О создании ташкентского международного арбитражного центра (tiac) при торгово-промышленной палате Республики Узбекистан

09:32 06 Ноябрь 2018 Документы
465 0
Иллюстративное фото

​Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях формирования максимально благоприятного инвестиционного климата в стране реализуются комплексные меры по либерализации экономики, соз­данию благоприятных правовых условий для деятельности инвесторов, особенно иностранных, а также укреплению международных экономических связей.

Особую значимость имеет внедрение в Узбекистане механизма разрешения споров в третейских судах для обеспечения гарантий защиты прав и законных интересов субъектов бизнеса в Узбекистане, улучшения деловой среды и повышения инвестиционной привлекательности страны.

Вместе с тем имеется ряд системных проблем, препятствующих эффективной защите прав и интересов субъектов предпринимательства, прежде всего иностранных инвесторов, дальнейшему улучшению деловой среды и повышению инвестиционной привлекательности ­Узбекистана. В частности:

во-первых, отсутствует нормативно-правовая база, регулирующая функционирование деятельности международных арбитражей на территории Узбекистана, что приводит к увеличению издержек иностранных инвесторов и отечественных субъектов предпринимательства, вынужденных обращаться за разрешением споров в международные арбитражи, находящиеся на территории иностранных государств;

во-вторых, действующее законодательство, в том числе Закон Республики Узбекистан «О третейских судах», ограничивает возможности сторон по рассмотрению споров, связанных с инвестициями, с привлечением иностранных арбитров и применением иностранного права, как это предусмотрено стандартами в области международного арбитража;

в-третьих, не сформированы четкие правовые механизмы исполнения международных арбитражных решений в ­Узбекистане, что негативно сказывается на доверии иностранных инвесторов к судебно-правовой системе страны и, как следствие, снижает инвестиционную привлекательность страны;

в-четвертых, не налажена деятельность по подготовке и повышению квалификации отечественных арбитров и иных специалистов в области международного арбитража.

В целях формирования современных и основанных на международных стандартах механизмов разрешения споров, связанных с инвестициями, посредством международного арбитража, улучшения инвестиционного климата, укрепления гарантий защиты прав и законных интересов инвесторов, а также во исполнение задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах:

1. Согласиться с предложением Торгово-промышленной палаты и Министерства юстиции Республики Узбекистан о создании Ташкентского международного арбитражного центра при Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан (далее — Центр) со статусом негосударственной некоммерческой организации, определив его основными задачами:

а) организацию посредством международного арбитража разрешения споров, вытекающих из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих между коммерческими организациями, которые находятся в разных государствах, в том числе иностранными инвесторами, включая споры, связанные с инвестициями, интеллектуальной собственностью и блокчейн технологиями;

б) развитие и совершенствование механизмов разрешения споров посредством международного арбитража и иных альтернативных способов разрешения споров;

в) налаживание сотрудничества с ведущими зарубежными арбитражами, обмен опытом в области разрешения споров посредством международного арбитража, а также привлечение иностранных арбитров к разрешению споров в Центре;

г) участие в реализации мероприятий по подготовке и повышению квалификации специалистов в области международного арбитража и внесудебного урегулирования споров, в том числе связанных с инвестициями, а также организацию исследований в данном направлении;

д) оказание услуг по консультированию отечественных и иностранных хозяйствующих субъектов, в том числе иностранных инвесторов, в сфере предотвращения возникновения споров, связанных с инвестициями, в том числе одной из сторон которых является государство.

2. Установить, что:

в качестве арбитров в Центре наряду со специалистами из числа граждан Республики Узбекистан также могут привлекаться квалифицированные арбитры — граждане иностранных государств;

по соглашению сторон при разрешении споров арбитрами Центра может применяться иное право, в том числе иностранного государства;

решения арбитров Центра подлежат исполнению на территории Республики Узбекистан в порядке, предусмотренном законодательством для исполнения решений третейских судов, а также международными договорами Республики Узбекистан;

переписка и делопроизводство в Центре ведется на узбекском, русском и английском языках;

суды оказывают содействие Центру в осуществлении арбитражных разбирательств в части получения, сбора доказательств, принятия мер по обеспечению исполнения решений арбитров Центра в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством;

арбитры Центра — нерезиденты Республики Узбеки­стан освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц в части средств, полученных в качестве гонорара за выполнение функций арбитра;

для привлечения граждан иностранных государств в качестве арбитров Центра и экспертов, привлекаемых для разрешения споров путем международного арбитража, не требуется получение разрешений на право трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан;

прием заявлений о рассмотрении спора посредством международного арбитража, а также проведение слушаний и иных процессуальных действий может осуществляться в режиме онлайн с использованием современных информационно-коммуникационных технологий без присутствия арбитров и сторон;

представителям сторон, участвующим в разрешении споров посредством международного арбитража в Цент­ре, при пересмотре арбитражных решений в компетентных судах Республики Узбекистан, а также при рассмотрении в установленном порядке каких-либо вопросов по рассматриваемым в Центре арбитражным спорам не требуется наличие лицензии на право занятия адвокатской деятельностью;

Центр вправе осуществлять урегулирование споров посредством проведения процедуры медиации и иных альтернативных способов урегулирования споров в порядке, установленном законодательством;

средства юридических лиц, направляемые на оплату арбитражных расходов, связанных с рассмотрением спора в Центре, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость;

Центр может иметь бланк и круглую печать со своим наименованием, банковские счета в коммерческих банках в национальной и иностранной валюте.

3. Принять к сведению, что представительствами ОБСЕ и ПРООН в Республике Узбекистан выражена заинтересованность в оказании поддержки и содействия в организации деятельности Центра.

4. Определить, что:

при Центре образуется Наблюдательный совет из числа ведущих международных и отечественных специалистов в области арбитража, а также арбитров признанных арбитражных центров мира с целью оказания содействия во внедрении международных стандартов в деятельность Центра;

Центр возглавляется руководителем, который назначается председателем Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан из числа лиц, как правило, имеющих опыт работы в качестве арбитра в ведущих зарубежных международных арбитражах.

5. Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан обеспечить в установленном порядке:

в двухнедельный срок формирование состава Наблюдательного совета Центра;

в месячный срок разработку и утверждение Правил Центра, его структуры и списка арбитров, приоритетно из числа арбитров, имеющих опыт работы в ведущих зарубежных международных арбитражах и одобренных Наблюдательным советом Центра;

в месячный срок завершение разработки с привлечением ведущих международных экспертов проекта закона «О международном коммерческом арбитраже» в соответствии с требованиями настоящего постановления и типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже», а также его внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан.

6. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан по заявкам Центра обеспечить оформление въезд­ных виз арбитрам Центра, членам Наблюдательного совета, экспертам, представителям сторон, иным иностранным специалистам, привлекаемым для реализации возложенных на Центр задач без взимания консульских и иных сборов.

7. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан по заявкам Центра обеспечить в установленном порядке продление виз, а также выдачу и продление временной прописки по месту временного проживания арбитрам Центра, членам Наблюдательного совета, экспертам, представителям сторон, иным иностранным специалистам и членам их семей, привлекаемым для реализации возложенных на Центр задач, без взимания государственной пошлины.

8. Министерству иностранных дел обеспечить передачу Торгово-промышленной палате Республики Узбеки­стан на безвозмездной основе здания по адресу: город Ташкент, улица Ислама Каримова, дом 11 для размещения в нем Центра.

9. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в установленном порядке обеспечить Центр необходимыми средствами связи и подключить к высокоскоростной сети интернет на льготной основе.

10. Рекомендовать Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан оказывать содействие в оснащении Центра необходимой мебелью, инвентарем, компью­терной и офисной техникой, а также оборудовании ­помещений для проведения арбитражных слушаний, в том числе в режиме онлайн.

11. Освободить Торгово-промышленную палату и Центр сроком до 1 октября 2021 года от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за компьютерную технику, программные продукты, учебную и научно-методическую литературу, инвентарь и материально-технические ресурсы, 
не производимые в Республике Узбекистан, ввозимые для оснащения Центра, по перечням, формируемым в установленном порядке.

12. Торгово-промышленной палате совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления, в том числе устанавливающих порядок обжалования и исполнения решений арбитражей Республики ­Узбекистан.

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики ­Узбекистан Арипова А. Н., руководителя ­Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З. Ш. и первого заместителя советника Президента ­Республики Узбекистан Мавлонова Б. М.

 

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 5 ноября 2018 года.


Комментарии

Комментариев пока нет.