Плюсы интеграционного проекта

15:08 29 Октябрь 2019 Экономика
477 0

Фото: Мир 24

Как показывают исследования, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) считается самым продвинутым интеграционным проектом в СНГ и представляет собой вторую в мире по глубине региональной экономической интеграции структуру после Европейского союза.

В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики. Ключевым приоритетом развития Евразийского экономического союза остается объединение финансово-экономических ресурсов стран-членов, укрепление интеграционного взаимодействия внутри объединения, активное использование общего потенциала в торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, энергетической сферах.

За 2016—2018 годы общий товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС благодаря достигнутым двусторонним договоренностям вырос на 52 процента — до 9,65 миллиарда долларов, что составило около 30 процентов внешнеторгового оборота Узбекистана.

Республика экспортирует в страны Евразийского экономического союза продукцию на сумму более четырех миллиардов долларов, что на 40,4 процента выше уровня 2016 года.

Сейчас на торговлю внутри ЕАЭС приходится 52,6 процента объема внешней торговли Беларуси, 42,8 процента — Кыргызстана, 29 процентов — Армении, 23 процента — Казахстана, что свидетельствует о заинтересованности указанных стран в едином рынке союза. Исключение составляет лишь Российская Федерация, доля которой с учетом масштабов экономики составляет примерно девять процентов.

В рамках ЕАЭС Казахстану удалось обеспечить рост экспортных поставок на рынок союза в отдельных отраслях. В частности, экспорт металлов и изделий из них увеличился на 15,4 процента, продукции машиностроения — 6,2 процента, текстиля, одежды и обуви — 28 процентов, древесины и целлюлозно-бумажных изделий — 44 процента.

Участие Армении в ЕАЭС также позволило увеличить экспорт в Россию на 87 процентов, в том числе продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Начиная с 2016 года стабильно —  на уровне свыше десяти процентов в год — растет внешнеторговый оборот Кыргызстана.

В 2018 году доля стран — членов ЕАЭС в общем объеме перевозок по железнодорожным маршрутам экспорта, импорта и транзита грузов Узбекистана составила соответственно 67, 71 и 78 процентов.

Так, через Казахстан направляется порядка 90 процентов от общего объема экспортных грузов из Узбекистана в страны — члены Евразийского экономического союза. По итогам прошлого года объем транзита железнодорожным транспортом в Казахстан составил 17 миллионов тонн.

Сейчас перевозка грузов стран — членов ЕАЭС по автомобильным маршрутам Республики Узбекистан составляет 648 тысяч тонн в год. В 2018 году доля стран — членов Евразийского экономического союза в общем объеме перевозки грузов экспорта, импорта и транзита по автомобильным маршрутам Узбекистана составила соответственно 51,4, 58,2 и 41 процент.

Еще несколько примеров. В Армении после вступления в ЕАЭС в 2015 году объем грузоперевозок вырос на 200,7 процента, а стоимость услуг перевозки грузов по автомобильным и железнодорожным маршрутам снизилась на 18 и 21 процент соответственно. При этом транзитный потенциал Армении многократно уступает Узбекистану.

Участие Кыргызстана в ЕАЭС в качестве полноправного члена помогло снизить стоимость авиабилетов на международные рейсы на 14 процентов, а цену на перевозку грузов воздушным путем на 17 процентов.

Одновременно сотрудничество с партнерами по ЕАЭС позволяет улучшать транспортную инфраструктуру стран с учетом интеграции в важнейшие трансконтинентальные международные транспортные коридоры, проходящие через территории стран объединения.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: со вступлением Узбекистана в ЕАЭС вполне реально добиться упрощения процедур во взаимной торговле, снятия экспортных таможенных пошлин, увеличения внешнеторгового оборота страны (в основном рост возможен в экспорте плодоовощной продукции), снижения стоимости транспортировки грузов, привлечения новых транзитных потоков.

Дилфуза РАХИМОВА
доктор экономических наук, профессор.

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

"Цветы России" на площадях Ташкента

Фестиваль станет ярким событием культурной жизни Ташкента и покажет важность детского искусства, ориентированного на семейную аудиторию

27 Март 2019