О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О метрологии»

Закон Республики Узбекистан
Принят Законодательной палатой 12 ноября 2019 года
Одобрен Сенатом 28 февраля 2020 года
Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 28 декабря 1993 года № 1004–XII «О метрологии» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 2, ст. 48; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5–6, ст. 153; 2003 г., № 5, ст. 67; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., № 4, ст. 98; 2014 г., № 12, ст. 343) изменения и дополнения, утвердив его новую редакцию (прилагается).
Статья 2. Узбекскому агентству стандартизации, метрологии и сертификации, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 3. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
город Ташкент,
7 апреля 2020 года
№ ЗРУ–614
Закон Республики Узбекистан
О метрологии
(новая редакция)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области метрологической деятельности.
Статья 2. Законодательство о метрологии
Законодательство о метрологии состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в законодательстве Республики Узбекистан о метрологии, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
метрологическая деятельность – деятельность, связанная с обеспечением единства измерений, методами и средствами измерений, а также способами достижения требуемой точности;
метрологическая прослеживаемость – свойство результата измерения, в соответствии с которым результат может быть соотнесен с эталоном через документированную неразрывную цепь калибровок;
метрологическая экспертиза – комплекс организационно-правовых работ по оценке и анализу правильности и полноты применения метрологических требований, связанных с обеспечением единства измерений;
средство испытаний – техническое устройство, вещество и (или) материал с нормированными техническими характеристиками, предназначенные для проведения испытаний;
стандартный образец – средство измерений в виде образца вещества (материала) с установленными в результате метрологической аттестации значениями одной или более величин, характеризующими состав или свойство этого вещества (материала);
эталон – средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения определенной единицы величины с целью передачи ее размера другим средствам измерений;
показатель точности измерений – установленная характеристика точности результата измерений, полученного при соблюдении норм и правил применяемой методики измерений;
методика выполнения измерений – совокупность операций и правил, обеспечивающих выполнение измерений и получение их результатов с установленными показателями точности;
средство измерений – техническое средство, используемое для измерений и имеющее нормированные метрологические свойства;
калибровка средств измерений – совокупность операций, выполняемых с целью установления метрологических характеристик средств измерений путем определения в заданных условиях соотношения между значением величины, полученным с помощью средства измерений, и соответствующим значением величины, воспроизводимым эталоном;
поверка средств измерений – совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным метрологическим требованиям;
единство измерений – состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах и показатели точности измерений находятся в установленных границах с заданной вероятностью.
Статья 4.Основные задачи в области метрологической деятельности
Основными задачами в области метрологической деятельности являются:
обеспечение единства измерений в Республике Узбекистан;
предотвращение недостоверных результатов измерений;
удовлетворение потребностей в объективных, достоверных и сопоставимых результатах измерений;
обеспечение метрологической прослеживаемости результатов измерений к национальным и (или) международным эталонам;
содействие развитию экономики и научно-техническому прогрессу Республики Узбекистан.
Статья 5.Основные принципы в области метрологической деятельности
Основными принципами в области метрологической деятельности являются:
законность;
объективность результатов метрологического контроля и надзора;
научная обоснованность;
приоритетность применения единиц измерений международной системы единиц;
единство системы управления;
открытость и доступность информации;
гармонизация национальных и международных требований по обеспечению единства измерений.
Глава 2.Регулирование в области метрологической деятельности
Статья 6. Основные направления государственной политики в области метрологической деятельности
Основными направлениями государственной политики в области метрологической деятельности являются:
развитие метрологической деятельности на основе международных требований;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;
развитие научных исследований и их интеграция с производственной практикой;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области метрологической деятельности;
стимулирование внедрения передовых инновационных и информационно-коммуникационных технологий;
осуществление мероприятий по защите от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
обеспечение функционирования и развития системы обеспечения единства измерений в Республике Узбекистан, ее гармонизации с международной системой единиц и системами единиц величин других стран;
развитие международного сотрудничества.
Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области метрологической деятельности
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области метрологической деятельности;
утверждает государственные программы в области метрологической деятельности и обеспечивает их реализацию;
в пределах своих полномочий принимает нормативно-правовые акты в области метрологической деятельности;
координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления в области метрологической деятельности;
устанавливает наименования и обозначения единиц величин, правила их написания и применения, порядок метрологического контроля и надзора, порядок признания в Республике Узбекистан результатов испытаний и метрологической аттестации, поверки, калибровки средств измерений, проведенных за пределами Республики Узбекистан с учетом международных договоров Республики Узбекистан.
Статья 8. Метрологическая служба Республики Узбекистан
Государственное управление в области метрологической деятельности осуществляет национальный орган по метрологии – Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации (далее – специально уполномоченный государственный орган).
Метрологическая служба Республики Узбекистан состоит из государственной метрологической службы, метрологических служб органов государственного и хозяйственного управления, а также метрологических служб юридических лиц, не являющихся органами государственного и хозяйственного управления.
Государственная метрологическая служба состоит из специально уполномоченного государственного органа и его подразделений в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, а также Узбекского национального института метрологии.
Метрологические службы органов государственного и хозяйственного управления состоят из специально созданных и аккредитованных подразделений при органах государственного и хозяйственного управления.
Метрологические службы юридических лиц состоят из специально созданных и аккредитованных юридических лиц, не являющихся органами государственного и хозяйственного управления, и (или) подразделений при них (далее – метрологические службы юридических лиц).
Метрологические службы органов государственного и хозяйственного управления и метрологические службы юридических лиц создаются в случаях необходимости для выполнения работ по обеспечению единства измерений и осуществления метрологического контроля.
Права и обязанности метрологических служб органов государственного и хозяйственного управления и метрологических служб юридических лиц устанавливаются положениями, согласованными с органами государственной метрологической службы.
Статья 9.Полномочия специально уполномоченного государственного органа в области метрологической деятельности
Специально уполномоченный государственный орган:
реализует единую государственную политику в области метрологической деятельности;
координирует в стране деятельность межрегиональных и межотраслевых организаций в области метрологической деятельности;
устанавливает правила по созданию, утверждению, хранению и поддержанию национальных эталонов, а также обеспечивает их сличение на международном уровне;
определяет общие метрологические требования, предъявляемые к методам, средствам и результатам измерений;
осуществляет государственный метрологический контроль и надзор, а также координацию действий в области метрологической деятельности;
ведет Государственный реестр средств измерений, прошедших государственные испытания и утверждение типа или метрологическую аттестацию;
в пределах своих полномочий принимает нормативно-правовые акты и нормативные документы, в том числе совместно с другими органами государственного управления;
организует подготовку и переподготовку научных кадров и инженеров-техников;
осуществляет контроль за соблюдением международных договоров Республики Узбекистан;
привлекает специалистов органов государственного и хозяйственного управления, организаций для выполнения возложенных задач по обеспечению единства измерений;
в пределах своих полномочий участвует в деятельности международных организаций;
обеспечивает функционирование и развитие системы обеспечения единства измерений Республики Узбекистан и ее гармонизацию с международной системой единиц и системами единиц величин других стран;
осуществляет меры по защите прав потребителей, здоровья и безопасности граждан, окружающей среды и интересов государства от отрицательных последствий неверных результатов измерений;
получает от органов государственного и хозяйственного управления, а также организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных по обеспечению единства измерений задач.
Статья 10.Полномочия подразделений специально уполномоченного государственного органа в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте
Подразделения специально уполномоченного государственного органа в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте:
будучи аккредитованными, выполняют работы по метрологической аттестации, поверке и калибровке средств измерений;
разрабатывают проекты нормативных документов по обеспечению единства измерений;
участвуют в межлабораторных сличениях на национальном уровне.
Статья 11.Полномочия Узбекского национального института метрологии
Узбекский национальный институт метрологии:
совершенствует и обеспечивает развитие национальной эталонной базы Республики Узбекистан;
проводит работы по поддержанию и сличению на международном уровне эталонов и средств измерений наивысшей точности, а также хранению и передаче единиц величин;
разрабатывает проекты нормативных документов по обеспечению единства измерений;
участвует в реализации международных договоров по взаимному признанию результатов метрологического контроля;
осуществляет метрологический контроль и научные исследования в области метрологической деятельности.
Статья 12. Полномочия метрологических служб органов государственного и хозяйственного управления и метрологических служб юридических лиц
Метрологические службы органов государственного и хозяйственного управления и метрологические службы юридических лиц:
будучи аккредитованными, выполняют работы по поверке и калибровке средств измерений;
разрабатывают проекты нормативных документов по обеспечению единства измерений.
Глава 3. Организация метрологической деятельности
Статья 13. Нормативные документы по обеспечению единства измерений
Утверждение и государственная регистрация нормативных документов по обеспечению единства измерений, устанавливающих метрологические нормы и правила и имеющих обязательную силу на территории Республики Узбекистан, осуществляются специально уполномоченным государственным органом.
В Республике Узбекистан применяются нормативные документы по обеспечению единства измерений следующих видов:
методика поверки средств измерений;
методика калибровки средств измерений;
методика выполнения измерений;
методика аттестации средств испытаний.
К нормативным документам по обеспечению единства измерений относятся также документы по стандартизации, устанавливающие порядок проведения метрологического контроля.
Методики поверки и калибровки средств измерений, методика аттестации средств испытаний подлежат метрологической экспертизе.
Методика выполнения измерений подлежит метрологической аттестации.
Статья 14. Единицы величин
В Республике Узбекистан в установленном порядке допускаются к применению единицы величин международной системы единиц. Наименования единиц величин, обозначения, правила их написания и применения утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению специально уполномоченного государственного органа.
Кабинетом Министров Республики Узбекистан может быть допущено применение единиц, не включенных в международную систему единиц.
При осуществлении внешнеторговой деятельности в соответствии с условиями контракта могут использоваться и иные единицы величин.
Статья 15. Эталоны единиц величин
Единицы величин хранятся и воспроизводятся посредством эталонов.
Единицы величин, воспроизводимые эталонами, должны обеспечивать метрологическую прослеживаемость до единиц международной системы единиц.
Решением специально уполномоченного государственного органа национальный эталон признается в качестве исходного эталона для установления размера определенной единицы величины на территории Республики Узбекистан.
Национальные эталоны не подлежат приватизации.
Порядок создания, утверждения, хранения и применения эталонов устанавливается специально уполномоченным государственным органом.
Статья 16. Средства измерений и средства испытаний
Средства измерений и средства испытаний, находящиеся в эксплуатации, должны обеспечивать результаты измерений в узаконенных единицах с установленной точностью и соответствовать условиям применения.
Конструкция средств измерений должна ограничить доступ к функциональным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настроек и вмешательств, которые могут привести к искажениям результатов измерений.
Критериями отнесения технических средств, устройств, веществ и (или) материалов к средствам измерений и (или) средствам испытаний являются следующие:
обладание нормированными метрологическими свойствами и техническими характеристиками, значения которых принимаются неизменными в течение определенного времени;
способность обеспечения результатов измерений в узаконенных единицах с установленной точностью, а также достоверности результатов испытаний;
функционирование на механическом, электрическом, оптическом, физико-химическом и электронном принципах.
Технические средства не являются средствами измерений и (или) средствами испытаний в случае:
обладания индикаторной функцией;
использования исключительно для предварительной оценки, результаты которой не являются измерением и (или) испытанием;
выполнения исключительно функции по передаче информации о результатах измерений и (или) испытаний.
Статья 17. Методики выполнения измерений
Методики выполнения измерений должны содержать оценку показателей точности результатов измерений и обеспечивать установленную точность в реальных условиях проведения измерений. Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками выполнения измерений.
Метрологическая аттестация методик выполнения измерений осуществляется путем проведения исследований с целью оценки и подтверждения соответствия методики выполнения измерений предъявляемым к ней метрологическим требованиям.
Порядок разработки и метрологической аттестации методик выполнения измерений устанавливается специально уполномоченным государственным органом.
Глава 4. Государственный метрологический контроль и надзор
Статья 18. Осуществление государственного метрологического контроля и надзора
Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются органами государственной метрологической службы в целях проверки соблюдения требований законодательства о метрологии.
Статья 19.Объекты государственного метрологического контроля и надзора
Объектами государственного метрологического контроля и надзора являются:
эталоны;
средства измерений;
средства испытаний;
стандартные образцы;
информационно-измерительные системы;
методики выполнения измерений;
количество фасованных товаров в упаковках при их расфасовке и продаже;
иные объекты, предусмотренные нормами и правилами метрологии.
Статья 20. Сфера государственного метрологического контроля и надзора
Государственный метрологический контроль и надзор применяются в отношении измерений, выполняемых в сферах:
здравоохранения, ветеринарии, охраны окружающей среды;
учета материальных ценностей и топливно-энергетических ресурсов;
налоговой, таможенной, торгово-коммерческой, почтовой и телекоммуникационной;
хранения, перевозки и уничтожения токсичных, легковоспламеняющихся, взрывчатых и радиоактивных веществ;
производства, реализации продукции общественного питания и оказания услуг в этой сфере;
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;
обеспечения промышленной безопасности;
обеспечения обороны государства;
обеспечения безопасности труда и безопасности движения транспорта;
определения безопасности и качества сертифицируемой продукции;
осуществления геодезических, картографических и гидрометеорологических работ;
проведения государственных испытаний, поверки, калибровки, ремонта и метрологической аттестации средств измерений;
добычи полезных ископаемых;
проведения официальных спортивных соревнований;
осуществления работ по оценке соответствия продукции и услуг.
В соответствии с законодательством государственный метрологический контроль и надзор могут применяться и в иных сферах деятельности.
Статья 21. Государственный метрологический контроль
Государственный метрологический контроль осуществляется в целях определения и (или) подтверждения метрологических, технических характеристик объектов государственного метрологического контроля и надзора.
Государственный метрологический контроль осуществляется в виде:
испытаний в целях утверждения типа средств измерений;
метрологической аттестации средств измерений и методик выполнения измерений;
поверки, калибровки средств измерений, в том числе эталонов;
аттестации средств испытаний.
Статья 22. Государственный метрологический надзор
Государственный метрологический надзор осуществляется за соблюдением метрологических требований нормативных документов в области технического регулирования, а также иных актов законодательства.
Государственный метрологический надзор осуществляется за:
производством, ремонтом, прокатом, реализацией, состоянием и применением средств измерений (включая эталоны, стандартные образцы, информационно-измерительные системы);
применением методик выполнения измерений;
соблюдением установленных метрологических норм и правил, а также деятельностью аккредитованных метрологических служб, центров и лабораторий;
количеством фасованных товаров в упаковках при их расфасовке и продаже.
Права, обязанности и ответственность лиц, осуществляющих государственный метрологический надзор, устанавливаются законодательством.
Статья 23.Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках
Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках при их расфасовке и продаже проводится уполномоченными органами государственной метрологической службы.
Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке.
Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках распространяется также на мерные сосуды, используемые в качестве потребительской тары для жидких фасованных товаров.
Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках может быть осуществлен путем контрольной закупки.
Статья 24. Утверждение типа и метрологическая аттестация средств измерений
Утверждение типа средств измерений включает в себя выполнение работ, в ходе которых на основании государственных испытаний средств измерений устанавливаются их метрологические и технические характеристики, определяется соответствие средств измерений требованиям законодательства о метрологии и принимается решение об утверждении типа средств измерений.
Метрологическая аттестация средств измерений проводится государственной метрологической службой в целях признания допустимости применения средств измерений единичного производства (или ввозимых по импорту на территорию Республики Узбекистан в единичных экземплярах) на основании исследований их свойств.
Средства измерений, используемые в сферах, указанных в статье 20 настоящего Закона, подлежащие производству и ввозу по импорту, должны подвергаться государственным испытаниям и утверждению типа или метрологической аттестации.
Проведение государственных испытаний, утверждение типа и внесение в Государственный реестр средств измерений осуществляются специально уполномоченным государственным органом.
На утвержденные средства измерений или в их эксплуатационную документацию изготовитель обязан наносить знак Государственного реестра.
Статья 25. Поверка средств измерений
Поверка средств измерений осуществляется аккредитованной государственной метрологической службой и аккредитованными метрологическими службами органов государственного и хозяйственного управления.
При поверке средств измерений определение и подтверждение их соответствия установленным метрологическим требованиям осуществляются на основании методики поверки средств измерений, предусматривающей последовательность выполняемых операций.
Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются специально уполномоченным государственным органом.
Статья 26. Калибровка средств измерений
Калибровка средств измерений осуществляется аккредитованными метрологическими службами.
При калибровке средств измерений используются методики калибровки средств измерений, предназначенные для установления метрологических характеристик средств измерений.
Средства измерений, применяемые вне сфер, указанных в абзацах втором – десятом части первой статьи 20 настоящего Закона, могут подвергаться калибровке при их производстве, реализации, эксплуатации, прокате и ремонте.
Результаты калибровки средств измерений, выполненной аккредитованной метрологической службой, могут быть использованы при поверке средств измерений.
Допускается создание метрологических служб по калибровке средств измерений на основе государственно-частного партнерства.
Статья 27. Аттестация средств испытаний
Аттестация средств испытаний осуществляется аккредитованными метрологическими службами.
Аттестация средств испытаний проводится в целях определения соответствия нормированных технических характеристик средств испытаний требованиям нормативных документов в области технического регулирования.
При аттестации средств испытаний используются методики аттестации средств испытаний, выполнение которых позволяет определить соответствие средств испытаний нормированным техническим характеристикам средств испытаний.
Статья 28.Аккредитация метрологических служб на право осуществления метрологических работ и услуг
Аккредитация метрологических служб на право осуществления метрологической экспертизы нормативных документов в области технического регулирования, метрологической аттестации средств измерений, методик выполнения измерений, аттестации средств испытаний, поверки, калибровки и испытаний средств измерений, применение и использование которых возможно в сферах, предусмотренных в статье 20 настоящего Закона, проводится в порядке, установленном законодательством.
Инспекционный контроль деятельности аккредитованных метрологических служб, осуществляющих метрологическую экспертизу нормативных документов в области технического регулирования, метрологическую аттестацию средств измерений, методик выполнения измерений, аттестацию средств испытаний, поверку, калибровку, испытания средств измерений, применение и использование которых возможно в сферах, предусмотренных в статье 20 настоящего Закона, проводится в порядке, установленном законодательством.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 29. Государственное финансирование государственной метрологической службы
Государственному финансированию подлежат следующие работы государственной метрологической службы:
разработка перспектив развития метрологии;
участие в работе международных, региональных организаций по метрологии и проведение работ с зарубежными национальными службами по метрологии;
разработка и участие в разработке нормативно-правовых актов и нормативных документов, а также международных, региональных норм и правил в области метрологической деятельности;
проведение научно-исследовательских и иных работ в области метрологической деятельности, имеющих общегосударственное значение;
разработка, совершенствование, изготовление, хранение, применение, приобретение и содержание эталонов и средств измерений, а также обеспечение их сличения на международном уровне;
разработка стандартных образцов;
проведение государственного метрологического надзора.
Статья 30. Оплата метрологических работ и услуг
Метрологические работы и услуги, оказываемые юридическим и физическим лицам по испытанию, утверждению типа, проведению метрологической аттестации, поверке и калибровке средств измерений, аттестации методик выполнения измерений, метрологической экспертизе нормативных документов в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, оценке технической компетентности и соответствия установленным метрологическим нормам и правилам, оценке качества выполнения измерений и испытаний, а также иные виды метрологической деятельности, не входящие в сферу государственного финансирования, оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключаемых договоров.
Статья 31. Разрешение споров
Споры в области метрологической деятельности разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства о метрологии
Лица, виновные в нарушении законодательства о метрологии, несут ответственность в установленном порядке.
Рекомендуем
Популярное
- АЭС в Узбекистане стала одной из важных тем, обсуждаемых на международном форуме «World Atomic Week»
- Новые подходы к деятельности ООН: позиция Узбекистана
- Новые форматы сотрудничества
- Визит Президента Узбекистана в США завершился
- Президент Узбекистана встретился с соотечественниками и стипендиатами Фонда «Эл-юрт умиди»
- Когда пространство без барьеров становятся нормой
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment