Если стаж одинаковый, то пенсии какие?

17:31 16 Апрель 2020 Экономика
676 0

архивное фото

Основополагающим документом, определившим взаимную интеграцию государств — участников ЕАЭС, является договор о Евразийском экономическом союзе. В нем прописаны правовые положения, касающиеся мигрантов, их трудоустройства и трудовой деятельности. Социальная защита включает получение медицинской помощи и отдельные аспекты социального обеспечения, о чем поясняется в  отдельных статьях раздела «Трудовая миграция» и протоколе № 30 приложения к договору о Евразийском экономическом союзе. Тем самым отрегулированы вопросы, связанные с медицинским обслуживанием и страхованием.

Так, трудящимся государств-членов и членам семей обеспечивается оказание бесплатной скорой и медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) независимо от наличия медицинского страхового полиса. Законодательством государств — членов союза предусмотрены виды оказываемых мигрантам медицинских услуг и случаи, когда оказывается такая помощь.

Однако сам доступ к медицинским услугам в разных странах ЕАЭС не одинаков. В Беларуси и Армении трудовые мигранты, как и любые иностранцы, могут рассчитывать на бесплатное медицинское обслуживание только в экстренных случаях. Вместе с тем медицинское обслуживание предоставляется не только работникам-мигрантам, но и членам их семей, в отличие от России, где медицинскую помощь могут оказать только самим работникам-мигрантам, но не членам их семей или детям. В Казахстане экстренная медицинская помощь, а также прививки предоставляются пакетом бесплатных услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования. В Кыргызстане медицинские услуги платные.

Возмещение затрат медицинской организации на оказание скорой медицинской помощи трудящимся государств-членов производится за счет бюджета трудоустраивающего государства. В случае продолжения лечения пациента в медицинской организации (учреждении здравоохранения) после устранения непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих оплата фактической стоимости оказанных услуг осуществляется пациентом или из иных источников, не запрещенных законодательством государства трудоустройства, по тарифам или договорным ценам. Так, в Армении с момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью окружающих, его транспортировка, дальнейшее оказание медицинской помощи осуществляются на платной основе. Также предоставляется возможность медицинской эвакуации пациента в целях его спасения и сохранения здоровья. 

При необходимости медицинской эвакуации пациента в государство постоянного проживания информация о состоянии здоровья направляется медицинской организацией (учреждением здравоохранения) в посольство и (или) уполномоченный орган (организацию) государства постоянного проживания. Возмещение расходов, связанных с медицинской эвакуацией пациента, осуществляется за счет государства постоянного проживания. В Казахстане транспортировка, включая санавиацию, с 2020 года должна осуществляться в рамках бесплатного оказания услуг.

Согласно договору о Евразийском экономическом союзе, медицинская помощь основывается на обязательном медицинском страховании, в которое включено обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Однако в Беларуси и Армении система обязательного медицинского страхования отсутствует. В России стоимость полиса недешевая и сильно варьируется в зависимости от оказания медицинских услуг и даже возраста мигранта. Для трудящихся из Узбекистана, не привыкших ходить по медицинским клиникам и предпочитающих заниматься профилактикой и самолечением или обращаться к знакомым медикам-соотечественникам, покупка страховых медицинских полисов оборачивается только дополнительными расходами. В Казахстане система обязательного социального медицинского страхования полноценно действует с 2020 года. В Кыргызстане система обязательного медицинского страхования фактически не работает, несмотря на обязательства по отчислению страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования при правительстве Кыргызской Республики. 

Период работы трудящихся государств-членов на территории другого государства ЕАЭС засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж, за исключением пенсионного. В этой связи предусмотрена обязанность работодателя по требованию работника (в том числе бывшего) из государства — члена союза на безвозмездной основе выдать справку (несколько) и (или) ее (их) заверенную копию с указанием профессии (специальности, квалификации и должности), периода работы и размера заработной платы в сроки, установленные законодательством государства трудоустройства.

Что касается пенсий, то в декабре 2019 года в рамках ЕАЭС подписано Соглашение о пенсионном обеспечении граждан государств — членов организации, в соответствии с которым трудящимся на территории ЕАЭС будут исчислять пенсию не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. Соглашение пока не вступило в силу.   

Пока же пенсионные системы стран ЕАЭС сильно различаются между собой, причем как возрастом выхода на пенсию, так и процессом формирования пенсионных отчислений. Между тем пенсионное законодательство Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Армении предусматривает пенсионные отчисления в пенсионные фонды из заработка трудящегося,  а по законодательству Кыргызстана и Казахстана пенсионные взносы работников-мигрантов вообще не начисляются. Поэтому трудящийся-мигрант, работавший в Казахстане или Кыргызстане, не формирует свои пенсионные права, а гражданин, который работает в РФ, но впоследствии хочет вернуться на родину, не может реализовать право на пенсионное обеспечение, так как произведенные выплаты не переводятся в страну проживания и соответственно пенсии тоже. 

Но после вступления в силу Соглашения о пенсионном обеспечении, трудовые мигранты в любой стране получат свою пенсию пропорционально той части стажа, которая была заработана в той или иной стране союза.

Принятое соглашение предусматривает развитие сотрудничества между государствами-членами в сфере пенсионного обеспечения, в том числе путем обмена информацией и документами между уполномоченными органами государств-членов, включая обмен в электронном виде. 

По прогнозам экспертов, вступление соглашения в силу должно способствовать значительному сокращению «теневого рынка» рабочей силы, когда, получив право на пенсию, мигранты будут выбирать работу с официальным трудоустройством.

Таким образом, правовое регулирование сфер социальной помощи, особенно доступа к медицинской помощи и страхованию, так необходимых для защиты здоровья трудящихся на территории ЕАЭС, на сегодняшний день все же требует дальнейшей гармонизации. Для Узбекистана, который в этом году начал осуществлять политику искоренения бедности, продолжает развивать сферы медицины и социального обеспечения, это имеет принципиальное значение. В республике взят курс на сокращение бедности при содействии международных организаций. Правительству поручено создать в 2020 году не менее 500 тысяч рабочих мест. Также в этом году расходы Госбюджета страны на здравоохранение увеличиваются на 23 процента и составят два миллиарда долларов. Средства, выделяемые на закупку лекарств и медицинского оборудования, возросли в разы, в том числе для онкологических больных — в 20 раз.

Как отмечают эксперты, статус наблюдателя для Узбекистана — удобный и гибкий формат сотрудничества с ЕАЭС, открывающий такие возможности, как участие в работе союза, и таким образом не только наблюдать за происходящими процессами, но и содействовать диалогу и сотрудничеству в сферах, представляющих взаимный интерес для государства-наблюдателя и членов Евразийского экономического союза. 

Гулноза САТТАРОВА
начальник отдела Института проблем законодательства 
и парламентских исследований 
при Олий Мажлисе Республики Узбекистан

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.