Акмал Бурханов: Стратегия: пять векторов прогресса и развития

19:03 10 Сентябрь 2018 Политика
291 0
Фото: The Mag

91,9 процента узбекистанцев поддерживают реформы, осуществляемые в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах. Это показали результаты социологического исследования центра «Ижтимоий фикр». 
В истории независимого Узбекистана впервые была принята столь обширная долгосрочная программа реформирования страны. Она нацелена в первую очередь на обеспечение интересов народа, решение его насущных проблем. За полтора года реализации Стратегии действий достигнуты значительные позитивные изменения во всех сферах страны, прежде всего в жизни людей. День независимости — своеобразный рубеж, чтобы подвести итоги масштабной работы.
 

Первое направление:
народовластие не на словах, а на деле

В ходе реформирования государственного управления внедрены новые эффективные механизмы парламентского контроля, основанного на  непосредственном диалоге с жителями районов и городов республики. Депутаты каждый месяц в течение 10—12 дней выезжают в регионы, где детально изучают реальное положение дел на местах, выявляют проблемы. Применяются новые подходы в законотворческой работе, основанные на предварительном широком обсуждении проектов законов фракциями политических партий, комитетами Законодательной палаты с участием широкой общественности, экспертов. Это, безусловно, способствует качеству принимаемых законов, их эффективности. 

Фото: Центр "Стратегия развития"

Повысилась роль местных Кенгашей народных депутатов в устранении актуальных проблем на местах. Налажена принципиально новая система заслушивания отчетов руководителей местных органов власти. 
Народные приемные на местах и Виртуальная приемная Президента стали своеобразным демократическим институтом по работе с обращениями граждан. За короткое время в них обратились более двух миллионов граждан, что позволило решить копившиеся годами проблемы многих людей. 
В соответствии с принятой год назад Концепцией административной реформы меняется система госуправления. Усовершенствована институциональная и организационно-правовая деятельность ряда министерств и ведомств, оптимизированы задачи и функции органов исполнительной власти, а также механизмы их реализации. 
В соответствии с постановлением главы государства регионы, районы и города разделены на четыре сектора по комплексному социально-экономическому развитию. Хоким, прокурор, начальники налогового управления и отдела внутренних дел курируют работу секторов. Они посещают семьи, изучают проблемы, содействуют в устранении недостатков. 
Также осуществляются меры, направленные на практическую реализацию механизмов общественного контроля, последовательное усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации. В целях формирования национальной модели развития гражданского общества при Президенте создан Консультативный совет. Запущен веб-портал «Менинг фикрим», предоставивший гражданами возможность коллективного онлайн-обращения в палаты Олий Мажлиса, местные Кенгаши народных депутатов. 
При Министерстве юстиции создано Агентство государственных услуг, которое представляет 109 видов услуг. Запущен единый портал интерактивных государственных услуг, который служит главным центром доступа граждан и предпринимателей к госуслугам. По состоянию на начало августа нынешнего года на портале было зарегистрировано более 37 900 пользователей, от которых поступило более чем 925 700 заявок. Свыше 615 тысяч заявок поступило непосредственно через центры госуслуг.
 

Второе направление:
верховенство закона

Реформы в судебно-правовой сфере также направлены на обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан. В частности, создан единый судебный орган — Верховный суд. Образован Высший судейский совет, внедрены современные механизмы отбора судейский кадров, определены конкретные сроки и возрастные ограничения пребывания в должности судьи. Эффективным механизмом разрешения споров в предпринимательской деятельности стали экономические суды.  
Реализуются действенные меры по повышению эффективности противодействия коррупции, преступности и профилактики правонарушений. Усовершенствованы с учетом современных требований административное, уголовное, гражданское и экономическое законодательство. На это были нацелены более 80 актов законодательства. В результате широкомасштабной работы в 2017 году преступность снизилась на 16 процентов по сравнению с предыдущим годом, за 6 месяцев нынешнего — на 39 процентов в сравнении с аналогичным периодом 2017 года.
Еще более открытой стала деятельность Генеральной прокуратуры. В соответствии с указом Президента от 18 апреля прошлого года усилены требования к работникам прокуратуры. Усовершенствована структура. Образовано Бюро принудительного исполнения, что послужило значительному  укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа. В корне изменилась сама система исполнительного производства.

Третье направление:
бизнес без преград

Реализован комплекс мер по укреплению макроэкономической стабильности, либерализации валютного рынка, повышению занятости и доходов населения. Принята Концепция совершенствования налоговой политики, предусматривающая в первую очередь коренное реформирование системы налогообложения, в том числе сокращение налогов и обязательных платежей, отмену неэффективных налоговых льгот. 
Только в первом полугодии 2018 года в Узбекистане зарегистрировано более 960 предприятий с иностранным капиталом, что почти в три раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Физический объем экспорта плодоовощной продукции из Узбекистана составил более 590 тысяч тонн, что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Туристский поток в Узбекистан вырос вдвое и составил 2,7 млн человек. 

Фото: Центр "Стратегия развития"

Важной задачей для Узбекистана стало повышение международного авторитета страны, улучшение инвестиционного климата и реализация крупных инвестиционных проектов. В первую очередь активизировано сотрудничество со странами-партнерами и международными финансовыми институтами. В ходе визитов Президента Узбекистана в Китайскую Народную Республику, Российскую Федерацию, США, Республику Корея, Турцию, Казахстан и другие страны были подписаны двухсторонние межгосударственные договоры по развитию торгово-экономических и инвестиционных связей. 
Полностью восстановлены взаимоотношения с Европейским банком реконструкции и развития, который выделил кредитную линию на поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства в объеме 190 миллионов долларов. Установлено сотрудничество с Европейским инвестиционным банком и Французским агентством развития. Узбекистан стал полноправным членом нового Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
Отменены все искусственные барьеры во внешнеэкономической деятельности. В частности, внедрен порядок экспорта без предварительных платежей и без предоставления гарантийных обязательств. Отменены устаревшие и изжившие себя разрешительные процедуры. Упрощены механизмы экспорта сельскохозяйственной продукции. Облегчен визовый режим.

Четвертое направление:
сильная социальная защита

Актуальными остаются вопросы усиления социальной защиты населения. В спектре особого внимания: обеспечение занятости и улучшение условий жизни людей, особенно молодежи, женщин, лиц с инвалидностью, малообеспеченных семей. 
За полтора года значительно расширены масштабы целевых программ строительства доступного жилья, развития и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры сел и городов. Только в 2017 году более 33 тысячи семей получили собственные квартиры, из них 7 тысяч молодые семьи.
Ширятся масштабы запущенных по инициативе Президента программ «Обод кишлок» и «Обод махалла». Они обеспечили прагматичный подход в создании достойной жизни граждан.
Претерпели серьезные изменения сферы здравоохранения, образования, культуры, науки, литературы, искусства и спорта. Показали свою эффективность меры по обеспечению аптек необходимыми лекарствами в полном объеме. Оснащаются службы экстренной медицинской помощи.

Фото: Центр "Стратегия развития"

Полностью пересмотрена система школьного образования: восстановлено одиннадцатилетнее обучение, усилена социальная защита, стимулирование труда  педагогов. Принята 5-летняя программа реформирования дошкольного образования. Принимая во внимание важную роль данной ступени образования и воспитания здоровой и всесторонне развитой личности ребенка, создано отдельное министерство. 

Фото: Центр "Стратегия развития"

Усилен статус Академии наук, создано Министерство инновационного развития и Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей. Согласно международной практике была введена двухступенчатая система базовой докторантуры и докторантуры послевузовского образования.

Совершенствуются государственная молодежная политика, ведется работа по повышению общественной и экономической  активности женщин, укреплению института семьи и воспитанию подрастающего поколения. 

Пятое направление:
прагматичная внешняя политика

Открытая, дружественная и прагматичная внешняя политика служит формированию атмосферы добрососедства и созданию пояса благополучия и безопасности вокруг нашей страны. Значительно укреплены дружественные связи с соседними странами, растет объем взаимного товарооборота. В частности, торговля Узбекистана с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном по итогам 2017 года достигла почти 3 млрд долларов с ростом на 20 процентов. При этом взаимные товарные потоки увеличились как минимум вдвое. Это в свою очередь способствует росту имиджа Узбекистана на международной арене.
Новые международные инициативы Узбекистана на Генеральной Ассамблее ООН, саммитах ШОС, СНГ и форуме «Один пояс, один путь» по решению актуальных проблем в сфере международной безопасности и устойчивого регионального развития также получили всестороннюю поддержку. Совместно с зарубежными партнерами начата разработка Международной конвенции ООН о правах молодежи, специальной резолюции Генассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность», а также деятельность по предотвращению вовлечения подрастающего поколения в разные террористические и радикальные группировки.
Взаимное сотрудничество со специальными учреждениями ООН по вопросам прав и свобод человека подняты на качественно новый уровень. Совместно с Международной организацией труда предприняты внушительные меры по искоренению детского и принудительного труда.

Акмал БУРХАНОВ,
исполнительный директор центра 
«Стратегия развития».

 


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

В Самарканде пройдет Азиатский форум по правам человека

Форум будет посвящен 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека

05 Ноябрь 2018