Как журналисту превзойти робота?

10:51 31 Май 2018 Общество
1133 0

Время бросает медиа новые вызовы. Как противостоять им — обучат в созданном Университете журналистики и массовых коммуникаций
Четыре года назад погожим мартовским утром горожан американского Лос-Анджелеса разбудило слабое землетрясение. Спустя пару минут на сайте местной «Los Angeles Times» появилось сообщение: «Согласно данным Геологической службы США, в понедельник утром в пяти милях от Вествуда, штат Калифорния, было зарегистрировано землетрясение магнитудой 4,7. Землетрясение произошло в 6.25 утра по тихоокеанскому времени на глубине 5 миль…». И еще пара предложений в таком духе. Ничем не примечательная новостная заметка. Кроме того факта, что ее написал робот.
Технологическая система написания статей «Quill» — вот полное имя автора. У него немало «коллег» на разных континентах. В Пекинском университете разработали программу «Xiao Nan». За секунду она написала заметку о новогодних пробках на дорогах. В недрах южнокорейского информагентства «Yonhap» трудится компьютерная система, которая генерирует новости о матчах английской Премьер-лиги. Специальные программы создают тексты для «Forbes», организацию информагентства, где новости будут писать роботы, анонсировала российская компания «Яндекс». 

Значит ли это, что в скором времени компьютеры в редакционных офисах опустеют и информационные ленты сайтов, полосы газет и журналов станут заполнять материалы, созданные алгоритмами? Эксперты дают однозначный ответ: нет. 
«Журналисты» из микросхем и проводов лучше тех, что из костей и мяса, только там, где работа строится по шаблону. За секунды искусственный интеллект выдаст безупречный отчет. Но никогда не вдохнет в публикацию жизнь — он сам ее лишен. 

У людей есть ряд других преимуществ перед искусственным интеллектом. Человеческие тексты понятнее, интереснее. Считается, что роботы никогда не научатся брать яркие интервью. Поскольку они не способны выявлять вопросы, которые будут развивать тему, или распознать сарказм. Специалисты считают, что для написания увлекательной истории, репортажа, помимо неподвластных роботам юмора, иронии, нужен и социальный темперамент, чувства и сопереживания.

Исследователи из Оксфорда, составившие список из 366 профессий, где людей заменят роботы, ставят журналистику на 285-е место. Прогнозируемый риск уступить в этом соревновании за вакансии — 11 процентов. Однако, несмотря на то, что журналисты не потеряют работу в будущем, профессия сильно трансформируется. Конкурировать и соперничать за внимание зрителя и читателя придется как между собой, так и с искусственным интеллектом.

Специалист, а не человек с дипломом
Талантливый, яркий журналист способен не только выдать качественный текст для газеты или сайта. Он способен увлечь читателя за собой, заставить ждать каждую последующую публикацию. Такой профессионал формирует правильную информационную повестку дня, расставляя приоритеты и акценты, которые важны не меньше, чем сами произошедшие события. 

Потребность в специалистах подобной квалификации есть и будет всегда. До сих пор она оставалась острой. Действующая система готовила ребят и девушек с дипломами журналиста, что зачастую не было синонимом понятию «журналист». По редакциям разбредались выпускники, обладающие научной базой и лишь в теории знающие, как пишутся статьи. И наталкивались на жестокую реальность. Ту, в которой учиться писать вновь приходилось «с нуля». Потому что все четыре года практические занятия в вузе вели по учебникам в основном те же самые теоретики, за свою карьеру ни дня не проработавшие в СМИ. 

Проблему подготовки кадров поднимал, призывая опытных представителей науки и творчества передавать секреты мастерства молодой смене, следовать традициям наставничества, в ходе встреч с представителями интеллигенции Президент Шавкат Мирзиёев. На призыв откликнулись во многих учреждениях и организациях. Школа журналистского мастерства была создана и в нашей редакции. В ходе занятий, которые вели практикующие корреспонденты и редакторы, профессионалы сферы, стали яснее видны и пробелы. Самый крупный из них, как уже сказано, — абсолютная оторванность от практики. Большинство будущих журналистов-газетчиков после года, двух лет обучения попало в настоящую редакцию впервые. Когда занятия в школе мастерства приходится начинать с экскурсии и рассказа об элементарных вещах — что такое газета и как ее выпускают, тут не до победы над роботами. 

Инновации с опорой на традиции
В ходе обмена впечатлениями с коллегами по поводу подписанного 24 мая постановления Президента об образовании Университета журналистики и массовых коммуникаций чаще всего можно было услышать о чрезвычайной востребованности, важности этого решения. Не так давно довелось услышать по ТВ фразу «журналиста ноги кормят». Так было в представлении некоторых прежде. Теперь же появилась уверенность, что современного журналиста будет кормить исключительно талант, острый ум и блестящие знания.
Новый вуз нацелен готовить именно таких спецов. Квалифицированных журналистов обучат с использованием передовых технологий и методик, с широким привлечением к научной и практической деятельности, на основе зарубежного опыта. В постановлении подчеркивается, что выпускники будут владеть несколькими иностранными языками. 

У тех, кому посчастливится называться студентами нового университета, есть яркий пример для подражания. Речь идет о видном деятеле эпохи национального возрождения Исокхоне Ибрате. Изучивший многие иностранные языки, преуспевший в науках, повидавший мир, он стремился распространять знания. Ведомый этой тягой организовал одну из первых типографий, которую в Туракурган доставили на повозках. Здесь в свет вышли научные труды, издавались газеты. Просветитель оставил о себе добрую память, негаснущий след в истории родной страны. Этот славный путь не зазорно повторить. 

«Фейковым» новостям противопоставить талант
Со дня, когда в типографии «Матбаи Исхокия» был сделан первый оттиск, минуло 110 лет. Счет газетам Узбекистана в 2018-м ведется на сотни, числу пользователей ТВ и интернетом — на миллионы. А в последнее время количественные изменения дополнились качественными. СМИ переживают свою эпоху возрождения. 

Журналисты чувствуют себя вольготнее. В пользу этого утверждения говорит заметный рост числа критических материалов. Происходит активный уход от информационной монополии. Во всевозможные журналистские пулы вошли, помимо всех привычных взору, представители бурно развивающихся негосударственных СМИ.

Сформировалась и совершенствуется способствующая свободе слова правовая система. Полторы тысячи СМИ обеспечивают их плюрализм. Они выступают как площадка, где отражено разнообразие точек зрения и интересов всех слоев общества. Медиа предоставлены равные условия для общественного доступа. И, наконец, журналисты, особенно с появлением нового вуза, расширили возможности обучения, профессиональной переподготовки. Можно сказать, что по всем названным критериям оценки развития средств массовой информации, разработанным соответствующим подразделением ЮНЕСКО, наша страна набирает неплохие баллы.

Условия для творческой работы созданы. Однако возникло немало вызовов, важнейших задач на перспективу, что необходимо будет решать в том числе тем, кто получит знания в новом университете. Первая среди них — вернуть доверие к СМИ в эпоху фальшивых и недостоверных новостей, серьезно влияющих на имидж медиа в целом.

Этой проблеме специально посвящают конференции, собирают форумы. Недавно на одном из них за рубежом японские медиаэксперты отметили, что из-за роста количества недостоверных новостей в сетевых, так называемых новых СМИ, читатели все чаще относятся к ним с подозрением. В Стране восходящего солнца позиции таких медиа за последние десять лет ослабли. Раньше им доверяло 60 процентов аудитории, сейчас — меньше половины. Показатели традиционных СМИ, напротив, превысили 70 процентов.

Конечно, речь не идет о строгом разделении одних видов медиа от других. Газеты и журналы при умелом использовании возможностей Всемирной паутины и социальных сетей могут заметно расширить охват своей аудитории. Кроме того, тщательно перепроверяя факты, как этому учит классическая журналистика, традиционные СМИ могут способствовать увеличению объема качественных, достоверных материалов в сети. 
Накопленный потенциал и опыт, а также влившаяся молодая кровь в виде выпускников созданного Университета журналистики и массовых коммуникаций позволят создавать медиапродукцию, отвечающую вкусам современного читателя. В неиссякаемом море информации легко утонуть. И потому на традиционные СМИ будет возложена миссия не столько первыми «прокричать» о событиях, сколько поставлять умные, вдумчивые тексты, которые позволят вникнуть в причины и следствия происходящего, дать пищу для размышления. 

Поэтому специалисты в том числе называют процесс автоматизации журналистики неизбежным и даже необходимым. По мнению российских медиаисследователей, если на роботов в обозримом будущем удастся возложить сбор и обработку типовых данных — тем лучше для корреспондентов и редакторов. Ведь тогда у них останется больше времени на подготовку эксклюзивных статей и репортажей. 

Здесь как нельзя кстати будут глубокие знания ИКТ, которые, без сомнения, получат студенты нового вуза. Заткнув за пояс роботов в написании ярких текстов, им нужно будет приручить искусственный интеллект, заставить его работать в команде, что в конечном итоге будет на руку и СМИ, и читателям.
Р. АЛИШЕРОВ.


Комментарии

Комментариев пока нет.