Об охране репродуктивного здоровья граждан

09:23 12 Март 2019 Документы
834 0

Закон Республики Узбекистан

Принят Законодательной палатой 15 февраля 2019 года
Одобрен Сенатом 28 февраля 2019 года

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охраны репродуктивного здоровья граждан.

Статья 2.    Законодательство об охране репродуктивного здоровья граждан

Законодательство об охране репродуктивного здоровья граждан состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об охране репродуктивного здоровья граждан, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Репродуктивное здоровье граждан

Репродуктивным здоровьем граждан является состояние физического, умственного и социального благополучия человека, связанное с его репродуктивной системой, ее функциями, жизненными процессами, определяющими его способность к рождению ребенка.
Охрана репродуктивного здоровья граждан предусматривает:
получение достоверной и полной информации о репродуктивном здоровье граждан;
мероприятия, процедуры и услуги в период беременности, родов и после родов, обеспечивающие вынашивание беременности и рождение ребенка без осложнений и нарушений;
предупреждение и лечение заболеваний репродуктивной системы;
предупреждение и лечение заболеваний, передающихся половым путем;
безопасное искусственное прерывание беременности, способствующее предотвращению возможных осложнений и последствий нарушений функции репродуктивной системы;
получение информации о методах контрацепции и доступа к ним.

Статья 4. Основные принципы настоящего Закона

Основными принципами настоящего Закона являются:
гуманность при решении репродуктивных проблем;
равенство мужчин и женщин в области охраны репродуктивного здоровья;
невмешательство в частную жизнь гражданина, сохранность личной и семейной тайны;
обеспечение доступности и качества медицинских услуг в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
обеспечение гарантированного государством объема услуг по охране репродуктивного здоровья граждан.

Статья 5.    Основные направления государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья граждан

Основными направлениями государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья граждан являются:
разработка, утверждение и реализация государственных и иных программ в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
развитие и совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья граждан;
воспитание у граждан сознательного и ответственного отношения к рождению здоровых детей;
создание условий, обеспечивающих равенство возможностей мужчин и женщин при реализации их репродуктивных прав;
государственная поддержка научных исследований, внедрение современных методов и технологий для улучшения репродуктивного здоровья граждан;
повышение медицинских знаний и медицинской культуры граждан в области охраны репродуктивного здоровья;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
оказание медико-социальной, а также психологической помощи гражданам при осуществлении ими своих репродуктивных прав.

Статья 6.    Государственные гарантии осуществления репродуктивных прав граждан

Государство гарантирует гражданам:
охрану репродуктивного здоровья и реализацию их репродуктивных прав;
обеспечение доступности и преемственности услуг по охране репродуктивного здоровья граждан;
принятие решения о формировании здоровой семьи без дискриминации, угроз и насилия;
невмешательство в их частную жизнь, сохранность личной и семейной тайны;
бесплатность первичной медико-санитарной помощи;
реализацию репродуктивного права граждан на самостоятельное принятие решения.
Услуги по охране репродуктивного здоровья граждан предоставляются медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в области охраны репродуктивного здоровья.

Статья 7.    Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области охраны репродуктивного здоровья граждан

Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
обеспечивает разработку, утверждение и реализацию государственных программ в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
координирует деятельность государственных органов и иных организаций в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
определяет гарантированный государством объем услуг по охране репродуктивного здоровья граждан.

Статья 8.    Полномочия Министерства здравоохранения Республики Узбекистан в области охраны репродуктивного здоровья граждан

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан:
реализует единую государственную политику в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
разрабатывает и реализует государственные и иные программы в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
участвует в разработке нормативно-правовых актов в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
разрабатывает и вносит предложения для определения гарантированного государством объема услуг по охране репродуктивного здоровья граждан;
обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
определяет меры по развитию системы охраны и защиты репродуктивного здоровья граждан и оказанию услуг по охране репродуктивного здоровья;
проводит разъяснительную работу по повышению медицинских знаний и медицинской культуры граждан в области охраны репродуктивного здоровья;
утверждает порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, перечень гарантированных услуг, показаний, противопоказаний и ограничений к их применению;
регулирует и контролирует деятельность медицинских организаций, применяющих методы вспомогательных репродуктивных технологий;
определяет порядок и условия проведения искусственного прерывания беременности, перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности;
определяет порядок и условия проведения хирургической контрацепции.

Статья 9.    Полномочия органов государственной власти на местах в области охраны репродуктивного здоровья граждан

Органы государственной власти на местах:
обеспечивают исполнение законодательства об охране репродуктивного здоровья граждан;
обеспечивают разработку, утверждение и реализацию территориальных программ в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
координируют деятельность территориальных подразделений соответствующих органов государственного управления в области охраны репродуктивного здоровья граждан;
обеспечивают контроль за качеством оказываемой медицинской помощи, в том числе в области охраны репродуктивного здоровья граждан, в медицинских учреждениях на соответствующей территории.

Статья 10. Репродуктивные права граждан

Граждане имеют право:
на самостоятельное принятие решений относительно рождения своих детей с использованием безопасных и эффективных репродуктивных технологий;
на получение достоверной и полной информации о своем репродуктивном здоровье;
на доступ к безопасным способам регулирования рождаемости и пользование контрацепцией;
пользоваться медико-профилактическими услугами и быть защищенными от средств, представляющих угрозу для здоровья, в том числе от применения научных опытов;
на получение медико-социальной, а также психологической помощи и информирования при осуществлении ими своих репродуктивных прав;
на использование вспомогательных репродуктивных технологий.
Юридические и физические лица обязаны сохранять в тайне информацию, связанную с реализацией гражданами своих репродуктивных прав.

Статья 11.    Охрана репродуктивного здоровья женщин

Охрана репродуктивного здоровья женщин включает в себя:
получение достоверной и полной информации о своем репродуктивном здоровье, методах лечения бесплодия и контрацепции;
обеспечение доступа к услугам в области охраны репродуктивного здоровья;
получение медицинских консультаций и услуг по вопросам репродуктивного здоровья с соблюдением конфиденциальности.
Женщина имеет право на лечение от бесплодия, охрану репродуктивного здоровья до беременности, в период беременности, при родах и в послеродовом периоде с использованием современных методов лечения и социальную поддержку со стороны государства.
Медицинское вмешательство в период беременности осуществляется с письменного согласия обоих супругов, при отсутствии супруга – с согласия самой женщины или их родителей либо иных законных представителей в случае несовершеннолетия или недееспособности.
Факт отказа от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий регистрируется в медицинских документах и письменно удостоверяется беременной женщиной, при невозможности этого – ее супругом или родственниками, а в случае невозможности получения письменного отказа от медицинского вмешательства – заключением консилиума врачей.
Женщина не может быть принуждена к беременности, искусственному прерыванию беременности и контрацепции.

Статья 12. Охрана репродуктивного здоровья мужчин

Охрана репродуктивного здоровья мужчин включает в себя:
получение достоверной и полной информации о своем репродуктивном здоровье, методах лечения бесплодия и контрацепции;
обеспечение доступа к услугам в области охраны репродуктивного здоровья;
лечение бесплодия с использованием новых медицинских, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, а также малоинвазивных (малотравматичных) вмешательств;
получение медицинских консультаций и услуг по вопросам репродуктивного здоровья с соблюдением конфиденциальности.

Статья 13.    Охрана репродуктивного здоровья несовершеннолетних

Охрана репродуктивного здоровья несовершеннолетних включает в себя:
организацию и проведение медико-профилактических мероприятий, в том числе направленных на выявление патологии репродуктивных органов, а также наследственных заболеваний;
проведение мероприятий по половому воспитанию и подготовке их к семейной жизни;
обучение и информирование их по вопросам репродуктивного здоровья.
Медицинское вмешательство по проблемам репродуктивного здоровья осуществляется с информированного добровольного согласия несовершеннолетнего, а также его законного представителя. В случае, когда медицинское вмешательство показано для сохранения жизни и здоровья несовершеннолетнего и при невозможности получения согласия от законного представителя и несовершеннолетнего, медицинское вмешательство осуществляется при наличии заключения консилиума врачей.
Воспитание, обучение и информирование несовершеннолетних по вопросам охраны репродуктивного здоровья, их подготовка к семейной жизни проводятся соответственно в семье, учреждениях образования и здравоохранения.
Обучение по вопросам репродуктивного здоровья, в том числе по половому воспитанию, осуществляется по специальным утвержденным программам, разработанным совместно с органами управления образованием и здравоохранением с учетом возраста, психологических и физических особенностей несовершеннолетних, при тесном сотрудничестве с их семьями. К обучению привлекаются специалисты, имеющие соответствующую медицинскую подготовку.                                                                                                                                                                                                  Услуги в области охраны репродуктивного здоровья несовершеннолетних гарантированы государством 
и проводятся на бесплатной основе. 
Информирование в области охраны репродуктивного здоровья несовершеннолетних проводится анонимно и конфиденциально.

Статья 14.    Информация о репродуктивном здоровье граждан

Информация о репродуктивном здоровье граждан включает в себя сведения:
о состоянии репродуктивного здоровья;
об условиях и методах получения услуг по охране репродуктивного здоровья;
о современных методах контрацепции, их преимуществах и недостатках;
о любых психологических и физиологических последствиях, возможных осложнениях при применении вспомогательных репродуктивных технологий.
Информация о репродуктивном здоровье граждан должна быть достоверной и полной.

Статья 15.    Использование вспомогательных репродуктивных технологий

Вспомогательными репродуктивными технологиями являются медицинские технологии, методы лечения и процедуры, направленные на достижение беременности, при которых отдельные или все этапы зачатия осуществляются вне организма женщины. 
Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий определяется Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

Статья 16.    Профилактические меры по охране репродуктивного здоровья граждан

Профилактические меры по охране репродуктивного здоровья граждан включают в себя следующие мероприятия:
выявление риска нарушений репродуктивного здоровья граждан, в том числе факторов окружающей среды и производственных факторов;
проведение обязательных профилактических медицинских осмотров (предварительных и периодических) граждан в целях выявления и лечения нарушений в области репродуктивного здоровья;
информирование граждан репродуктивного возраста и беременных о риске нарушений репродуктивного здоровья и его реабилитации;
освещение образовательных и научных программ по охране репродуктивного здоровья граждан в средствах массовой информации;
создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, в первую очередь посредством популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению репродуктивного здоровья граждан;
диспансеризация населения, в том числе детей и подростков с выделением групп риска по развитию социально значимых заболеваний, заболеваний органов репродуктивной системы и разработка индивидуальных программ профилактики;
совершенствование медико-генетической помощи гражданам, внедрение новых перинатальных технологий для ранней диагностики аномалий плода.

Статья 17. Использование контрацепции

Граждане имеют право на выбор методов контрацепции, их использование, а также отказ от них.
Гражданам оказывается медицинская помощь по индивидуальному подбору методов контрацепции с учетом состояния здоровья, возраста и индивидуальных особенностей с предупреждением возможных нежелательных последствий.
Граждане имеют право на добровольное использование хирургического метода контрацепции.
Хирургическая контрацепция может быть проведена только с обязательным предварительным информированием и с согласия совершеннолетнего дееспособного гражданина или супругов либо опекунов при недееспособности гражданина.

Статья 18. Искусственное прерывание беременности

Искусственное прерывание беременности проводится:
по желанию женщины при сроке беременности до двенадцати недель;
при наличии медицинских показаний, угрожающих жизни беременной, – независимо от срока беременности.
Медицинские учреждения обязаны информировать женщину, принявшую решение об искусственном прерывании беременности или об отказе от прерывания беременности по медицинским показаниям, о возможных негативных последствиях для ее здоровья.

Статья 19.    Сохранение врачебной тайны и конфиденциальности информации при применении вспомогательных репродуктивных технологий

Сведения о применении вспомогательных репродуктивных технологий, а также о личности участников программ вспомогательных репродуктивных технологий составляют врачебную тайну, и информация о них должна быть конфиденциальной.
Не допускается без согласия гражданина или его законного представителя разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частью третьей настоящей статьи.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
при угрозе распространения инфекционных заболеваний;
по запросам органов дознания, следствия и прокуратуры, а также суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

Статья 20. Разрешение споров

Споры, возникающие в области охраны репродуктивного здоровья граждан, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 21.    Ответственность за нарушение законодательства об охране репродуктивного здоровья граждан

Лица, виновные в нарушении законодательства об охране репродуктивного здоровья граждан, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 22.    Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Министерству здравоохранения, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 23.    Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Узбекистан                                                 Ш.  МИРЗИЁЕВ

город Ташкент,
11 марта 2019 года
№ ЗРУ–528
 


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

"Цветы России" на площадях Ташкента

Фестиваль станет ярким событием культурной жизни Ташкента и покажет важность детского искусства, ориентированного на семейную аудиторию

27 Март 2019