Стимул к труду

13:44 23 Апрель 2021 Политика
177 0

архивное фото

На 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Шавкат Мирзиёев сказал, что наша страна решила сократить бедность. Этот важный аспект социально-экономических реформ поднят и в Послании главы государства парламенту.

Система социальной защиты населения является одним из важнейших компонентов политики государства и социально-трудовых отношений. Ее предметное поле охватывает базовые условия жизнедеятельности людей: материальное обеспечение населения, организацию социальной и медицин¬ской помощи нетрудоспособным членам общества.

В рамках теории экономической мысли развитых стран система социальной защиты строится исходя из решения стратегических задач государства и зависит от функционирующих экономических отношений и требований общества. В условиях либерального подхода трансформации рыночных отношений в «экономику для человека» важно создание эффективной системы социальной защиты, которая позволяет раскрыть индивидуальный потенциал (интеллектуальный капитал) каждого независимо от социально-экономического статуса. 

Говоря об Узбекистане, важно отметить, что понятия «стабильность» и «уверенность в завтрашнем дне» для населения страны — важные критерии социальной защищенности. В республике законодательно гарантировано право на труд, включая получение рабочего места или необходимых ресурсов и оплату труда. Государственные органы, системы организации и самоорганизации граждан в лице профсоюзов и ассоциаций представляют интересы наемных работников. Новым в практике осуществления социальной поддержки нуждающимся стал механизм оказания помощи через махаллю. Социальная защита лиц, не достигших трудоспособного возраста, направлена на обеспечение нормального физического и духовного развития личности, позволяющего адаптироваться в условиях рынка. 

Но имеется еще одна группа населения, требующая социальной защиты, — безработные граждане, что особенно проявилось в мире в условиях пандемии. Отличительная особенность этой части населения в том, что она является трудоспособной и по этой причине не имеет права на помощь. На наш взгляд, для безработных необходимо внедрить такой механизм социальной защиты, который обеспечивал бы минимальный уровень жизни, не нарушал стимулы к труду и не накладывал непосильное бремя на бюджет. Пособие по безработице должно побуждать к скорейшему трудоустройству, повышению уровня квалификации либо приобретению пользующейся спросом на рынке труда профессии. В связи с этим пособия по безработице ограничиваются как по размерам, так и по продолжительности выплаты. 

В последнее время в условиях действия ограничительных мер, связанных с противодействием коронавирусу, в обществе, например, в социальных сетях, обострились споры вокруг понятия «бедность». С точки зрения экономической теории бедность определяется как уровень жизни ниже установленного стандарта, преобладающего в обществе в целом. Обычно нижним пределом бедности (или абсолютной бедностью) является уровень, за которым человек не может существовать. Важно, что этот предел не подлежит регулированию, согласно теории. Но государству можно регулировать и устанавливать верхний предел бедности (относительная бедность). То есть уровень, не превышающий средний уровень жизни в данном конкретном обществе в целом. Разница между абсолютной и относительной бедностью определяет степень социальной защищенности населения. Следовательно, относительная бедность представляет собой официально установленный государством минимальный прожиточный уровень. 

В этой связи, на наш взгляд, при формировании эффективной системы социальной защиты важно учитывать такую категорию, как «нуждаемость», а именно необходимость в удовлетворении основных потребностей. Это есть доведение доходов конкретного лица от уровня бедности до уровня прожиточного минимума, официально установленного государством. При этом порядок предоставления помощи и ее размеры не должны способствовать развитию иждивенчества. Например, размеры материальной поддержки могут устанавливаться с учетом экологической обстановки на местности, если говорить о регионе Приаралья.

Также возможно вывести на дискуссионную площадку отечественных специалистов и экспертов в рамках Министерства экономического развития и сокращения бедности, основного центра и комплексного координатора усилий по повышению эффективности системы социальной защиты населения в здравоохранении, культуре, благотворительности, волонтерстве, социальной рекламе, проведении исследований для развития долгосрочных программ. Таким образом появилась бы возможность создать единый и четкий реестр всех граждан, имеющих право на социальное обеспечение, и разместить их данные в удобной и доступной форме на открытом сайте. 

Государству важно иметь полную информацию о социальной базе реально нуждающихся граждан, чтобы применять стратегию сокращения бедности. Выработать единые и прозрачные критерии выдачи пособий, которые ежегодно обсуждались бы с привлечением широкой общественности для повышения их адресности. При выявлении лиц, нуждающихся в социальных гарантиях и поддержке, при определении им конкретного вида и размера помощи должны быть исключены любые возможности проявления субъективизма или коррупции. Это позволит направить помощь в адрес действительно нуждающихся в материальной под¬держке государства.

В качестве единого центра можно сформировать единую сеть социальных работников для предоставления социальных услуг нуждающимся, которые выявлены в едином реестре. Это позволит лучше привлекать внутренних доноров и международные организации по их специализации. Социальные работники могли бы оказывать точечные патронажные услуги семьям, находящимся в кризисе, одиноким пожилым людям, детям-сиротам.

В системе мер по социальной защите населения одно из центральных мест должно занимать формирование реального рынка труда, создание условий, позволяющих каждому трудоспособному человеку своим трудом повышать уровень жизни. В оказании помощи населению также необходимо более активное участие волонтерских групп и реализация частных инициатив самоорганизующихся граждан. Их преимущество в мобильности и способности адаптировать свою деятельность к ситуации гораздо быстрее, чем государство. Так, люди с инвалидностью, передвигающиеся на коляске, лучше знают, какому магазину необходим пандус. Поэтому важно наладить систематическую выдачу социальных грантов, отдав гражданскому обществу ряд частных направлений социальной защиты на аутсорсинг.

Глава государства не раз говорил о том, что в разных точках мира наблюдается рост угроз, усугубляющихся глобальными проблемами нищеты и бедности, обострившимися в период пандемии. В условиях Узбекистана адекватный ответ на эти вызовы лежит в плоскости развития предпринимательства и создания рабочих мест, улучшения инвестиционного климата и бизнес-среды, обучения людей новым профессиям, оказания адресной социальной помощи. 

Лейла СЕИТОВА
депутат Законодательной палаты
Олий Мажлиса,
Азамат СЕИТОВ
доктор социологических наук,
 доцент НУУ.
 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.