Сурхандарья: неисчерпаем источник вдохновения на родине сказителей

18:16 09 Апрель 2019 Общество
408 0

Фото Д. Чирковой/"Народное слово"

На церемонии торжественного открытия фестиваля Президент Шавкат Мирзиёев особо отметил, что Сурхандарья с давних времен славится как край бахши. Наряду со школами фольклорного искусства Республики Каракалпакстан, Кашкадарьинской, Самаркандской, Джизакской и Хорезмской областей широко известна и Сурхандарьинская, в частности, уникальная Шерабадская школа бахши.

В ходе фестиваля в Термезе довелось беседовать с хозяевами праздника искусства бахши — представителями школы южного региона. Посчастливилось узнать о многовековых традициях эпического исполнительского искусства Сурхандарьи и нынешнем уровне его развития. 

Немало препятствий пришлось преодолеть искусству бахши, чтобы дойти до наших дней из глубины веков. Во многом это стало возможным благодаря преданности сказителей своему делу, их самоотверженности и отваге, а также искренней любви сурхандарьинцев к эпосу как к главному связующему звену с вековыми ценностями и традициями, нравственно-духовным и культурным наследием предков. 

Особое место среди дастанов занимает цикл эпических повествований, посвященных подвигам народного героя — Алпомыша. По мнению специалистов, его кунгиратская версия была создана на юге нашей страны. Имеется множество научных обоснований для того, чтобы считать, что именно Сурхандарья является колыбелью для народного героя и эпоса, сочиненного сказителями в его честь. 

К примеру, архаизмы, встречающиеся в дастане «Алпомыш», до сих пор сохранились в памяти местного населения, их здесь знают и понимают, хотя и не используют в обиходе. К тому же именно здесь существуют места, упоминаемые в эпосе «Алпомыш». Это Байсун, где родился и вырос народный герой, его родители и любимая девушка, горное село Сарыкамыш, озеро Чилвиркуль и многое другое, дорогое его сердцу. В Шерабаде вам покажут зиндан-колодец, поясняя, что в нем держали когда-то закованного в цепи Алпомыша. Там даже есть каменная глыба, напоминающая фигуру старухи. По преданию коварная Сухайль превратилась в камень за зло, причиненное богатырю и его любимой. 

В 1999 году в Термезе совместным решением правительства Узбекистана и ЮНЕСКО организовано официальное празднование 1000-летия создания дастана «Алпомыш», и вот спустя 20 лет в этом древнем городе вновь чествуют бахши как хранителей, донесших до наших дней уникальную историю родного края. 

Ученые считают, что традиция сказания дастанов на территории нашей республики развивалась в трех направлениях. 

Первое — школа узбеков-лакайцев Булунгура, Нарпая, Нураты, Шахрисабза, Кургана, Камая, Шерабада и Южного Таджикистана. Представители этой школы исполняли поэмы способом горлового пения под аккомпанемент домбры. Второе направление — хорезмская школа, в которой дастаны исполнялись соло или дуэтом, открытым голосом, под звуки тара, дутара, гиджака, гармони, кушная и других инструментов. Представители третьего направления в Ферганской долине исполняли открытым голосом, играя на дутаре.

Благодаря преданности искусству таких бахши, как Эргаш Джуманбулбул углы, Фазил Юлдаш углы, Пулкан-шоир, Ислам-шоир, Саидмурод Панох углы, Нурмон Абдувой углы, Холёр Абдукарим углы, и других многовековая эпическая традиция сохранилась и еще более развилась, дойдя до нас в совершенном виде. По их стопам пошли и последующие поколения сказителей. Творческая и исполнительская деятельность Кора и Чори Умировых, Хушбока Мардонакулова, Каххара Рахимова, Шоберды Болтаева, Абдуназара Поёнова, Каландара Норматова, Норбека Абдуллаева и других помогла бережно перенести в XXI век этот древний вид искусства. С легкой руки этих бахши в Узбекистане получил развитие исполнительский жанр «терма», основаны фольклорные ансамбли, проводятся выступления бахши-сказителей.

К настоящему времени этому виду искусства можно научиться, не только став учеником бахши, как это практиковалось веками, но и записавшись в школу бахши. Их сейчас по республике несколько, в основном там, где издавна существовала эта давняя культура. 

Первую же школу бахши по инициативе Президента Шавката Мирзиёева открыли в начале 2018 года в живописном уголке южного города, построив на территории парка культуры и отдыха «Амударё сохили» красивое современное здание. 

— Главная цель создания школы бахши состоит в раскрытии, воспитании и всесторонней поддержке молодых талантов, приобщении представителей подрастающего поколения к богатейшей сокровищнице устного народного творчества, — говорит директор школы музыки и искусства № 22, на базе которой действует школа для юных сказителей, Комил Чориев. — Наряду с направлением исполнительского искусства бахши у нас есть классы фортепиано, академического вокала, театрального мастерства, хореографии. Организованы также кружки по обучению английскому и русскому языкам. Школу посещают свыше пятидесяти одаренных детей, из них 12 обучаются азам бахши-сказительства. Им преподают лучшие педагоги и исполнители региона. Это лауреат нескольких творческих конкурсов области и республики Мухаммади Эшбоев, народный бахши Узбекистана Шоберды Болтаев, опытный наставник — исполнитель туркменского искусства бахши Жура Сафаров. Последнего пригласили после того, как пятеро наших учеников выразили желание обучаться туркменской манере исполнения. 

В школе заботятся о росте потенциала учеников. Наиболее одаренные из них — Мунира Юсупова, единственная девочка-бахши, обучающаяся в этой школе, Хусан Мусаев, Элбек Чориев, Комил Жумаев и даже пятилетний Голибжон Орибов. Эти ребята уже заявили о себе активным участием в конкурсах областного и республиканского уровней, став лауреатами творческих состязаний. За несколько дней термезского международного фестиваля Голибжон даже успел стать звездой праздника искусства. У него берут интервью журналисты из столицы и зарубежья, просят исполнить что-нибудь, подыгрывая себе на домбре, на что ребенок охотно отзывается. 

Как сообщил директор школы, на отборочном туре для участия в конкурсе, проводимом в рамках фестиваля, от школы выступили 17 юных исполнителей и их наставники и теперь с огромным волнением ждут результатов отбора, чтобы помериться мастерством исполнения и далее — на международном уровне. 

Словом, фестиваль стал настоящей проверкой для воспитанников школы бахши в Термезе, и кажется, что они больше всех волнуются, радуются этому грандиозному празднику древнего эпического искусства у себя на Родине. Верится, что ребята с честью пройдут эти экзамены и получат хороший старт в будущее. Впрочем, как и само искусство бахши, которое обрело сильные крылья на первом международном фестивале в Термезе. 

Говорят участники фестиваля:

Сеонг Ёнг Парк, заместитель генерального директора ICHCAP (Республика Корея):

— Международный информационный и сетевой центр нематериального культурного наследия в Азиатско-Тихоокеанском регионе (ICHCAP) действует под эгидой ЮНЕСКО. В своей деятельности мы исходим из того, что нематериальное культурное наследие (ICH) — это кладезь, который передается из поколения в поколение и обеспечивает идентичность народа, становясь источником культурного разнообразия и творчества. Однако из-за глобализации, урбанизации и модернизации большое количество элементов этого наследия находится под угрозой исчезновения, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Республика Корея практикует методологии для защиты ICH посредством принятия политических решений, как создание на национальном уровне закона «О защите культурных ценностей» и формирование на международном уровне «Живой человеческой сокровищной системы». Основная роль нашего центра заключается в информатизации и популяризации источников духовности. Мы поддерживаем деятельность, направленную на охрану нематериального культурного наследия, среди 48 государств — членов Азиатско-Тихо¬океанского региона. Высоко оцениваем значение Международного фестиваля искусства бахши в Термезе, знаменующего важный период укрепления международного партнерства. Искусство бахши, родиной которого является Узбекистан, важно сохранить для всего мира, и мы готовы сотрудничать для совместной работы в обмене информацией, создании сетей и систем взаимодействия, исследовании потребностей стран. 

Евгения Кузьмина, заведующая сектором фольклора народов Сибири Института филологии Сибирского отделения РАН, доктор филологических наук (Россия): 

— Хотела бы поблагодарить организаторов фестиваля, руководство страны, так как это очень важный для мирового научного сообщества форум культуры. Здесь развернуто не только динамичное научное общение и обмен опытом ученых, но и действенное стимулирование творческой деятельности бахши-сказителей. Я курирую фундаментальный проект по исследованию и публикации памятников фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. В его рамках нами издается издание в 60 томах на двух языках, где отображаются фольклорные материалы, их перевод, анализ особенностей лингвистики, культурологии, генезиса и других сторон. Иными словами, творчество народа возвращается к нему в виде книг с исчерпывающей информацией. Была приятно удивлена, что и Академией наук Узбекистана выпускается аналогичный многотомник, целых 100 томов, направленный на сохранение нематериального культурного наследия. Такая деятельность ученых крайне важна, так как со временем эти книги станут единственным достоверным источником ушедшей ¬истории, культуры прошлого.

Агус Сетиаван БАСУНИ, редактор газеты «Warta Jazz» (Индонезия):

— Принимая участие во всех мероприятиях, организуемых в рамках фестиваля, пришел к выводу, что в Узбекистане накоплен огромный опыт по сохранению нематериального наследия прошлого, в том числе искусства бахши. Поражает, насколько первозданна чистота этих истоков, в строгом соответствии с заветами предков бережно сохраняется самобытность каждой из вековых школ бахши Сурхандарьинского, Самаркандского, Хорезмского и других регионов. Особенно яркое впечатление я получил на церемонии торжественного открытия фестиваля — грандиозном шоу с участием работников культуры и искусства Узбекистана, других стран. Очень важным считаю и действенное участие государства в работе по сохранению наследия прошлого. В душу запали слова Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева на открытии фестиваля о том, что сохранить и передать будущим поколениям огромное духовное богатство — классическое искусство, редчайшие образцы народного творчества — является благородной миссией для всех нас, государственных и общественных деятелей, культурной и научной интеллигенции. Глава государства также акцентировал внимание на том, что благодаря самоотверженному труду узбекистанцев в республике развивается культура, наука, сфера туризма. Считаю, что в отношениях наших стран можно еще более усилить потенциал в области культурного обмена, туризма. Большую часть населения нашей страны составляют мусульмане, для которых -Узбекистан — второе по религиозной значимости место после Мекки и Медины. Поэтому неудивительно, что в Индонезии стремительно растет число людей, желающих посетить вашу страну, ознакомиться с ее уникальными достопримечательностями, побывать в местах паломничества. Однако до сих пор между нами не существует прямых авиарейсов, приходится лететь через Сингапур, что очень ощутимо по цене и времени. Хотелось бы надеяться, что вопрос организации авиаперелетов Индонезия — Узбекистан будет решен в кратчайшее время, учитывая размах реформ по развитию туризма в вашей стране. 

Гулбахор ТАНГИРОВА, 
«Народное слово»

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

"Цветы России" на площадях Ташкента

Фестиваль станет ярким событием культурной жизни Ташкента и покажет важность детского искусства, ориентированного на семейную аудиторию

27 Март 2019