О правах лиц с инвалидностью

07:41 16 Октябрь 2020 Документы
203 0

Закон Республики Узбекистан

 

Принят Законодательной палатой 22 июля 2020 года

Одобрен Сенатом 11 сентября 2020 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области обеспечения прав лиц с инвалидностью.

Статья 2. Законодательство о правах лиц с инвалидностью

Законодательство о правах лиц с инвалидностью состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о правах лиц с инвалидностью, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

дискриминация по признаку инвалидности – любое обособление, исключение, отстранение, ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которых является отрицание признания или реализации наравне с другими прав и свобод лиц с инвалидностью в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или иной области;

дети (ребенок) с инвалидностью – лица в возрасте до восемнадцати лет, которые в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия стойких физических, умственных, сенсорных (чувственных) или психических нарушений нуждаются в социальной помощи и защите своих прав и законных интересов со стороны государства и общества;

лицо с инвалидностью – лицо со стойкими физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями, нуждающееся 
в социальной помощи и защите, создании условий для полного и эффективного участия наравне с другими в политической, экономической, социальной жизни общества и государства;

социальная защита лиц с инвалидностью – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих лицам 
с инвалидностью условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и государства;

общественные объединения лиц с инвалидностью – негосударственные некоммерческие организации, созданные лицами с инвалидностью в целях защиты прав, свобод и законных интересов лиц с инвалидностью, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и государства;

протезно-ортопедические изделия – изделия, предназначенные для замещения отсутствующих конечностей или других частей тела, компенсирующие нарушенные или утраченные функции организма;

сурдоперевод – способ перевода с помощью дактильной азбуки и (или) языка жестов с какого-либо языка;

сурдотехнические средства – технические средства для коррекции и компенсации дефектов слуха, в том числе усиливающие средства связи и передачи информации;

медико-социальная экспертиза – определение на основе комплексной оценки клинико-функциональных, социальных, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемого лица, степени потери здоровья и степени ограничения его жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, группы инвалидности, причины и времени ее наступления, а также выдача рекомендаций о возможных для лица по состоянию здоровья видах трудовой деятельности и необходимых условиях труда, потребности в постороннем уходе, соответствующих видах санаторно-курортного лечения и социальной защите;

тифлотехнические средства – средства, направленные на коррекцию и компенсацию утраченных возможностей лиц с инвалидностью в результате дефекта зрения;

ограничение жизнедеятельности лица – полная либо частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься обучением и трудовой деятельностью.

Статья 4. Основные принципы обеспечения прав лиц с инвалидностью

Основными принципами обеспечения прав лиц с инвалидностью являются:

уважение достоинства лиц с инвалидностью, их самостоятельности, свободы выбора;

недопущение дискриминации по признаку инвалидности;

равенство возможностей при реализации прав и свобод человека;

уважение развивающихся способностей детей с инвалидностью и их права сохранять свою индивидуальность;

доступность объектов и услуг;

вовлечение лиц с инвалидностью в жизнь общества и государства.

Статья 5. Принцип уважения достоинства лиц с инвалидностью, их самостоятельности, свободы выбора

Уважение достоинства лиц с инвалидностью, их самостоятельности, свободы выбора обеспечивается установлением гарантий защиты 
и реализации прав и свобод лиц с инвалидностью и их семей наравне с другими гражданами.

Статья 6. Принцип недопущения дискриминации по признаку инвалидности

Запрещается любое обособление, исключение, отстранение, ограничение или предпочтение в отношении лиц с инвалидностью, а также отказ от создания условий для доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам.

Специальные меры, направленные на обеспечение равенства возможностей для лиц с инвалидностью и их вовлечение в жизнь общества и государства, не считаются дискриминационными в отношении других граждан.

Статья 7. Принцип равенства возможностей при реализации прав и свобод лиц с инвалидностью

Равенство возможностей при реализации прав и свобод лиц с инвалидностью обеспечивается путем осуществления мер по созданию для них гарантий доступности и предоставления равного доступа к объектам и услугам, социальной, экономической и культурной сферам, здравоохранению, образованию, трудоустройству, а также информации и средствам связи.

Статья 8. Принцип уважения развивающихся способностей детей с инвалидностью и их права сохранять свою индивидуальность

Дети с инвалидностью пользуются в полном объеме всеми правами и свободами человека наравне с другими детьми.

Во всех действиях, предпринимаемых в отношении детей с инвалидностью, приоритетным является верховенство их интересов в целях всестороннего и гармоничного развития детей с инвалидностью, содействия их общественной активности, интереса к труду, приобщения к образованию, науке, технике, искусству и спорту.

Статья 9. Принцип доступности объектов и услуг

Доступность объектов и услуг обеспечивается путем создания условий для доступа лиц с инвалидностью наравне с другими гражданами к зданиям, сооружениям, транспорту, информации и средствам связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к иным объектам и услугам, предоставляемым населению. 

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство, реконструкция зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, информации и средств связи без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним лиц с инвалидностью не допускаются.

Статья 10. Принцип вовлечения лиц с инвалидностью в жизнь общества и государства

Вовлечение лиц с инвалидностью в жизнь общества и государства осуществляется путем всестороннего поощрения их участия в общественно-политической жизни и недопущения любых форм ограничения.

Государственные органы осуществляют меры по вовлечению лиц с инвалидностью в жизнь общества и государства.

Глава 2. Регулирование в области обеспечения прав лиц с инвалидностью

Статья 11. Основные направления государственной политики в области обеспечения прав лиц с инвалидностью

Основными направлениями государственной политики в области обеспечения прав лиц с инвалидностью являются:

принятие комплексных мер по недопущению дискриминации лиц с инвалидностью;

защита чести и достоинства лиц с инвалидностью;

обеспечение равенства прав и возможностей лиц с инвалидностью наравне с другими гражданами;

вовлечение лиц с инвалидностью в жизнь общества и государства;

организация просветительно-воспитательной работы в обществе по вопросам уважения прав и достоинства лиц с инвалидностью;

обеспечение соблюдения законодательства о правах лиц с инвалидностью;

обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов и их должностных лиц по защите прав, свобод и законных интересов лиц с инвалидностью;

обеспечение лицам с инвалидностью возможности получения инклюзивного образования (дошкольное, внешкольное, общее среднее, среднее специальное, профессиональное, высшее и послевузовское образование);

развитие сотрудничества между государственными органами и негосударственными некоммерческими организациями в области обеспечения прав лиц с инвалидностью.

Статья 12. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области обеспечения прав лиц с инвалидностью

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию государственной политики в области обеспечения прав лиц с инвалидностью;

обеспечивает разработку, утверждение и реализацию государственных программ в области обеспечения прав лиц с инвалидностью;

обеспечивает исполнение законодательства о правах лиц с инвалидностью;

осуществляет контроль за деятельностью органов государственного управления по обеспечению прав лиц с инвалидностью;

определяет гарантированный государством объем услуг по обеспечению прав лиц с инвалидностью.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 13. Полномочия органов государственного управления в области обеспечения прав лиц с инвалидностью

Органы государственного управления в пределах своих полномочий:

реализуют государственную политику в области обеспечения прав лиц с инвалидностью;

определяют приоритетные направления по обеспечению прав лиц с инвалидностью;

формируют и реализуют государственные программы реабилитации, социальной защиты и обеспечения прав лиц с инвалидностью;

обеспечивают исполнение законодательства о правах лиц с инвалидностью;

финансируют и организуют проведение научных исследований и подготовку специалистов в области медицинской, профессиональной 
и социальной реабилитации лиц с инвалидностью;

принимают меры по развитию сети стационарных учреждений социального обслуживания лиц с инвалидностью, нуждающихся 
в постороннем уходе и помощи;

создают сеть реабилитационных, научно-производственных центров, стационарных учреждений социального обслуживания лиц с инвалидностью, специализированных образовательных учреждений и санаторно-курортных учреждений, а также создают организации по оказанию социально-бытовых услуг лицам с инвалидностью;

создают сеть отделений восстановительной терапии в амбулаторных и стационарных лечебно-профилактических учреждениях государственной системы здравоохранения.

Органы государственного управления могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 14. Полномочия органов государственной власти на местах в области обеспечения прав лиц с инвалидностью

Органы государственной власти на местах:

обеспечивают исполнение законодательства о правах лиц с инвалидностью;

формируют, утверждают и реализуют территориальные программы реабилитации, социальной защиты и обеспечения прав лиц с инвалидностью;

устанавливают минимальное количество рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 15. Межведомственный совет по делам лиц с инвалидностью

Для координации деятельности государственных органов, реализующих государственную политику в области обеспечения прав лиц с инвалидностью, и выработки согласованных действий, направленных на обеспечение выполнения положений настоящего Закона, Кабинетом Министров Республики Узбекистан образуется Межведомственный совет по делам лиц с инвалидностью.

В состав Межведомственного совета по делам лиц с инвалидностью включаются представители министерств, ведомств и организаций, в компетенцию которых входит реализация государственной политики в области обеспечения прав лиц с инвалидностью, а также представители негосударственных некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений лиц с инвалидностью.

Председателем Межведомственного совета по делам лиц с инвалидностью является один из заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан.

Заседания Межведомственного совета по делам лиц с инвалидностью созываются председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

Положение о Межведомственном совете по делам лиц с инвалидностью и его персональный состав утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 16. Участие органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций в обеспечении прав лиц с инвалидностью

Органы самоуправления граждан и негосударственные некоммерческие организации содействуют обеспечению прав лиц с инвалидностью.

Органы самоуправления граждан и негосударственные некоммерческие организации могут:

получать правовую, методическую, организационную и финансовую помощь от государства и в установленном порядке от международных организаций при осуществлении деятельности по обеспечению прав лиц с инвалидностью;

принимать участие в решении проблем, связанных с социальной защитой лиц с инвалидностью, а также в финансировании соответствующих мероприятий;

участвовать в создании условий для доступа лиц с инвалидностью наравне с другими гражданами к зданиям, сооружениям, транспорту, информации и средствам связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к иным объектам и услугам, оказываемым населению;

осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о правах лиц с инвалидностью.

Органы самоуправления граждан и негосударственные некоммерческие организации могут участвовать и в иных мероприятиях по обеспечению прав лиц с инвалидностью.

Статья 17. Общественные объединения лиц с инвалидностью

Общественные объединения лиц с инвалидностью вправе участвовать в формировании государственной политики в области обеспечения прав лиц с инвалидностью путем:

внесения в органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах предложений по обеспечению прав и законных интересов лиц с инвалидностью;

участия в оценке эффективности предоставления соответствующих видов социальных услуг лицам с инвалидностью;

внесения предложений в разрабатываемые проекты нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения прав лиц с инвалидностью;

участия в работе и заседаниях Межведомственного совета по делам лиц с инвалидностью;

организации совместно с уполномоченными государственными органами спортивных, просветительских и культурно-массовых мероприятий.

Органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах взаимодействуют с общественными объединениями лиц с инвалидностью и их полномочными представителями при подготовке и принятии решений, затрагивающих интересы лиц с инвалидностью.

Юридические и физические лица могут оказывать материально-техническую и финансовую помощь общественным объединениям лиц 
с инвалидностью.

Глава 3. Создание благоприятных условий для полноправного участия лиц с инвалидностью в жизни общества и государства

Статья 18. Обеспечение равенства и недопущение дискриминации лиц с инвалидностью

Запрещается любая дискриминация по признаку инвалидности.

Для обеспечения равных возможностей и недопущения дискриминации по признаку инвалидности государственные органы осуществляют меры по обеспечению возможностей равного доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам, социальной, экономической и культурной сферам, здравоохранению, образованию, трудоустройству, а также информации и средствам связи.

Государство гарантирует равную и эффективную правовую защиту от всех форм дискриминации лиц с инвалидностью.

Государство принимает меры по недопущению дискриминации лиц с инвалидностью при предоставлении возможности пользования основными правами и свободами человека.

Статья 19. Право на неприкосновенность частной жизни

Лица с инвалидностью имеют право на защиту от посягательств, на неприкосновенность их частной жизни, семьи, жилища или переписки, охрану чести и достоинства в порядке, предусмотренном законодательством. 

Государство принимает меры по обеспечению конфиденциальности сведений о личности, состоянии здоровья лица с инвалидностью.

Статья 20. Право на семью и семейное окружение

Государство принимает меры по обеспечению прав детей с инвалидностью на семью и семейное окружение, сокращению числа детей с инвалидностью, помещаемых в специализированные учреждения, обеспечению им альтернативного ухода за счет привлечения родственников в семейных условиях и в рамках иных форм устройства детей с инвалидностью.

Государство предоставляет материальную, консультативную и иную помощь и поддержку семьям, воспитывающим детей с инвалидностью.

Статья 21. Право на гражданство и свободное передвижение

Лица с инвалидностью имеют право наравне с другими гражданами приобретать и изменять гражданство, а также на свободное передвижение по территории Республики Узбекистан, въезд в Республику Узбекистан и выезд из нее, за исключением ограничений, установленных законодательством для граждан Республики Узбекистан.

Государство и негосударственные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения лиц с инвалидностью, информируют лиц с инвалидностью о наличии и доступности программ поддержки и услуг, учитывающих их возраст, пол и форму инвалидности, а также личные потребности.

Статья 22. Право на жилье

Государство обеспечивает лицам с инвалидностью возможность доступа к государственным и специальным программам по строительству жилья.

Государство обеспечивает необходимые условия и возможности лицам с инвалидностью и семьям, имеющим в своем составе лицо с инвалидностью, для приобретения жилья по доступным ценам.

Учет лиц с инвалидностью, нуждающихся в жилье или улучшении жилищных условий, осуществляется органами исполнительной власти на местах.

При формировании органами исполнительной власти на местах списков учета граждан, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, лица с инвалидностью и семьи, имеющие в своем составе лицо с инвалидностью, включаются в отдельный список.

Лица с инвалидностью имеют право на получение жилья и льготное ипотечное кредитование в рамках государственных и специальных программ по строительству жилья на льготных условиях.

Лицам с инвалидностью и семьям, имеющим в своем составе лицо с инвалидностью, предоставляется право на получение земельных участков на льготных условиях для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства.

При распределении жилья лицам с инвалидностью по возможности предоставляется жилье вблизи от места работы, медицинских 
и реабилитационных учреждений с соблюдением принципа доступности объектов и услуг.

Лицам с инвалидностью жилые помещения в многоквартирных домах государственного жилищного фонда могут предоставляться по их желанию на нижних этажах. Лица с инвалидностью, имеющие квартиры на верхних этажах, вправе их обменять на жилые помещения, расположенные на нижних этажах, при наличии свободных жилых помещений.

Жилые помещения, предоставляемые лицам с инвалидностью или семьям, имеющим в своем составе лицо с инвалидностью, должны соответствовать принципу доступности объектов и услуг.

Жилые помещения, занимаемые лицами с инвалидностью, должны быть оборудованы специальными средствами и приспособлениями для свободного передвижения и использования лицами 
с инвалидностью. Оборудование указанных жилых помещений осуществляется органами исполнительной власти на местах.

Лица с инвалидностью имеют право на получение социального жилья на льготных условиях.

Статья 23. Проектирование, строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры с соблюдением потребностей лиц с инвалидностью

Органы государственного управления, органы государственной власти на местах и организации обязаны создавать условия для беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью, включая лиц, использующих кресла-коляски и собак-поводырей, ко всем объектам социальной инфраструктуры (жилым помещениям, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, объектам здравоохранения и спорта, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Проектирование, строительство и реконструкция общественных зданий и сооружений, независимо от организационно-правовой формы, должны осуществляться с учетом потребностей лиц с инвалидностью.

При проектировании, строительстве и реконструкции общественных зданий и сооружений должны быть предусмотрены меры по созданию парковочных мест подходящего количества и размера для использования лицами с инвалидностью.

При приобретении и установке лифтов в жилых домах и объектах социальной инфраструктуры соответствующие организации, независимо от организационно-правовой формы, обязаны обеспечивать доступность и возможность использования лифтов для всех категорий лиц с инвалидностью.

Приемка в эксплуатацию строительных и реконструируемых объектов социально-бытового и культурного назначения осуществляется с включением в состав государственной приемочной комиссии представителей общественных объединений лиц 
с инвалидностью.

Создание условий для доступа лиц с инвалидностью к объектам и услугам является обязательной частью строительных проектов. Нормы 
и правила на строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов должны быть разработаны с учетом мнения общественных объединений лиц с инвалидностью.

Статья 24. Доступность транспортных средств и дорожной инфраструктуры

Доступность транспортных средств и дорожной инфраструктуры обеспечивается организациями (независимо от организационно-правовой формы), осуществляющими транспортное обслуживание населения, при участии общественных объединений лиц с инвалидностью путем:

оснащения общественного транспорта специальными средствами для создания доступности для лиц с инвалидностью, включая оборудование отдельных мест, информационных табло для слабослышащих и голосового объявления остановок;

воспроизведения крупным шрифтом контрастных цветов маршрутов и указателей средств городского и сельского общественного транспорта;

оборудования специальными местами вагонов пассажирских поездов и оснащения перронов, а также железнодорожных вокзалов специализированными механическими пандусами;

оснащения и оборудования остановочных площадок с учетом градостроительных норм и правил, включая установку пандусов и перил, применение тактильного покрытия на площадках перед входными дверями транспортного средства, а также установление электронных информационных табло;

приспособления пешеходных переходов и перекрестков, улиц и дорог общего пользования в соответствии с потребностями лиц с инвалидностью;

установления систем звуковой и визуальной сигнализации на перекрестках;

сопровождения лиц с инвалидностью к транспортным средствам в аэропортах и аэровокзалах, на крупных железнодорожных станциях, 
а также в метро;

оборудования специальных мест ожидания для лиц с инвалидностью.

Разработка и производство отечественных транспортных средств должны осуществляться с учетом потребностей лиц с инвалидностью.

Статья 25. Доступность гостиничных помещений

Собственники гостиниц обязаны оборудовать не менее одного номера от общего номерного фонда, доступного для лиц с инвалидностью, пользующихся креслом-коляской, а также обеспечить установку дисплеев и озвучивающих устройств для объявлений, соответствующих потребностям лиц с инвалидностью по слуху и зрению.

Статья 26. Доступность информации

Государство гарантирует лицам с инвалидностью реализацию прав на получение информации и обеспечивает лиц с инвалидностью информацией, предназначенной для широкой публики, в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности.

Государство содействует использованию языка жестов, других альтернативных форм общения в качестве средств коммуникации между людьми.

Государство обеспечивает лицам с инвалидностью доступ к телевизионным программам, фильмам, театральным и другим культурным мероприятиям в доступных для них форматах. На государственных телеканалах обеспечивается трансляция новостных передач с сурдопереводом или субтитрами.

Государство обеспечивает издание художественной литературы, школьных учебников, других дидактических материалов и средств обучения с использованием альтернативных форм коммуникации (шрифт Брайля и звуковые версии).

Государственные органы и организации на своих официальных веб-сайтах обязаны создать дополнительные возможности лицам с инвалидностью для доступного ознакомления с размещенной на них информацией и пользования услугами.

Государственные органы и организации должны учитывать соблюдение критериев доступности для всех категорий лиц с инвалидностью при осуществлении государственного заказа на государственные закупки информационно-коммуникационного оборудования и информационного обеспечения.

Государственные органы и организации при необходимости нанимают по договору переводчика на язык жестов для обеспечения общения между представителем данного государственного органа или организации и лицом с инвалидностью с нарушениями слуха.

Статья 27. Право на участие в культурной жизни, отдых и занятие спортом

Государственные органы и организации обеспечивают лицам с инвалидностью доступность к объектам материального культурного наследия, туристским и спортивным объектам и сооружениям, а также к объектам отдыха.

Театры, музеи, кинотеатры, информационно-библиотечные учреждения и информационно-ресурсные центры, парки культуры и отдыха должны быть доступны для пользования лицами с инвалидностью.

В целях обеспечения доступа лиц с инвалидностью к объектам материального культурного наследия, туристским и спортивным объектам и сооружениям, а также к объектам отдыха организации, независимо от организационно-правовой формы, с участием общественных объединений лиц с инвалидностью:

содействуют участию лиц с инвалидностью и их семей в культурных, спортивных и туристских мероприятиях;

в партнерстве с негосударственными некоммерческими организациями организуют проведение мероприятий культурного, спортивного и развлекательного назначения;

создают необходимые условия и возможности лицам с инвалидностью для занятия спортом, проведения спортивных соревнований и участия в них;

оказывают содействие негосударственным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на вовлечение лиц с инвалидностью в занятие спортом и культурную жизнь общества;

участвуют в пропаганде и поощрении участия лиц с инвалидностью в спортивных мероприятиях всех уровней.

Организации, независимо от организационно-правовой формы, создают условия для обеспечения доступа лиц с инвалидностью к объектам спортивных сооружений, объектам отдыха, а также туристским объектам, в том числе на бесплатной основе.

Спортивные залы и помещения спортивных объектов и сооружений, находящихся в государственной собственности, предоставляются 
на бесплатной основе лицам с инвалидностью для занятия спортом за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Государство обеспечивает обучение и подготовку тренеров, судей и других специалистов по паралимпийским видам спорта.

Государственные органы совместно с негосударственными некоммерческими организациями, в том числе с общественными объединениями лиц с инвалидностью, ежегодно разрабатывают и реализуют программы по созданию условий и привлечению к занятию спортом лиц с инвалидностью.

Государство создает систему материальной поддержки занятия лицами с инвалидностью спортом.

Статья 28. Право на обращение

Лица с инвалидностью имеют право на обращения в государственные органы, организации и их должностным лицам индивидуально или коллективно.

Государственные органы, организации и их должностные лица обязаны соблюдать требования Конституции и законов Республики Узбекистан при рассмотрении обращений, принимать меры для их полного, объективного и своевременного рассмотрения, а также в пределах своих полномочий принимать меры по обеспечению восстановления нарушенных прав, свобод и защиты законных интересов лиц с инвалидностью.

Государственные органы, организации и их должностные лица обязаны создать необходимые условия для доступа лиц с инвалидностью с обращениями (заявлениями, жалобами, предложениями) посредством:

признания и поддержки языка жестов в качестве средства межличностного общения, а также принятия мер по его развитию и применению в различных сферах жизнедеятельности общества и государства;

оказания услуг по сурдопереводу в случаях, необходимых для защиты и реализации прав лиц с инвалидностью;

использования лицами с инвалидностью факсимильной подписи для подписания своего обращения.

Лицам с инвалидностью по слуху и речи предоставляются услуги сурдопереводчика при:

проведении следственных действий или при участии в судебных процессах по уголовным, гражданским, административным и экономическим делам;

нотариальном оформлении документов или сделок;

обучении навыкам вождения или компьютерной грамотности;

оказании государственных услуг.

Лицам с инвалидностью по слуху и речи могут предоставляться услуги сурдопереводчика и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Государство ежегодно обеспечивает подготовку сурдопереводчиков, сурдопедагогов, дефектологов и логопедов.

Статья 29. Факсимильная подпись лица с инвалидностью

Факсимильная подпись лица с инвалидностью – специально изготовленный штамп (клише), заменяющий собственноручную подпись лица с инвалидностью, который в силу состояния здоровья (нарушение зрения, отсутствие конечностей, нарушение координации движений, паралич) не имеет возможности собственноручно проставлять подпись.

Факсимильная подпись лица с инвалидностью может применяться лицом с инвалидностью только в том случае, если оно в силу своих физических недостатков не имеет возможности при подписании необходимых документов проставлять собственноручную подпись.

Факсимильная подпись изготавливается для лица с инвалидностью и используется им на протяжении всей жизни. В случае утери факсимильной подписи изготавливается ее дубликат.

Никто не может быть ограничен в осуществлении своих гражданских прав в связи с использованием факсимильной подписи.

Статья 30. Формирование и укрепление в общественном сознании уважения прав и достоинства лиц с инвалидностью

Государственные органы в целях формирования и укрепления в общественном сознании уважения прав и достоинства лиц с инвалидностью обеспечивают:

содействие посредством средств массовой информации и печати позитивному восприятию активной социальной роли лиц с инвалидностью;

пропаганду потенциала и вклада лиц с инвалидностью в развитие общества и государства;

стимулирование средств массовой информации в направлении позитивного и толерантного представления образа лиц с инвалидностью, способствующего их социальной интеграции;

реализацию мер по искоренению из общественного сознания стереотипов и предрассудков в отношении лиц с инвалидностью;

воспитание на всех этапах образования, в том числе у детей, начиная с раннего возраста, уважительного отношения к лицам с инвалидностью;

содействие признанию достоинств и способностей лиц с инвалидностью и их вклада в коллективные достижения на рабочем месте и на рынке труда;

разработку и внедрение воспитательно-ознакомительных программ, посвященных лицам с инвалидностью и их правам.

Государство ежегодно размешает государственный заказ на:

производство художественных, документальных фильмов, постановку спектаклей, направленных на искоренение в обществе стереотипов и предрассудков в отношении лиц с инвалидностью, а также на формирование позитивного образа лиц с инвалидностью;

производство и размещение в средствах массовой информации социальной рекламной информации и публикаций, направленных 
на пропаганду потенциала и вклада лиц с инвалидностью в жизнь общества и государства, а также на создание позитивного образа лиц с инвалидностью.

Социальная рекламная информация и ролики, направленные на позитивное представление о лицах с инвалидностью, размещаются на телеканалах, в печати и других средствах массовой информации.

В высших образовательных учреждениях правовой и гуманитарной направленности проводятся курсы и изучаются учебные предметы по правам лиц с инвалидностью.

Глава 4. Признание гражданина лицом с инвалидностью, реабилитация и абилитация лиц с инвалидностью 

Статья 31. Признание гражданина лицом с инвалидностью

Признание гражданина лицом с инвалидностью осуществляется медико-социальными экспертными комиссиями, а детей в возрасте до восемнадцати лет – педиатрическими медико-социальными экспертными комиссиями.

Лицо направляется на медико-социальную экспертизу государственным медицинским учреждением, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Медицинские организации, независимо от организационно-правовой формы, вправе направлять на медико-социальную экспертизу лиц, имеющих явные признаки инвалидности, без проведения дополнительных обследований по получению клинико-функциональных данных.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если лицо не имеет возможности явиться в медико-социальную экспертную комиссию по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинского учреждения, или в стационаре, где лицо находится на лечении.

В заседаниях медико-социальной экспертной комиссии могут принимать участие представители местных органов по труду, органов государственной власти на местах, профессиональных союзов, страховых и иных организаций, а также представители общественных объединений лиц с инвалидностью.

Освидетельствование проводится не позднее десяти календарных дней со дня принятия медицинских документов медико-социальными экспертными комиссиями. Лицо, направленное для прохождения медико-социальной экспертизы, оповещается о дне освидетельствования медико-социальной экспертной комиссией в течение двух рабочих дней со дня принятия медицинских документов. При установлении инвалидности гражданин признается лицом с инвалидностью с даты принятия документов медико-социальными экспертными комиссиями.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданину, признанному лицом с инвалидностью, определяются группа, причина и сроки установления инвалидности, а детям в возрасте до восемнадцати лет – категория «Дети с инвалидностью» со сроком переосвидетельствования.

Инвалидность без указания срока переосвидетельствования устанавливается при устойчивых, необратимых морфологических изменениях и нарушениях функций органов и систем организма человека, невозможности улучшения течения заболевания и восстановления, социальной адаптации вследствие неэффективности проведенных реабилитационных мероприятий в соответствии с перечнем заболеваний и анатомических дефектов, утвержденным в установленном порядке.

Переосвидетельствование ранее указанных сроков производится при изменении состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности или выявлении фактов необоснованного решения медико-социальных экспертных комиссий либо проведении контрольной функции вышестоящими медико-социальными экспертными комиссиями.

Медико-социальные экспертные комиссии закрепляются за государственными медицинскими учреждениями, оснащенными необходимым оборудованием для проведения бесплатных обследований.

Органы государственного управления и иные государственные организации в целях изучения факторов и условий, влияющих на возникновение инвалидности, в пределах своей компетенции осуществляют анализ производственных, социальных, экологических и иных причин возникновения заболеваний, приводящих к инвалидности.

Медико-социальные экспертные комиссии в целях формирования базы данных лиц с инвалидностью, учета и анализа структуры инвалидности ведут личные дела лиц (детей) с инвалидностью.

Критерии и механизмы установления инвалидности определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 32. Реабилитация и абилитация лиц с инвалидностью

Целью реабилитации лиц с инвалидностью является восстановление их социального статуса, способностей к самообслуживанию и различным видам профессиональной деятельности, позволяющих им вести полноценный образ жизни и реализовать свои права и потенциальные возможности.

Государство гарантирует медицинскую, социальную, профессиональную и физическую реабилитацию и абилитацию лиц с инвалидностью в государственных учреждениях.

Медицинской реабилитацией является комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, частичное или полное восстановление нарушенных и (или) утраченных функций органов и систем организма лиц с инвалидностью.

Социальной реабилитацией является комплекс мер, направленных на создание условий для преодоления лицами с инвалидностью ограничений жизнедеятельности, восстановление социального статуса, возможности самообслуживания, самостоятельного проживания, а также их возвращение в привычные условия семейной жизни в обществе.

Профессиональной реабилитацией является комплекс мер, направленных на профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и трудоустройство лиц с инвалидностью, а также восстановление их утраченных профессиональных знаний, умений и навыков.

Физической реабилитацией является восстановление (коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма и способностей к общественной и профессиональной деятельности лиц с инвалидностью посредством использования средств и методов физической культуры и спорта.

Реабилитация и абилитация лиц с инвалидностью организуются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации лица 
с инвалидностью.

Абилитацией является комплекс медицинских, социальных, педагогических, психологических и иных коррекционных мер, направленных на формирование отсутствующих (врожденных) и (или) неразвитых функций организма для адаптации к жизни в обществе.

Услуги по абилитации включают медико-социальные, психологические и педагогические, а также иные коррекционные услуги, предоставляемые детям группы риска.

К детям группы риска относятся дети в возрасте до трех лет, имеющие высокую вероятность отставания в физическом и (или) психическом развитии при отсутствии раннего вмешательства и оказания необходимой медицинской, социальной, психологической, педагогической или иной коррекционной поддержки.

Услуги по абилитации предоставляются медико-социальными организациями, а также специализированными организациями по предоставлению медико-социальных услуг, независимо от их организационно-правовой формы.

Абилитация лиц (детей) с инвалидностью осуществляется квалифицированным персоналом в объеме, максимально адаптированном к их нуждам.

Статья 33. Индивидуальная программа реабилитации лиц с инвалидностью

Индивидуальной программой реабилитации лица с инвалидностью является комплекс оптимальных для лица с инвалидностью реабилитационных мер, разработанный на основе медико-социальной экспертизы, включающий определенные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, социальных, профессиональных и физических реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, а также способностей лица с инвалидностью выполнять определенные виды трудовой деятельности.

Для лица с инвалидностью в течение десяти дней после проведения медико-социальной экспертизы разрабатывается индивидуальная программа реабилитации лица с инвалидностью.

Индивидуальная программа реабилитации лица с инвалидностью является обязательной для исполнения государственными органами 
и организациями, органами самоуправления граждан, а также иными организациями, независимо от их организационно-правовой формы.

Индивидуальная программа реабилитации лица с инвалидностью разрабатывается на основе многопрофильной оценки, проводимой специалистами в медицинской, социальной, образовательной и профессиональной областях.

Государственные органы и организации, органы самоуправления граждан, а также иные организации, независимо от организационно-правовой формы, обеспечивают неукоснительную, своевременную и полную реализацию мер, предусматриваемых в индивидуальных программах реабилитации лица с инвалидностью.

При составлении индивидуальной программы реабилитации лица с инвалидностью врачи медико-социальной экспертной комиссии обязаны проинформировать лицо с инвалидностью о его правах, предоставляемых настоящим Законом.

Финансирование мероприятий по выполнению индивидуальной программы реабилитации лица с инвалидностью осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.

При проведении мероприятий, указанных в индивидуальной программе реабилитации лица с инвалидностью, лицо с инвалидностью имеет право на:

равное и уважительное отношение к себе лиц, участвующих в проведении реабилитации;

полную и достоверную информацию о своих правах и возможностях а также характере, качестве, условиях прохождения реабилитации;

привлечение представителей негосударственных некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений лиц с инвалидностью на любом этапе проведения реабилитации.

Индивидуальная программа реабилитации лица с инвалидностью имеет для лица с инвалидностью рекомендательный характер. Данное лицо вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мер, а также от реализации программы в целом. Лицо с инвалидностью вправе самостоятельно решать вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или иным средством либо видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом и другие аналогичные средства.

Технические средства реабилитации и услуги предоставляются лицам с инвалидностью, как правило, в натуральной форме.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации лица с инвалидностью техническое средство реабилитации либо услуга 
не могут быть ему предоставлены или лицо с инвалидностью приобрело соответствующее средство либо оплатило услугу за собственный счет, 
то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации либо услуги, которое должно было быть предоставлено лицу с инвалидностью.

В случае отказа лица с инвалидностью от индивидуальной программы реабилитации лица с инвалидностью в целом или от реализации отдельных ее частей государственные органы и организации, органы самоуправления граждан, а также иные организации, независимо от их организационно-правовой формы, не несут ответственности за ее невыполнение.

Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации лица с инвалидностью определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 34. Протезно-ортопедические изделия и технические средства реабилитации

Государство способствует развитию реабилитационной индустрии в целях разработки и организации производства современных протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации.

Государственный реестр (перечень) протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, порядок обеспечения такими средствами, а также перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения лиц с инвалидностью техническими средствами реабилитации определяются в установленном порядке.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению лиц с инвалидностью протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации, в том числе их изготовление и ремонт, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей протезно-ортопедические изделия и технические средства реабилитации лиц с инвалидностью могут быть получены и из иных источников, не запрещенных законодательством.

Субъект предпринимательства, у которого не менее тридцати процентов от общего объема выручки по итогам отчетного периода поступили от производства протезно-ортопедических изделий и инвентаря для лиц с инвалидностью, а также оказания им услуг по ортопедическому протезированию, ремонту и обслуживанию протезно-ортопедических изделий и инвентаря, имеет право на:

преимущество при заключении контракта по результатам проведенных конкурсных торгов по реализации объектов государственной собственности по «нулевой» выкупной стоимости с условием принятия покупателем инвестиционных и социальных обязательств при равенстве внесенных им предложений с предложениями других участников конкурсных торгов;

арендную плату за объект государственной собственности в размере пятидесяти процентов минимального размера ставки арендной платы 
за данный объект.

Глава 5. Охрана здоровья лиц с инвалидностью и социальная помощь лицам с инвалидностью

Статья 35. Охрана здоровья лиц с инвалидностью

Государство принимает необходимые меры для обеспечения реализации права лиц с инвалидностью наравне с другими гражданами на доступ к услугам здравоохранения, качественной и учитывающей потребности лиц с инвалидностью медицинской помощи.

Государство принимает меры по оказанию квалифицированной медицинской помощи лицам с инвалидностью, которая осуществляется 
в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Медицинский уход за лицами 
с инвалидностью осуществляется в рамках существующих медицинских служб всех уровней, а также специализированными службами для лиц 
с инвалидностью.

Лица с неизлечимыми болезнями в прогрессирующей форме или на заключительной стадии имеют право на услуги паллиативного медицинского ухода, предусматривающие удовлетворение физических, психических, эмоциональных и духовных нужд больных.

Статья 36. Социальная помощь лицам с инвалидностью

Социальная помощь лицам с инвалидностью оказывается в виде:

денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты);

обеспечения техническими средствами реабилитации, сурдотехническими, тифлотехническими или иными средствами, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру и сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, а также автомобилями;

услуг по медицинской, социальной, профессиональной, физической реабилитации и бытовому обслуживанию;

транспортных услуг;

обеспечения лекарственными средствами.

Социальная помощь лицам с инвалидностью оказывается органами государственной власти на местах, органами здравоохранения, народного образования, иными государственными органами на основании заключений медико-социальных экспертных комиссий.

Лицам с инвалидностью, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, предоставляются услуги по обслуживанию их на дому и в специализированных стационарных учреждениях в порядке, установленном законодательством. В этих учреждениях наряду с оказанием социальных услуг обеспечиваются соответствующие условия жизнедеятельности, оказываются медицинские услуги, а также организуются трудовая деятельность и отдых.

Лица с инвалидностью, получившие трудовое увечье или профессиональное заболевание по вине работодателя (независимо от организационно-правовой формы организации), согласно медицинским показаниям обеспечиваются техническими средствами реабилитации и специальными транспортными средствами за счет средств работодателя.

Органы государственной власти на местах имеют право устанавливать дополнительные социальные гарантии лицам с инвалидностью за счет средств местного бюджета.

Лица с инвалидностью имеют право на бесплатное санаторно-курортное оздоровление, а также обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения для ухода за лицами с инвалидностью и специализированными продуктами лечебного питания для детей с инвалидностью.

Порядок обеспечения лиц с инвалидностью санаторно-курортным оздоровлением и перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения для ухода за лицами с инвалидностью и специализированных продуктов лечебного питания для детей с инвалидностью определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 37. Социально-бытовое обслуживание лиц с инвалидностью

Социально-бытовое обслуживание лиц с инвалидностью осуществляется органами здравоохранения, органами занятости и трудовых отношений, благотворительными и иными организациями с участием органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений лиц с инвалидностью, и включает в себя следующие виды:

консультирование по вопросам социальной защиты и оказания социальных услуг;

направление в соответствующие органы и организации;

содействие нуждающимся по состоянию здоровья лицам с инвалидностью в установлении над ними попечительства и осуществление контроля за исполнением попечителями своих обязанностей;

содействие в получении протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации;

бесплатное или льготное обеспечение лекарственными средствами лиц с инвалидностью, нуждающихся в постороннем уходе;

содействие лицам с инвалидностью, нуждающимся в постороннем уходе, в бесплатном обеспечении основными продуктами питания и средствами гигиены, в том числе в приготовлении пищи и уборке жилья, осуществлении гигиены.

В случае если работник получил инвалидность по вине работодателя и нуждается в постороннем уходе, то работодатель обязан за свой счет содержать лицо, осуществляющее уход за лицом с инвалидностью на время потери им трудоспособности согласно заключению медико-социальных экспертных комиссий или педиатрических медико-социальных комиссий, и возместить пострадавшему работнику причиненный материальный ущерб 
и компенсировать моральный вред.

Глава 6. Образование, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации лиц с инвалидностью

Статья 38. Право лиц с инвалидностью на образование

Лица с инвалидностью имеют право на образование в образовательных организациях и в течение всей жизни для наиболее полного развития своих способностей и участия в жизни общества и государства.

Государство гарантирует развитие инклюзивного образования лицам с инвалидностью, создание необходимых условий для их доступа 
к образованию и профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.

Образовательные организации совместно с государственными органами обеспечивают получение дошкольного, внешкольного и общего среднего образования для детей с инвалидностью, а также получение среднего специального, профессионального, высшего и послевузовского образования.

Если обучение детей с инвалидностью в образовательных учреждениях временно не представляется возможным, органы государственного управления в области образования и образовательные учреждения обеспечивают обучение детей с инвалидностью на дому на основании рекомендаций профильных врачей и с согласия родителей или иных законных представителей.

Обучение детей с инвалидностью на дому осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Государство гарантирует получение бесплатного общего среднего, внешкольного, среднего специального и профессионального образования лицами с инвалидностью.

Обеспечение лиц с инвалидностью с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Негосударственные образовательные организации вправе устанавливать льготы по оплате за обучение лиц (детей) с инвалидностью.

Образование, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации лиц с инвалидностью осуществляются в различных формах, в том числе с отрывом и без отрыва от производства, в форме экстерната, а также с использованием дистанционных образовательных технологий, путем обучения в образовательных учреждениях и организациях, специализированных образовательных учреждениях, на дому, в специальных группах, классах и по индивидуальным учебным планам.

В целях всестороннего и гармоничного развития детей с инвалидностью, формирования у них общественной активности, привития интереса к труду, приобщения к науке, технике, искусству и спорту образовательные учреждения совместно с государственными органами обязаны обеспечивать доступность внешкольного образования детям с инвалидностью, создавая для этого необходимые условия.

Республикой Узбекистан признается язык жестов в качестве средства межличностного общения лиц с инвалидностью.

Государственные органы принимают меры по совершенствованию системы образования для лиц с инвалидностью с помощью развития наиболее подходящих для каждого из них языков, методов и способов коммуникаций, освоения азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, речевых и устных навыков общения, а также обучения преподавателей и школьного персонала в вопросах инклюзивного образования, трудоустройства учителей с инвалидностью, владеющих языком жестов и азбукой Брайля, в образовательные учреждения.

Статья 39. Дошкольное образование детей с инвалидностью

Дошкольное образование детей с инвалидностью осуществляется в дошкольных образовательных организациях.

В отношении детей с инвалидностью дошкольного возраста осуществляются необходимые реабилитационные и абилитационные меры и создаются благоприятные условия для их пребывания в дошкольных образовательных организациях.

Для детей с инвалидностью, состояние здоровья которых временно исключает возможность их пребывания в дошкольных образовательных организациях, создаются многопрофильные специализированные дошкольные образовательные организации.

В многопрофильных специализированных дошкольных образовательных организациях обеспечивается реализация государственной образовательной программы дошкольного образования и воспитания, включающей в себя передовые методики.

Статья 40. Общее среднее, среднее специальное, профессиональное, внешкольное, высшее и послевузовское образование лиц с инвалидностью

Общее среднее и среднее специальное образование, профессиональное обучение лиц с инвалидностью осуществляются в образовательных учреждениях и организациях, а при необходимости – в специализированных образовательных учреждениях.

Внешкольное образование лиц с инвалидностью осуществляется в дворцах, домах, клубах и центрах детского, юношеского творчества, детских школах «Баркамол авлод», детско-юношеских спортивных школах, детских школах музыки и искусств, студиях, информационно-библиотечных и оздоровительных учреждениях.

Высшее образование лиц с инвалидностью осуществляется в высших образовательных учреждениях и организациях.

Послевузовское образование лиц с инвалидностью может быть получено в высших образовательных и научных организациях.

Для детей с инвалидностью, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических или реабилитационных учреждениях, организуются учебные занятия в данных учреждениях.

Для лиц с инвалидностью, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специализированные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях. Обучение в них осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе специальных учебных программ.

Для лиц с инвалидностью выделяется дополнительная двухпроцентная квота приема в высшие образовательные учреждения на основе государственного гранта от общего количества приема абитуриентов.

Прием в высшие образовательные учреждения лиц с инвалидностью на дополнительную квоту осуществляется по результатам вступительных экзаменов.

Абитуриенты, не принятые по дополнительным квотам, выделенным лицам с инвалидностью, с набранными баллами участвуют в конкурсе 
по данному направлению образования на общих основаниях.

Статья 41. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации лиц с инвалидностью

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации лиц с инвалидностью обеспечиваются в образовательных учреждениях и организациях, в том числе специализированных образовательных учреждениях, а также на предприятиях общественных объединений лиц с инвалидностью в соответствии с индивидуальной программой реабилитации лица с инвалидностью.

Государство гарантирует обеспечение дидактическим и инструктивным материалом, в том числе материалами для незрячих (азбука Брайля), буквами в звуковом варианте для слабовидящих, звуковой литературой, включая вспомогательные звуковые системы для обучения в группах, перевод на язык мимики и жестов для слабослышащих в период профессиональной подготовки (в том числе в период профессиональной диагностики и ориентации, формирования и реабилитации), воспитания, обучения и совершенствования.

Подготовка к вождению лиц с инвалидностью, признанных учреждениями здравоохранения пригодными для управления легковыми автомобилями, осуществляется на основе специальных учебных программ.

Подготовка к вождению глухих и глухонемых лиц осуществляется с сурдопереводом на основе общей учебной программы.

Глава 7. Труд и занятость лиц с инвалидностью 

Статья 42. Обеспечение реализации права на труд

Лицо с инвалидностью вправе работать в организациях с обычными условиями труда, на специализированных предприятиях, в цехах и на участках, использующих труд лиц с инвалидностью, а также осуществлять индивидуально-трудовую или иную деятельность, не запрещенную законодательством.

Запрещается дискриминация по признаку инвалидности в отношении всех форм трудовых отношений, включая условия приема на работу, найма, осуществления трудовой деятельности, сохранения работы, продвижения по службе (работе), а также обеспечения безопасных условий труда.

Не допускается прекращение трудового договора по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности и пребывания лица с инвалидностью в отпусках, предусмотренных трудовым законодательством, за исключением случаев полной ликвидации организации.

Не допускается привлечение лиц с инвалидностью к работе в ночное время, а также к сверхурочным работам и работе в выходные дни, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Работающим лицам с инвалидностью I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени без уменьшения оплаты труда и предоставляется ежегодный основной удлиненный отпуск в соответствии с законодательством о труде.

Статья 43. Трудоустройство и обеспечение занятости лиц с инвалидностью

В целях трудоустройства и обеспечения занятости лиц с инвалидностью, а также повышения их конкурентоспособности на рынке труда государство:

осуществляет профессиональную реабилитацию лиц с инвалидностью, их трудовое сопровождение, а также обеспечивает лиц с инвалидностью возможностью получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе (работе);

устанавливает минимальное количество рабочих мест в организациях независимо от организационно-правовой формы, для приема на работу лиц с инвалидностью в порядке, предусмотренном законодательством о занятости населения;

обеспечивает резервирование рабочих мест по профессиям, подходящим для трудоустройства лиц с инвалидностью;

осуществляет стимулирование организаций, независимо от организационно-правовой формы, к трудоустройству лиц с инвалидностью, а также обеспечивает создание специализированных рабочих мест;

обеспечивает создание необходимых условий и стимулирование лиц с инвалидностью к занятию предпринимательской деятельностью;

оказывает государственную поддержку специализированным предприятиям;

осуществляет организацию и совершенствование учебных программ по обучению лиц с инвалидностью новым профессиям;

обеспечивает поощрение и развитие трудоустройства и занятости лиц с инвалидностью в государственном секторе;

оказывает государственную поддержку организациям, использующим труд лиц с инвалидностью, в том числе их работу на дому.

Трудоустройство лиц с инвалидностью обеспечивается местными органами по труду.

Органами государственной власти на местах в организациях с численностью работников более двадцати человек устанавливается минимальное количество рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью в размере не менее трех процентов от общей численности работников.

С учетом потребностей лиц с инвалидностью и местных особенностей создаются специализированные предприятия и рабочие места для использования труда лиц с инвалидностью. Лица с инвалидностью по зрению имеют преимущественное право участия в производстве, условия которого соответствуют их возможностям.

Глава 8. Заключительные положения

Статья 44. Разрешение споров

Споры в области обеспечения прав лиц с инвалидностью разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 45. Ответственность за нарушение законодательства о правах лиц с инвалидностью

Лица, виновные в нарушении законодательства о правах лиц с инвалидностью, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 46. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Узбекистан от 18 ноября 1991 года № 422–XII «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., № 2, ст. 78);

2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 18 ноября 1991 года № 423–XII «О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., № 2, ст. 79);

3) пункт 2 Закона Республики Узбекистан от 1 мая 1998 года № 621–I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5–6, ст. 102);

4) раздел I Закона Республики Узбекистан от 12 мая 2001 года № 220–II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 5, ст. 89);

5) раздел I Закона Республики Узбекистан от 27 августа 2004 года № 671–II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 9, ст. 171);

6) пункт 7 раздела I Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 года № 714–II «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 1, ст. 18);

7) статью 1 Закона Республики Узбекистан от 23 мая 2005 года № ЗРУ–2 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 5, ст. 152);

8) Закон Республики Узбекистан от 11 июля 2008 года № ЗРУ–162 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2008 г., № 7, ст. 353);

9) статью 1 Закона Республики Узбекистан от 9 сентября 2010 года № ЗРУ–254 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы пенсионного обеспечения граждан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., № 9, ст. 334);

10) статью 1 Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ–352 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., № 4, ст. 98);

11) статью 1 Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ–355 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., № 10, ст. 263);

12) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 2016 года № ЗРУ–416 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2016 г., № 12, ст. 383);

13) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 13 июня 2017 года № ЗРУ–436 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., № 6, ст. 300);

14) статью 1 Закона Республики Узбекистан от 3 января 2018 года № ЗРУ–456 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности отдельных государственных органов, а также принятием дополнительных мер по обеспечению гарантий защиты прав и свобод граждан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., № 1, ст. 1).

Статья 47. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснениясути и значения настоящего Закона

Министерству здравоохранения Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение 
до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 48. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 49. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Узбекистан                                                                Ш. Мирзиёев

город Ташкент,

15 октября 2020 года

№ ЗРУ–641

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.