Таинства китайского балета 

15:32 03 Май 2019 Культура
1107 0

Фото: "Новости Узбекистана"

V Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Тошкент Баҳори 2019», стартовавший 20 апреля в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои, завершает свою работу, рассказывают "Новости Узбекистана". 

За две недели фестиваля поклонники высокого искусства в полной мере оценили мастерство солистов оперы и балета Узбекистана, России, Азербайджана, Казахстана и Китая. Под занавес зрителям предстоит встреча с блистательными балетами из репертуара ГАБТа: 3 мая состоится очередной премьерный показ «Баядерки» Минкуса, а в день официального закрытия фестиваля, 5 мая, - «Лебединое озеро» с участием солистов Большого театра (Россия). 

Настоящим открытием фестиваля стали встречи с балетной труппой Национального театра оперы, танца и драмы Китая (Пекин), которая 1 и 2 мая показала зрителям большую программу, составленную из отдельных номеров балетного спектакля "Конфуций". 

Труппа Национального театра оперы и балета Китая впервые в Ташкенте. Она создана 65 лет назад и считается одной из самых профессиональных в стране. Это своего рода аналог российского Большого театра: с большим симфоническим оркестром, оперным и балетным коллективами, которым по силам и европейская классика, и национальная культура. Кроме симфонического есть в нём оркестр народных инструментов, студия сценографии.

Театр любим на родине. Его постановки посвящены истории Китая в разные эпохи и повествуют о человеческих судьбах, испытаниях и страстях, страданиях и радостях, красоте мира и поисках духовности. Артисты из Пекина много гастролируют по стране, давая представления не только в городских театрах, но и на открытых площадках в деревнях и посёлках. Величественные горы служат живыми декорациями, шелест листвы дополняет звучание музыкальных инструментов, которым вторит эхо. Выступал театр и перед солдатами, поднимая их дух героизмом легендарных образов и красотой китайской народной музыки.
Не одно поколение артистов сменилось за шесть с лишним десятилетий, но неизменным в традициях театра было служение народной китайской музыке и танцу. Вероятно, именно этим объясняется, что центральное место в его репертуара занимают постановки известных китайских опер и танцевальных драм, таких как "Свадьба Сяо Эрхэя", "Девушка с белыми волосами", "Лю Хулань". Интересен и репертуар оркестра, в котором кроме известных немало новаторских композиций – они вошли в золотой фонд китайской музыки. 

Одну из лучших своих постановок исторического плана - драму "Конфуций" - коллектив привёз на «Тошкент Баҳори 2019». Спектакль служит проектом международного культурного обмена. В премьерный период он был показан на сцене Линкольн-центра в Нью-Йорке. В ноябре 2018 года послужил основой мастер-класса для небольшой творческой группы из ГАБТа имени Навои, прибывшей в Пекин при содействии Посольства Китая в Узбекистане для обмена опытом. Своими впечатлениями о поездке в Пекин и спектакле, показанном в Ташкенте, делится заслуженная артистка Узбекистана Амина Бабаджанова. 

В представлении показывается жизнь китайского мудреца и Учителя, странствующего по разоренной войной стране с посланием мира. Удивительно и даже трудно представить такое, но режиссер спектакля Кун Дэсинь - прямой потомок Конфуция в 77-м поколении!

- Конфуций - представитель китайской традиционной философии, - говорит Кун Дэсинь. - Мы решили распространить его идеи еще шире с помощью балета. Хореография, костюмы, музыка помогают понять и лучше прочувствовать мысли и поступки исторического персонажа, который жил два с половиной тысячелетия назад. Порою люди не могут поверить, что я потомок Конфуция, и история моей семьи такая длинная. 

Театр гастролирует и за рубежом: побывал в России, США, ряде европейских стран. 

Несмотря на то, что китайские артисты привезли на фестиваль отдельные номера из "Конфуция", программа, в которой чередуются танцевальные и инструментальные номера, позволяет довольно ясно представить сюжетную линию драмы. Она начинается с массового «Танца с плюмом», плавно переходя в мужское соло «Начиная путешествие» (Конфуций - Гуо Имин). 

Следующий за ними парный танец «Лунная нежность» (Лю Бин и Чжан Ди; музыкальное сопровождение - До Шибин) покорил публику красотой и легким юмором, а инструментальная пьеса «Приятной ночи» на китайском народном инструменте заворожила нежностью мелодии (музыка – Лю Тианхуа; соло – До Шибин).
Необычайно красивые костюмы и работа со светом делали еще более выразительными танцевальные номера. Гао Вентинь, исполняя «Оду лотосу», в своем костюме и сама походила на прекрасный цветок (музыкальное сопровождение на люте – Ван Тинь). 
Настоящей битвой предстал мужской групповой танец «Вербальный бой с субъектами», в котором Конфуций (Гуо Иминь) мудростью стремится победить высокопоставленных придворных (Ли Ялунь и Джу Инь). 

Поставленные на крепкой хореографической основе, танцевальные номера впечатляют текучей пластикой движений, напоминающих у-шу и восточные единоборства – системы физического и духовного развития личности, которые издревле практикуются в Китае по традициям, передаваемым от поколения к поколению. И в этом – самобытность китайского балета, в котором искусно соединены народные традиции, элементы классики и модерна. Это триединство придаёт особый шарм и выразительность танцам, составляющим повествовательную канву танцевальной драмы.

„Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал!“ – не этим ли изречением Конфуция руководствовался режиссёр, потомок философа, выстраивая номер «Поиски Конфуция по танцам» (Конфуций - Гуо Иминь, солистки Йу Йю и Джу Инь)? 

Программа, представленная пекинскими артистами, богата и разнообразна. Аплодисментами встретила публика музыкальные номера: соло на свирели в исполнении Ма Йуньхэ («Большая рыба», музыка – Тиан Лэй) и соло на люте в исполнении Ван Тин (пьеса импровизационного характера «Засада со всех сторон»). Лют – музыкальный инструмент с драматическим напряжением в звучании. «Засада со всех сторон» - одна из десяти лучших древнекитайских мелодий. Она повествует о древних и современных войнах. Уникальная техника игры Ван Тин захватила и взволновала зал, наградивший солистку овациями. 

Достаточно привести названия номеров, чтобы понять содержание драмы: «Чествование людей добродетели», «Вишня в цвету», «Песня орхидеи». И завершающий танец - «Счастье». Ведь именно в нём – цель и смысл жизни. Но достичь счастья без мира, знаний и добродетелей не удастся. За мир нужно сражаться. Знания – искать всю жизнь. 
И потому Конфуций уходит на сцене в даль времени в поиске истины на пути познания – пути, по которому продолжают идти его потомки. 

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz


Комментарии

Комментариев пока нет.