О мерах по ускоренному развитию и обеспечению финансовой устойчивости электроэнергетической отрасли

11:12 24 Октябрь 2018 Документы
334 0

Постановление Президента Республики Узбекистан

За последние годы в стране проводятся масштабные реформы, направленные прежде всего на ускоренное развитие всех отраслей экономики, повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности, расширение производства и сферы услуг.

Вместе с тем недостаточное использование имеющихся возможностей и потенциала электроэнергетической отрасли препятствует эффективной реализации намеченных реформ и ускоренному развитию страны.

Отсутствие здоровой конкурентной среды, наличие значительного квазигосударственного сектора, несоответствие принципам рыночной экономики мер тарифной политики приводят к чрезмерному государственному регулированию, конфликту государственных и коммерческих интересов.

Низкий уровень внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, медленные темпы обновления соответствующей инфраструктуры приводят к увеличению технологических потерь и систематиче­ским перебоям с поставкой электрической энергии, особенно на местах.

Забюрократизированная система управления предприятиями отрасли и нерациональное использование трудовых ресурсов снижают эффективность и результативность их работы и приводят к увеличению непроизводственных расходов.

В целях коренного совершенствования организационно-правовых основ государственного управления в электроэнергетической отрасли на основе передового зарубежного опыта, современных инновационных идей, разработок и технологий, а также в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах:

1. Утвердить «Дорожную карту» по увеличению генерирующих мощностей, модернизации элект­рических сетей, совершенствованию учета и контроля потребления электрической энергии в 2018—2020 годах согласно приложению 
№ 1, предусматривающую:

реализацию 7 инвестиционных проектов по модернизации действующих и вводу новых генерирующих мощностей общей мощностью 1 984 МВт и проектной стоимостью 2,6 млрд долл. США;

ежегодную реконструкцию действующих и строительство новых электрических сетей общей протяженностью 7,1 тыс. км, установку и модернизацию 2 500 трансформаторных пунктов за счет привлекаемых кредитов и собственных средств АО «Узбекэнерго»;

подключение к Автоматизированной системе контроля и учета электроэнергии (далее — 
АСКУЭ) 7 млн потребителей, с доведением доли охвата АСКУЭ к концу 2021 года до 100 процентов от общего числа абонентов;

освоение долгосрочных кредитов на общую сумму 1,8 млрд долл. США, привлечение которых согласовано с Всемирным банком, Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития, другими международными финансовыми институтами.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок утвердить сетевые графики реализации каждого проекта, предусмотренного «Дорожной картой».

Возложить персональную ответственность на:

Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н. — за осуществление строгого контроля за обеспечением своевременной и полноценной реализации мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой»;

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадова С. Р. — за обеспечение своевременного освоения привлекаемых средств международных финансовых институтов и организаций, а также поиск потенциальных инвесторов и привлечение прямых иностранных инвестиций в электроэнергетическую отрасль с определением объектов, подлежащих передаче инвесторам, в том числе в доверительное управление;

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — министра финансов Кучкарова Д. А. — за обеспечение качественной разработки механизмов реализации проектов в электроэнергетической отрасли на условиях государственно-частного партнерства;

председателя правления АО «Узбекэнерго» Мустафоева У. М. — за обеспечение своевременной разработки, согласования и утверждения проектной документации, осуществление строительства и ввода объектов, предусмотренных настоящим постановлением.

2. Министерству финансов совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям обеспечить направление части заемных средств международных финансовых институтов, привлекаемых к реализации Государственной программы «Обод кишлок», на строительство и модернизацию низковольтных сетей в размере не менее 100 млн долл. США в 2019—2020 годах.

3. Принять к сведению, что в соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан от 14 февраля 2012 года № ПП—1705 и от 2 августа 2012 года № ПП—1795 реализуется проект «Внедрение автоматизированной системы учета и контроля потребления электрической энергии. Система учета потребления электрической энергии потребителей 0,4 кВт Бухарской, Джизакской и Самаркандской областей Республики Узбекистан» с участием Азиат­ского банка развития (далее — АСКУЭ Фаза 1).

Согласиться с предложениями Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям и АО «Узбекэнерго» о:

а) реализации проектов по дальнейшему внедрению АСКУЭ в остальных регионах республики за счет заемных средств Азиатского банка развития в размере 300 млн долл. США, предусмотренных для реализации проекта «Внедрение автоматизированной системы контроля и учета потребления электрической энергии в Андижанской, Наманган­ской, Ферганской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях (АСКУЭ Фаза 4)»;

б) заключении дополнительных соглашений с:

компанией-подрядчиком, определенным по результатам международного тендера в рамках проекта АСКУЭ Фаза 1, по созданию единого республиканского центра обработки данных АСКУЭ за счет средств Азиатского банка развития, сэкономленных в рамках реализации данного проекта;

консорциумом консалтинговых компаний «CESI S.P.A / AF MercadosEnergyMarketsInternational S.A / Sharifa.com» (Италия/Испания/Узбекистан) по разработке тендерной документации на проведение международных тендерных торгов для приобретения современных приборов учета и сопутствующего оборудования, необходимых для внедрения АСКУЭ по всей территории республики.

Возложить на Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям (Вафаев Ш. А.) ответственность за обеспечение координации:

разработки тендерной документации по приобретению современных приборов учета и сопутствующего оборудования для внедрения АСКУЭ с учетом участия в закупочных процедурах отечественных производителейсоздания сервисных центров обслуживания АСКУЭ и приборов учета на территории страны, а также других интересов Республики Узбекистан;

ускоренного проведения международных тендерных торгов по закупу современных приборов учета и сопутствующего оборудования за счет заемных средств Азиатского банка развития, обеспечивающего завершение внедрения АСКУЭ по всей территории республики не позднее 1 декабря 2021 года.

АО «Узбекэнерго» обеспечить при закупе приборов учета и сопутствующего оборудования у отечественных производителей соответствие их техниче­ских параметров требованиям тендерной документации, разрабатываемой для проведения международных тендерных торгов.

4. Бюро принудительного исполнения обеспечить в 2019—2021 годах ежегодное выделение АО «Узбекэнерго» на безвозмездной основе средств из Фонда развития Бюро принудительного исполнения в размере 400 млрд сумов, не подлежащих налогообложению, для параллельного финансирования закупа приборов учета электриче­ской энергии и сопутствующего оборудования на основе отбора наилучших предложений отечественных производителей.

5. Утвердить План практических мер по реформированию электроэнергетической отрасли согласно приложению № 2.

6. Образовать Комиссию по реформированию электроэнергетической отрасли (далее — Комиссия) в составе согласно приложению № 3, возложив на нее совместно с Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития и группой Всемирного банка:

а) разработку до 1 мая 2019 года долгосрочной инвестиционной программы расширения, модернизации и диверсификации генерирующих мощностей на период до 2030 года, с доведением генерирующих мощностей до 20 тыс. МВт;

б) разработку до 1 марта 2019 года современной схемы организации производства, транспортировки, распределения и сбыта электрической энергии, предусмотрев при этом широкое привлечение частных, включая иностранных, прямых инвестиций в предприятия по производству и распределению (реализации) электрической энергии, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, при сохранении полного государственного контроля за транспортировкой элект­роэнергии, а также постепенное формирование 
современного оптового рынка электроэнергии на основе конкурсных закупок продукции непосредственно у генерирующих предприятий;

в) подготовку и утверждение до 1 апреля 2019 года методологии расчета тарифов на электроэнергию, основанной на покрытии текущих и капитальных расходов, стимулирующей привлечение частного сектора в электроэнергетическую отрасль, предусмотрев при этом создание межведомственной тарифной комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

г) обеспечение внедрения в 2019 году современных форм и методов корпоративного управления, международных стандартов финансовой отчетности на предприятиях электроэнергетической отрасли, а также выпуск и размещение корпоративных облигаций предприятий отрасли на международных рынках;

д) утверждение до 1 декабря 2018 года «Дорожной карты» по разработке нормативно-правовой базы, процедур и регламентов государственно-частного партнерства в электроэнергетической отрасли;

е) проработку с потенциальными инвесторами новых инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики на условиях государственно-частного партнерства, исходя из имеющейся ресурсной базы современных технологических тенденций и использования альтернативных источников электроэнергии.

7. Комиссии (Арипов А. Н.) в срок до 15 декабря 2018 года внести проект Указа Президента Республики Узбекистан об образовании Министерства энергетики Республики Узбекистан, возложив на него весь комплекс вопросов организации и регулирования деятельности топливно-энергетического комплекса республики.

8. Государственному комитету по инвестициям совместно с АО «Узбекэнерго» и Агентством по развитию государственно-частного партнерства при Министерстве финансов Республики Узбекистан обеспечить начало с 2019 года:

совместно с Международной финансовой корпорацией реализации пилотного проекта по строительству солнечной фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт в Навоийской области на основе конкурсного отбора;

совместно с международными финансовыми институтами реализации пилотных проектов по строительству парогазовой установки на одной из теплоэлектростанций страны, а также модернизации распределительных сетей электроэнергии в городах Андижан, Наманган, Фергана на условиях государственно-частного партнерства;

совместно с международными финансовыми институтами разработки основных параметров технико-экономического обоснования по проекту «Долгосрочная аренда распределительных сетей г. Ташкента».

9. Установить, что оплата за электрическую энергию, вырабатываемую гидроэлектростанциями АО «Узбекгидроэнерго», производится по тарифам, формируемым в размере 85 процентов от конечного тарифа для потребителей — физических лиц.

10. Согласиться с предложениями Министерства финансов, Фонда реконструкции и развития, На­ционального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, АКБ «Узпромстройбанк», АО «Узбекэнерго» и АО «Узбекгидроэнерго» о:

пролонгации сроком на 3 года кредитов Фонда реконструкции и развития Республики Узбеки­стан, выданных на софинансирование проектов АО «Узбекэнерго», с соответствующим продлением сроков окончательных платежей и реструктуризацией обязательств рефинансирующих банков согласно приложению № 4;

переоформлении с АО «Узбекэнерго» на АО «Узбекгидроэнерго» ранее выданного кредита для финансирования инвестиционного проекта «Модернизация гидрогенераторов Чарвакской ГЭС с заменой рабочих колес».

Министерству финансов Республики Узбекистан внести в ранее выданные государственные гарантии по обязательствам АО «Узбекэнерго» изменения, вытекающие из настоящего постановления.

11. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан, АО «Узбек­энерго» и АО «Узбекгидроэнерго» в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по созданию в республике филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Российская Федерация).

12. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

принять меры по привлечению организаций, на профессиональной основе занимающихся подбором кадров, для найма высококвалифицированных менеджеров в энергетической отрасли;

совместно с Генеральной прокуратурой в месячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект закона, предусматривающий в том числе совершенствование процедур подключения альтернативных производителей электроэнергии к единой энергетической системе и реализацию проектов на условиях государственно-частного партнерства.

13. АО «Узбекэнерго» совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами:

в срок до 1 апреля 2019 года разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан регламент подключения к единой энергетической системе субъектов предпринимательства, производящих электрическую энергию, в том числе из альтернативных источников энергии;

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по изменениям и дополнениям в законодательство, вытекающим из настоящего постановления.

14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З. Ш. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Султанова А. С.

 

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 23 октября 2018 года.​


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

«Новогодняя ярмарка -2018» зазывает гостей

В предпраздничные дни, с 25 по 27 декабря, в Павильоне «Узкургазмасавдо» будет проходить предновогодняя  ярмарка-продажа «Новогодняя ярмарка -2018» (на правах рекламы)

12 Декабрь 2018