.

Понятно, что эта проблема возникла из-за существенного увеличения автомобильного транспорта в столице. На 1 января нынешнего года количество легковых автотранспортных средств, принадлежащих физическим лицам, в республике составило почти 3, 4 миллиона единиц и увеличилось на 630 тысяч по сравнению с показателем прошлого года.

Думается также, что серьезной ошибкой стала ликвидация трамвайного и троллейбусного движения несколько лет назад. В то время как этот транспорт надо было развивать, чтобы поездка в нем стала комфортной и быстрой. И не случайно глава государства поставил задачу вернуть на наши улицы трамваи. Вообще улучшение работы городского общественного транспорта является лучшим способом борьбы с пробками. Но он должен быть удобным, недорогим и хорошо продуманным. Но когда трамваи появятся на наших улицах, чтобы расстояние между домом и ближайшей остановкой было минимальным? И чтобы доехать до нужного места без нескольких пересадок?

Необходимо сказать, что проблема эта общемировая – автомобильные заторы существовали и существуют практически везде и борьба с ними ведется во многих государствах.

Так, во многих странах Европы и в Японии созданы системы слежения за состоянием дорог, которые передают сведения о загруженных и свободных путях прямо на приборную доску автомобиля. Водитель может видеть «узкие места» и объехать их. Японская фирма «Хонда» даже снабдила 150 тысяч своих автомобилей системой спутниковой навигации, которая передает на центральный компьютер сведения о положении каждой машины. А он, зная общее положение на дорогах, подбирает самый свободный маршрут персонально каждому автоводителю.

В некоторых городах США известная фирма «Майкрософт» создала систему прогнозирования пробок, похожую на метеобюро. По телефону или через Интернет перед выездом из дома водитель может обратиться в эту службу и получить прогноз состояния интересующих его трасс. Указываются вероятные места пробок. Для прогноза используются как данные о количестве машин, поступающие в реальном времени, так и «исторические» сведения – где и какие пробки были на каждой дороге в прошлые годы. Учитываются и погода, и календарь выходных и праздничных дней, и даже массовые мероприятия вроде спортивных матчей, митингов и ярмарок. Точность предсказаний достигает 75 процентов.

Если такие способы борьбы с пробками пока для нас недоступны, то вполне эффективными будут информационные табло на дорогах, где размещены сведения о ближайших заторах, авариях, ремонтах.

В борьбе с пробками, особенно в крупных городах, применяют электронную систему оплаты проезда по скоростным дорогам во время пиковых нагрузок утром и вечером. Одним из вариантов является установление платы за стоянку транспортных средств в центре города и стоянки рядом со станциями метрополитена, крупными остановочными пунктами общественного транспорта.

В Лондоне существует платный въезд на улицы исторического центра. Если машина въехала, выехала или двигалась по будням с 7.00 до 18.30 внутри зоны, ее владелец должен до 22 часов оплатить ежедневный сбор, составляющий около $16. Автобусы, микроавтобусы с лицензиями, мотоциклы, такси, велосипеды, машины аварийных служб освобождены от оплаты.

Передвижения в платной зоне контролируют 230 видеокамер, в том числе  установленные на крышах спецмашин, расставленных внутри «платного кольца». Так что уйти от уплаты невозможно.

А вот в Сингапуре применили весьма эффективный метод – во-первых, максимально ограничили число продаваемых автомобилей, во-вторых, в десятки раз подняли на них цены. После этого и взвинченные до небес дорожные налоги, и платные дороги, и внушительные штрафы показались сингапурцам сущим пустяком. Результат очевиден – в этой стране пробок нет.

Думается, наши специалисты могут успешно использовать зарубежный опыт и адаптировать его к местным условиям. Например, ввести платный въезд в центр Ташкента. Причем сумма оплаты может быть не столь значительной, а вот штраф за ее неуплату в этот день – в несколько раз больше. Или ограничение движения, когда в четный день месяца могут появиться на дорогах только автомобили с четными цифрами в конце номера и наоборот.

В общем, проблема требует срочного решения. Иначе мы скоро потонем в пробках.

 

Игорь Санеев,

«Народное слово».


 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.