Актуальные вопросы совершенствования судебной системы 

11:10 17 Февраль 2021 Общество
576 0

В Узбекистане под руководством главы государства, проводится последовательная работа по обеспечению подлинной независимости судей, совершенствованию системы отбора, подготовки и назначения квалифицированных кадров на должность судьи, а также повышению веры граждан в справедливое правосудие.

Главным документом, регламентирующим сферу стал Указ Президента страны «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». В его основу легли концептуальные вопросы общественно-политического, социально-экономического, культурно-гуманитарного развития страны. В качестве второго приоритетного направления стратегии определено «Обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы».

Для реализации данного стратегического документа были приняты меры по защите прав и свобод граждан и реформированию судебной системы. В частности, 21 февраля 2017 года принят Указ главы государства «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан». В соответствии с ним усовершенствована система отбора кандидатов и назначения на должности судей, определено повышение статуса и полномочий органа, ответственного за формирование высококвалифицированного судейского корпуса, был образован Высший судейский совет Республики Узбекистан. Данная структура в качестве органа судейского сообщества призвана осуществлять соблюдение конституционного принципа независимости судебной власти. Кроме этого, устранено дублирование функций управления судебной системой. 

7 декабря 2020 года глава государства подписал Указ «О мерах по обеспечению подлинной независимости судей и повышению эффективности предупреждения коррупции в судебной системе». Документ является логическим продолжение реформ судебной власти и направлен на укомплектование судебной системы квалифицированными и честными добросовестными кадрами. От также обеспечивает открытость и прозрачность в деятельности судебных органов, дальнейшее повышение доверия граждан и субъектов предпринимательства к судебной власти, а также реализацию Государственной программы по противодействию коррупции на 2019-2020 годы, утвержденную Указом Президента от 27 мая 2019 года.

Так, документом предусмотрено:

— с 1 февраля 2021 года, для предупреждения в сфере проявлений коррупции, обеспечения открытости и прозрачности деятельности Совета и судебной системы предусматривается организация онлайн-освещения через сеть Интернет (веб-сайт) экзаменационных процессов при отборе кандидатов для назначения впервые на должность судьи;

— формирование квалификационных коллегий образованных судов общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

— вызов судей в правоохранительные органы для допроса в качестве свидетеля или подозреваемого допускается исключительно с согласия соответствующей квалификационной коллегии;

— председатель Совета по итогам года представляет Президенту Республики Узбекистан информацию о факторах, препятствующих обеспечению независимости судебной власти, неприкосновенности судей и отправлению правосудия, а также о состоянии противодействия коррупции в судебной системе.

Также необходимо отметить подписанный главой государства Закон «О внесении изменений и дополнений в Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений», в соответствии с которым внесены изменения и дополнения в процессуальное законодательство. Остановимся подробнее на важных изменениях данного документа.

Согласно внесенным изменениям, упраздняется инстанция рассмотрения дел в порядке надзора. Теперь экономическому суду также подведомственны дела по инвестиционным спорам, дела о конкуренции. Определены споры, относящиеся к инвестиционным и споры по делам о конкуренции. Дела данной категории могут рассматриваться непосредственно Верховным судом, по желанию крупного инвестора по инвестиционным спорам, сторон по делам о конкуренции. Законом, исключено право прокурора участвовать в судебных заседаниях по всем делам. 

Также, в законе предусмотрено право Уполномоченного при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства подавать апелляционную жалобу на решение суда I инстанции, не вступившее в законную силу за исключением экономических споров, возникающих между субъектами предпринимательства, а также споров, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Введено понятие «повторное рассмотрение дела в кассационном порядке». Оно производится коллегиально в составе пяти судей. Продлен срок подачи кассационной жалобы до одного года. Также расширен список оснований для отказа в принятии к производству кассационной жалобы.

Исключено право суда кассационной инстанции исследовать новые доказательства и устанавливать новые факты.

Включены основания, в соответствии с которыми заявления, поданные по истечении трех лет с момента вступления в законную силу судебного акта, могут быть рассмотрены.

Таким образом, успешное реформирование всех направлений судебно-правовой сферы станет не только результатом, но и залогом демократизации и либерализации государства, а последовательное и поэтапное решение задач, стоящих перед судебно-правовой сферой, непременно будет служить укреплению верховенства права и формированию сильного гражданского общества.

Насиба АБДУРАХМАНОВА
судья Ташкентского межрайонного
экономического суда.   
 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.