Когда ум, душа и тело — гармоничное целое

Лилия Севастьянова руководит ташкентским «Театром движения Лик», который объединяет профессиональных танцовщиков и молодежь с разными формами инвалидности.
Ее инновационная методика по творческому развитию людей с особенностями развития привлекла внимание международных экспертов на онлайн-дискуссии «Инклюзивные социокультурные мероприятия и инклюзивное волонтерство: новые возможности».
Прежде чем начать работу в интегрированном составе, «Театр движения Лик» прошел большой путь. Он был основан в 1982 году. Первые 15 лет Лилия Павловна вместе с учениками вела поиски в области пластической импровизации, где главное не сочинить движение, а выразить посредством него внутреннее состояние.
Когда эти поиски оформились в стройную методику, стали происходить встречи с инвалидами. Оказалось, что в инклюзивном творчестве такой подход просто незаменим: пластическая импровизация позволяет «высказаться» на языке движения любому человеку, независимо от его физических данных.
Первый опыт инклюзивной работы Севастьяновой произошел во Франции в 1996 году, где она поставила танец для девушки, которая не могла ходить. Этот случай утвердил в том, что искусство танца открыто для всех. Следующий этап развития и применения методики произошел в 2000 году, когда родители из клуба реабилитации и интеграции детей, инвалидов обратились с просьбой позаниматься с их детьми.
— Через два года профессиональные танцовщики «Театра движения Лик» стали помогать мне в этой работе: включаться в танцевальные миниатюры, где нужно было помочь, например, ребятам в колясках красиво передвигаться по сцене или дополнить исполнением тогда еще очень скромные возможности подростков-инвалидов, — вспоминает Лилия Севастьянова. — За 17 лет в инклюзивном качестве поставлено 15 больших и маленьких спектаклей. Темы не придуманы, а взяты из реальной жизни ребят. Рождается импровизация, когда внутреннее единение и взаимодействие таких разных актеров находит воплощение в говорящих жестах, гармоничных движениях и мизансценах.
Сейчас в театре 35 участников, 25 из них — с инвалидностью, что совсем незаметно, когда ребята на сцене. По причине серьезных диагнозов танцовщиков каждый их жест — реальное физическое преодоление. Они не играют, но проживают в спектаклях важные жизненные перипетии. И зрители, забывая об их особенностях, проходят вместе с ними путь от недоумения к пониманию этих серьезных вопросов бытия.
Методика Лилии Павловны аккумулировала разные техники танцевального искусства, которые она изучала на протяжении профессионального пути, в том числе на стажировках в России, Франции, США. Но именно духовная устремленность, которая является главным вектором творчества «Театра движения Лик», способствует умственному и физическому прогрессу ребят с инвалидностью, помогает таким разным актерам понимать друг друга и быть соавторами постановщика спектаклей. А зрителям — воспринимать спектакль не извне, а пребывать внутри действия, соединяясь с исполнителями в их душевном возрастании.
По словам Севастьяновой, важно побудить ребят выразить свои мысли, чувства, устремления с помощью движения. Основные принципы методики: не навязывать актерам свои придумки, в постановке идти от конкретных личностей, от их возможностей, особенностей, жизненных ситуаций, проблем и душевного состояния, замечать и совершенствовать спонтанные жесты. Она называет свою главную задачу: предлагать такие темы для спектаклей и импровизаций, которые помогут актерам собрать ум, душу и тело в гармоничное целое.
История «Театра движения Лик» стала примером для международного экспертного сообщества по эффективному инклюзивному взаимодействию.
В работе с людьми с инвалидностью важную роль также играют волонтеры, что стало отдельной темой для онлайн-дискуссии экспертов. Например, «Театру движения Лик» добровольцы помогают во время спектаклей, а также поддерживают связь с людьми с инвалидностью вне мероприятий.
Эксперты отметили, что волонтерское движение сейчас активно развивается, быть в их рядах «круто и модно». Тем не менее, необходимо предварительно готовить волонтеров к взаимодействию с лицами с инвалидностью, развивать у них коммуникативные навыки, быструю адаптивность к неожиданным стрессовым ситуациям, а также менять стереотипное восприятие людей с особенностями.
Инклюзивная онлайн-дискуссия, организованная автономной некоммерческой организацией «Белая трость» (Екатеринбург, РФ) при поддержке госкорпорации «Росатом», стала продолжением серии мероприятий для обмена опытом экспертов из России, Израиля, Латвии, Армении и Узбекистана в сфере обучения, переобучения и социализации людей с инвалидностью.
Р. АЛИШЕРОВ,
«Народное слово»
Больше новостей на нашем Telegram канале: @ns_uz
Рекомендуем
Популярное
- Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции
- В Намангане проходит 62-й международный фестиваль цветов
- Музеи: от старинных гобеленов до современного искусства
- Алишер Султанов назначен советником Президента
- С днем рождения «Добрая школа»
- Литература как мост между народами
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment