О мерах по кардинальному совершенствованию гражданской авиации Республики Узбекистан

09:55 29 Ноябрь 2018 Документы
312 0

​Указ Президента Республики Узбекистан

 

За прошедший период приняты последовательные меры по развитию гражданской авиации страны, в том числе обновлению парка воздушных судов, обеспечению высокого уровня безопасности полетов, совершенствованию инфраструктуры аэропортов, системы управления воздушным движением и подготовки квалифицированных специалистов.

Вместе с тем сохраняется ряд системных недостатков, препятствующих дальнейшему осуществлению структурных преобразований в гражданской авиации страны для обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке авиаперевозок и активного привлечения инвестиций в данную отрасль.

В частности, устаревшая и непрозрачная система управления, совмещающая в себе функции государственного регулирования и коммерческой деятельности, не позволяет внедрить на предприятиях отрасли современную систему менеджмента, обеспечить их финансовую устойчивость и рентабельность.

Чрезмерная монополизация гражданских авиаперевозок, в том числе эксплуатации наземной инфраструктуры, привела к значительным отставаниям от мирового уровня оказания услуг в данной сфере, а также нерентабельности отдельных аэропортов страны.

В целях ускоренного внедрения современных форм и методов управления в сфере гражданской авиации, реструктуризации предприятий отрасли в соответствии с мировыми тенденциями и стандартами, создания условий для развития конкуренции на рынке авиаперевозок и активного привлечения инвестиций в отрасль:

1. Согласиться с предложением Министерства экономики, Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям о реорганизации Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» (далее — НАК «Узбекистон хаво йуллари») путем:

создания акционерного общества «Uzbekistan Airways» (далее — АО «Uzbekistan Airways») на базе дирекции НАК «Узбеки­стон хаво йуллари», а также государственных унитарных предприятий «Летный комплекс», «Главное агентство воздушных сообщений» и «Комплекс материально-технического снабжения «Узавиа­техснаб»;

преобразования государственных унитарных предприятий, входящих в состав НАК «Узбекистон хаво йуллари», в общества с ограниченной ответственностью согласно приложению № 1;

создания акционерного общества «Uzbekistan Airports» (далее — АО «Uzbekistan Airports») с передачей ему государственной доли в уставных фондах хозяйственных обществ согласно приложению № 2;

создания общества с ограниченной ответственностью «Uzbekistan Helicopters» на базе ГУП «Авиакомпания специальных авиационных работ»;

передачи государственного предприятия «Центр «Узаэронавигация» (далее — ГП «Узаэронавигация») в ведение Кабинета Министров Республики Узбекистан.

2. Определить основными задачами:

а) АО «Uzbekistan Airways»:

эффективное использование парка воздушных судов, в том числе с освоением новых направлений и расширением географии полетов;

внедрение современных систем и технологий управления производственными процессами, а также модернизацию, технологическое перевооружение и обновление авиапарка;

повышение качества предоставляемых сервисных услуг пассажирам на борту воздушных судов, работ по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, в том числе иностранных авиакомпаний;

проведение гибкой тарифной политики в области перевозок пассажиров, грузов, почты и багажа с целью обеспечения конкурентоспособности компании;

привлечение инвестиций, прежде всего прямых иностранных, в том числе путем выпуска акций и корпоративных облигаций;

обеспечение высокого уровня безопасности при осуществлении полетов, а также качества технического обслуживания воздушных судов;

интеграцию авиакомпании в международные сообщества авиаперевозчиков, достижение уровня регионального лидера в сфере авиаперевозок.

б) АО «Uzbekistan Airports»:

разработку и реализацию стратегий долгосрочного развития аэропортов;

привлечение инвестиций для совершенствования инфраструктуры аэропортов, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства и сотрудничества с ведущими международными компаниями в сфере управления аэропортами;

поддержание высокого уровня обслуживания пассажиров авиаперевозчиков в аэропортах, создание для них всех необходимых комфортных условий;

обеспечение эффективного функционирования соответствующих служб аэропортов, оптимизацию процесса обслуживания пассажиров, грузов, почты и багажа;

своевременную и качественную подготовку аэродромов к полетам, осуществление мероприятий по обеспечению регулярности и безопасности полетов, внедрение современных методов содержания аэродромов и их ремонта;

бесперебойное обеспечение топливом и другими горюче-смазочными материалами, используемыми для заправки и обслуживания воздушных судов, а также осуществление строгого контроля за их качеством;

совершенствование инфраструктуры и создание благо­приятных условий для качественного оказания услуг в сфере логистики;

расширение в аэропортах сети современных объектов торговли, питания, банковского и иного обслуживания пассажиров, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

3. АО «Uzbekistan Airways» с привлечением группы Всемирного банка и других международных консультантов обеспечить разработку устойчивой бизнес-модели своей деятельности c учетом оптимальной структуры активов, обеспечивающей рентабельность авиакомпании.

4. Установить, что:

АО «Uzbekistan Airways» является правопреемником по договорам, правам и обязательствам дирекции НАК «Узбекистон хаво йуллари», государственных унитарных предприятий «Летный 
комплекс», «Главное агентство воздушных сообщений» и «Комплекс материально-технического снабжения «Узавиатехснаб»;

создаваемые общества с ограниченной ответственностью являются правопреемниками по договорам, правам и обязательствам соответственно преобразуемых государственных предприятий;

ГП «Узаэронавигация» является правопреемником по договорам, правам и обязательствам НАК «Узбекистон хаво йуллари» в части аэронавигации;

уставный капитал АО «Uzbekistan Airways» формируется за счет передачи по остаточной стоимости имущества преобразуемой дирекции НАК «Узбекистон хаво йуллари», государственных унитарных предприятий «Летный комплекс», «Главное агентство воздушных сообщений» и «Комплекс материально-технического снабжения «Узавиатехснаб», а также государственной доли создаваемых обществ с ограниченной ответственностью «Uzbekistan Helicopters», «Uzbekistan Air Technics», «Учебно-тренировочный центр» и «Кетринг» по номинальной стоимости;

уставный капитал АО «Uzbekistan Airports» формируется за счет передаваемых по номинальной стоимости государственных долей в уставном капитале предприятий, указанных в приложении № 2 к настоящему Указу;

имущество НАК «Узбекистон хаво йуллари» и реорганизуемых государственных унитарных предприятий, не подлежащее приватизации в соответствии с законодательством, передается реорганизуемым и вновь создаваемым предприятиям в безвозмездное пользование без права распоряжения.

5. Образовать в структуре Информационно-аналитического департамента Кабинета Министров по вопросам комплексного развития территорий и коммунальной сферы, экологии, охраны окружающей среды, транспорта, капитального строительства, стройиндустрии сектор по вопросам реформирования авиационной отрасли в составе 7 штатных единиц, возложив на него задачи по координации разработки политики развития гражданской авиации Республики Узбекистан, включающей:

правила доступа местных и иностранных перевозчиков на национальный рынок воздушных сообщений;

программу развития инфраструктуры аэропортов и аэронавигационного обслуживания;

политику выбора субсидируемых авиамаршрутов, требующих государственной поддержки;

механизмы участия частного сектора и обеспечения конкурент­ной среды при оказании услуг аэропортов;

регулирование цен на авиационные и неавиационные услуги аэропортов;

меры по защите потребителей и окружающей среды в сфере гражданской авиации;

меры по заключению и обеспечению выполнения условий международных договоров в области международных авиационных перевозок.

6. Образовать Рабочую комиссию по координации и оказанию практического содействия в осуществлении комплекса мер по реорганизации НАК «Узбекистон хаво йуллари» 
(далее — Рабочая комиссия) в составе согласно приложению № 3.

Рабочей комиссии (Арипов А. Н.):

а) в двухнедельный срок утвердить план мероприятий по реорганизации НАК «Узбекистон хаво йуллари» и входящих в ее состав государственных предприятий с указанием конкретных сроков проведения каждого мероприятия и ответственных лиц;

б) в срок до 15 января 2019 года внести предложения по созданию Министерства транспорта, ответственного за весь комплекс вопросов организации и регулирования деятельности транспортной отрасли;

в) в срок до 1 мая 2019 года утвердить перечень имущества НАК «Узбекистон хаво йуллари» и входящих в ее состав предприятий:

передаваемого в уставный капитал (фонд) реорганизуемых и вновь создаваемых предприятий;

не подлежащего приватизации в соответствии с законодательством и передаваемого реорганизуемым и вновь создаваемым предприятиям в безвозмездное пользование без права распоряжения;

г) в срок до 1 июня 2019 года принять меры по формированию благоприятных условий для деятельности на рынке авиаперевозок дополнительных компаний, включая низкобюджетные авиакомпании (лоукостеры) и предприятия по оказанию услуг деловой авиации, в том числе с привлечением прямых иностранных инвестиций.

7. Возложить персональную ответственность на:

Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н. — за своевременное и качественное выполнение комплекса мер по реорганизации НАК «Узбекистон хаво йуллари», а также за координацию безусловного выполнения задач, предусмотренных настоящим Указом;

первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А. Ж. — за разработку новой отраслевой политики управления гражданской авиацией Республики Узбекистан, предусматривающей меры по поэтапной либерализации рынка авиаперевозок;

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Холмурадова С. Р. — за поиск потенциальных инвесторов и привлечение прямых иностранных инвестиций в сферу авиационного транспорта;

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Ж. А. — за обеспечение качественной разработки механизмов реализации проектов в сфере авиационного транспорта на условиях государственно-частного партнерства.

8. Государственному комитету Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции совместно с НАК «Узбекистон хаво йуллари» в шестимесячный срок после утверждения Рабочей комиссией перечней, указанных в пункте 6 настоящего Указа, обеспечить завершение реорганизации НАК «Узбекистон хаво йуллари» и входящих в ее состав предприятий, а также формирование их уставных капи­талов.

9. Принять к сведению, что между правительством Республики Узбекистан и группой Всемирного банка заключено Соглашение об оказании содействия в разработке и реализации долгосрочных программ реформирования авиационного транспорта и привлечения инвестиций в данную сферу.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в срок до 1 мая 2019 года по итогам проведенной работы группы Всемирного банка утвердить «дорожную карту» по реформированию сферы авиационного транспорта и широкому привлечению частных, включая прямые иностранные инвестиции, в развитие аэропортов в 2019—2030 годах.

10. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям, Министерству финансов Республики Узбекистан и АО «Uzbekistan Airports» с привлечением группы Всемирного банка обеспечить:

в срок до 1 апреля 2019 года определение аэропорта или группы аэропортов, в которых будут реализованы проекты на условиях государственно-частного партнерства;

в срок до 1 января 2020 года проведение конкурсного отбора для реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства в выбранном аэропорту или группе аэропортов.

11. Согласиться с предложением Кабинета Министров Республики Узбекистан о:

а) передаче Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов (далее — Госавианадзор) полномочий по выдаче разрешений на:

выполнение разовых полетов эксплуатантам воздушных судов;

осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов в районе аэродрома;

б) передаче Пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан по остаточной стоимости воздушных судов АН-2 и соответствующего авиационного имущества, находящихся в эксплуатации ГУП «Авиакомпания специальных авиационных работ», согласно перечню, утверждаемому Рабочей комиссией;

в) предоставлении ГП «Узаэронавигация» права взимания просроченной дебиторской задолженности иностранных авиакомпаний за оказанные аэронавигационные услуги при транзитном использовании воздушного пространства Республики Узбеки­стан в течение 12 месяцев с момента подтверждения оказания аэронавигационных услуг.

12. Утвердить организационную структуру и предельную штатную численность управленческого персонала Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов согласно приложению № 4.

13. Установить, что:

избрание членов исполнительных органов хозяйственных обществ, образуемых в соответствии с настоящим Указом (далее — хозяйственные общества), осуществляется из числа специалистов, в том числе иностранных граждан, имеющих значительный опыт работы в ведущих авиакомпаниях и надлежащую квалификацию в сфере корпоративного управления, менеджмента и финансов;

права акционера по государственным пакетам акций в уставных капиталах акционерных обществ, создаваемых в соответствии с настоящим Указом, осуществляет Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции;

стоимость имущества, передаваемого и принимаемого в соответствии с настоящим Указом, не является объектом налогообложения при исчислении налогов и других обязательных платежей;

начиная с 2020 года финансовая отчетность хозяйственных обществ формируется на основе международных стандартов, подлежит ежегодному независимому внешнему аудиту с привлечением ведущих международных аудиторских организаций.

14. Принять предложение Госавианадзора, Министерства финансов и Министерства экономики о создании с 1 января 2019 года Фонда развития Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов (далее — Фонд) без образования юридического лица.

Определить, что:

а) источниками формирования средств Фонда являются:

100 процентов от суммы средств, поступающих за оказание платных услуг в соответствии с законодательством, в том числе за выдачу разрешений на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов в районе аэродрома;

80 процентов от суммы штрафов, налагаемых работниками Госавианадзора за совершение административных правонарушений;

5 процентов от чистой прибыли ГП «Узаэронавигация»;

3 процента от суммы сборов, взимаемых за авиационную безопасность;

гранты и кредиты международных финансовых институтов и других зарубежных доноров;

иные источники, не запрещенные законодательством.

б) средства Фонда используются исключительно на:

материально-техническое обеспечение Госавианадзора, в том числе внедрение современных информационно-коммуникационных технологий;

материальное стимулирование, социальную защиту, обучение и повышение квалификации работников Госавианадзора;

организацию визитов делегаций иностранных государств, международных организаций в Республику Узбекистан по вопросам, связанным с деятельностью Госавианадзора;

другие мероприятия, не запрещенные законодательством.

15. Министерству финансов Республики Узбекистан:

в срок до 1 мая 2019 года переоформить ранее предоставленные государственные гарантии Республики Узбекистан по платежным обязательствам дирекции НАК «Узбекистон хаво йуллари» по иностранным кредитам (займам);

в срок до 1 июня 2019 года переоформить ранее привлеченные кредиты для развития аэропортов и управления воздушным движением на АО «Uzbekistan Airports» и ГП «Узаэронавигация»;

в срок до 1 мая 2019 года утвердить единые ставки и сборы за аэронавигационное и аэропортовое обслуживание для авиакомпаний-резидентов Республики Узбекистан, предусмотрев гибкую систему скидок;

в срок до 1 марта 2019 года внести предложения по формированию устойчивого механизма финансирования компенсаций убытков для авиакомпаний, осуществляющих перевозки по низкорентабельным внутренним маршрутам.

16. Министерству экономики, Госавианадзору совместно с Министерством юстиции, НАК «Узбекистон хаво йуллари» и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по:

допуску к нострификации документов об образовании специалистов гражданской авиации с заочной формой обучения;

упрощению порядка сертификации ввозимых комплектующих изделий, запасных частей, деталей для технического обслуживания и ремонта воздушных судов и авиадвигателей с учетом изучения передового зарубежного опыта, в том числе предусматривающего признание сертификатов производителей.

17. Разрешить:

а) авиакомпаниям-резидентам Республики Узбекистан производить расчеты через систему Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA Clearing House) и другие международные системы взаиморасчетов;

б) ГП «Узаэронавигация» производить взаиморасчеты за оказанные аэронавигационные услуги при транзите через воздушное пространство Республики Узбекистан иностранными авиакомпаниями через Европейскую организацию по обеспечению безопасности аэронавигации (EUROCONTROL).

18. Распространить льготы и преференции, предоставленные НАК «Узбекистон хаво йуллари» и входящим в ее состав предприятиям, на хозяйственные общества, образуемые в соответствии с настоящим Указом.

19. Освободить авиакомпании-резиденты Республики Узбекистан сроком до 1 января 2023 года от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за ввозимые в Республику Узбекистан:

самолеты (код ТН ВЭД 8802, 8803 и 8805), в том числе произведенные не ранее 10 лет до момента ввоза;

сервисный инвентарь и алкогольные напитки мировых брендов, используемые исключительно для обслуживания пассажиров, по перечням, формируемым в установленном порядке.

20. Министерству внутренних дел, Министерству юстиции, Государственному комитету Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру обеспечить без взимания сборов и пошлин государственную регистрацию:

автотранспортных средств реорганизуемых и создаваемых предприятий;

кадастровой документации на недвижимое имущество реорганизуемых и создаваемых предприятий;

изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы реорганизуемых предприятий.

21. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

а) в двухмесячный срок утвердить порядок:

выдачи разрешений на выполнение разовых полетов эксплуатантам воздушных судов;

использования средств Фонда развития Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов;

материального стимулирования работников Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов, предусматривающий введение трехкратного тарифного коэффициента;

б) в трехмесячный срок:

обеспечить утверждение организационных структур исполнительных органов, а также составов наблюдательных советов АО «Uzbekistan Airways» и АО «Uzbekistan Airports» с привлечением независимых специалистов, в том числе зарубежных, в сфере корпоративного управления и гражданской авиации;

внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, предусматривающих передачу государственным органам функций по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере гражданской авиации.

22. Госавианадзору совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по изменениям и дополнениям в законодательство, вытекающим из настоящего Указа.

23. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан 
Низомиддинова З. Ш., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О. Б. и первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А. Ж.

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 27 ноября 2018 года


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

Эксклюзивное интервью с Исмаилом Джурабековым

Заслуженный ирригатор Узбекистана, крупный специалист в области водного хозяйства Исмаил Джурабеков рассказывает, как и ради чего погибал Арал, о неоднозначных решениях, судьбоносных ошибках и о том, можно ли восстановить утраченное

04 Февраль 2019