«The Washington Post»: самый красивый текстиль — узбекский икат и сюзане

10:04 03 Май 2018 Общество
422 0
Фото: www.washingtonpost.com

Статья под таким заголовком опубликована в одной из ведущих американских газет «The Washington Post». Ее автор — известный художественный критик, обладатель одной из наиболее
престижных в США наград в области литературы, журналистики, музыки и театра Пулитцеровской премии Себастиан Сми. Об этом сообщило информагентство «Жахон».

В материале уделяется особое внимание проводимым в Вашингтоне двум выставкам, посвященным узбекскому икату —  «To Dye For: Ikats from Central Asia» и «Binding the Clouds: The Art of Central Asian Ikat», которые проходят в Галерее имени Артура Саклера и Текстильном музее Университета имени Джорджа Вашингтона, соответственно. На них экспонированы текстильные предметы, входившие в коллекцию Гидо Голдмана — историка и инвестора, который, по мнению искусствоведов, накопил лучшую в мире коллекцию иката.

«В качестве специалиста я видел множество различных видов произведений искусства, но, если бы у меня был выбор наслаждаться только одним видом искусства до конца моей жизни, то я бы любовался текстилем, узбекским текстилем, в этом нет сомнений», —  пишет автор публикации.

По мнению С. Сми, существует, по крайней мере, два неповторимых узбекских текстиля — это сюзане и икат. Сюзане вышиты шелком или хлопком с яркими мотивами, включающими в себя гвоздики, гранаты, ирисы, тюльпаны и диски, обозначающие солнце или луну.

Описывая мотивы и всю красоту узбекского иката, автор статьи подчеркивает их завораживающее великолепие. «Они потрясающие — как-то расслаблены, импровизированы, аэрированы, но так
же мечтательно, необыкновенно изящны. Это все, чего пытался добиться Анри Матисс, только в данном случае картина нарисована окрашенными нитями». С. Сми также сравнивает узбекский материал с работой Герхарда Рихтера: «как будто он решил нарисовать персидский ковер одним из своих гигантских валиков».

Автор также обращает внимание читателя на отличительные черты иката, являющегося продуктом утонченной техники изготовления, разработанной в XVIII веке в Бухаре, в которой участвуют дизайнеры, вязальщики, ткачи и, самое главное, красильщики. Бухара расположена в плодородном оазисе, окруженном садами и полями — эти природные черты и вдохновили абстрактные мотивы иката. В последующем производство этого материала распространилось на север и восток в Самарканд, Ташкент и Ферганскую долину, сообщает газета.

В XIX веке, когда подавляющее большинство представленных в музеях Вашингтона икатов были произведены, разные этнические группы специализировались на разных этапах процесса подготовки текстиля. Таджики работали над красными и желтыми красками, а евреи —  индиго. Узбеки отвечали за ткачество.

Как отмечает автор, в Центральной Азии текстиль из иката несет с собой большой престиж не только из-за трудоемкой техники его изготовления и дороговизны, а потому что конечный продукт является безумно красивым.


Комментарии

Комментариев пока нет.