​«Шумахеры» и «олени»

19:42 14 Февраль 2019 Общество
501 0

В минувшем году в дорожно-транспортных происшествиях в столице и регионах республики погибли 2  262 человека. Приведенная статистика заставляет задуматься, в чем причина трагедий, можно ли сократить количество ДТП со смертельным исходом и какие меры для этого принимаются в стране?

— Спешка, невнимательность, низкий уровень знаний правил дорожного движения, нарушение скоростного режима, езда в состоянии алкогольного опьянения — главные причины трагедий на дорогах, — рассказывает сотрудник дорожно-патрульной службы лейтенант Баходир Эргашев. — Особенно опасно появление на проезжей части пьяного водителя. В таком состоянии он неадекватно реагирует на ситуацию. Алкоголь притупляет реакцию, снижает бдительность и приводит к непоправимым печальным последствиям. Чтобы не быть голословным, приведу пример. В прошлом году подвыпивший водитель иномарки, двигаясь по Малой кольцевой, разбил пять автомобилей и причинил людям травмы различной степени тяжести. К сожалению, некоторые водители плохо знают дорожные знаки, разметку и даже сигналы регулировщика. А что мешает взять в руки хоть раз в месяц брошюру с правилами дорож­ного движения и повторить то, что подзабыли. Немало встречается и «шумахеров», гоняющих по городу в ночное время суток. К чему приводят такие гонки — наглядно продемонстрировал в конце января житель столицы А. Инамов (фамилия изменена). В районе Экопарка на большой скорости водитель не справился с управлением и врезался в столб. В результате его жизнь и жизнь двоих пассажиров оборвалась. С учетом таких фактов перед сотрудниками автоинспекции и обществом в целом стоит важная задача — напомнить водителям, насколько важно беречь свою и чужую жизнь.

Особое значение в решении данной проблемы приобре­тает формирование концептуально новых подходов к повышению эффективности государственного управления в данной сфере посредством реализации принятой Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Узбекистан на период 2018—2022 годы. Документ включает в себя такие направления, как совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе усиление ответственности за грубые нарушения ПДД, комплексное совершенствование дорожной инфраструктуры, улучшение качества дорог, создание надежных условий для безопасного передвижения транспортных средств. А также повышение правовой культуры, необходимых знаний и квалификации участников дорожного движения, укрепление их дисциплины.

Усиливается и административная ответственность пешеходов, нарушивших правила дорожного движения. Министерством внутренних дел утвержден приказ «Об усовершенствовании правовых механизмов привлечения пешеходов к ответственности». Создана правовая основа по определению личности пешехода с помощью информационно-коммуникационных технологий и составления административного протокола в электронном виде. В минувшем году за несоблюдение правил пешеходами и иными участниками дорожного движения в отношении 109 280 нарушителей приняты меры, предусмотренные Кодексом об административной ответственности. 

Важную роль в профилактике дорожно-транспортных происшествий играет широкое внедрение в сферу информационно-коммуникационных технологий и средств видеонаблюдения. Благодаря установленным видеокамерам и радарам удалось значительно повысить эффективность работы по выявлению нарушителей ПДД. В результате от любителей быстрой езды в казну государства в виде штрафов поступило более четырех миллиардов сумов. Но, как свидетельствует статистика, в снижении ДТП одними штрафами не обойтись. Прививать культуру поведения на автодорогах необходимо с раннего возраста. Также видится важным совершенствование процесса подготовки водителей, которые должны после получения водительского удостоверения обладать необходимыми знаниями и навыками, уверенно чувствовать себя за рулемтранспортного средства.

Ведется работа и по искоренению коррупции среди сотрудников дорожно-патрульной службы. С 1 июля 2019 года инспекторы будут выходить на дежурства только при наличии нательных видеокамер. Водителям разрешат не предъявлять документы инспектору, если тот работает без такого устройства. В свою очередь другие участ­ники дорожного движения получат право фиксироватьобщение с представителем правоохранительных органов на аудио- и видеозаписывающие устройства, за исключением мест, где съемка запрещена.

Как считают сами участники дорожного движения?

— На мой взгляд, главные причины аварий — низкий уровень подготовки водителей и зачастую отсутствие культуры поведения на дороге, — говорит Игамберди Джумаев из Ташкента, имеющий за плечами 20-летний водительский стаж. — Нередко приходится сталкиваться с тем, что некоторые водители не соблюдают дистанцию, совершают маневр — обгон или поворот — без включения светового сигнала. Есть лихачи, пытающиеся свернуть направо с крайнего левого ряда и наоборот, даже не удосужившись включить поворотник. А это чревато столкновением, травмами или летальным исходом. Забывают о мерах безопасности и пешеходы, переходя проезжую часть в неустановленном месте. В моей практике было несколько случаев, когда под колеса чуть было не угодили люди, перебегающие где попало автотрассу. Чтобы сократить 
подобные явления, стоит в школах, колледжах и лицеях ввести уроки безопасности дорожного движения, увеличить количество часов практических занятий при подготовке водителей разных категорий. Причиной ДТП и поломок транспортных средств являются и отдельные участки дорог с ямами и выбоинами.

— Большую опасность на автодорогах представляют владельцы автомобилей, занимающиеся частным извозом. В погоне за клиентом они могут резко затормозить прямо посреди дороги, на пешеходном переходе, остановках общественного транспорта. Недавно, выйдя из автобуса, едва не попала под «Матиз», который въехал на остановку, чтобы взять пассажира, — делится жительница Яккасарайского района столицы Надежда Кубрина. — Понятно, люди хотят подзаработать, но ведь есть правила, которые касаются всех.

О чем говорит зарубежный опыт?

А как складывается обстановка на дорогах других стран, на чей опыт стоит обратить внимание? Если раньше за работу по повышению безопасности дорожного движения внимания удостаивались Швеция, Нидерланды и Велико­британия, то теперь в этом плане показателен пример Норвегии: в стране самое низкое число погибших в результате ДТП — 106 человек в 2018 году.

Секрет преимущества Норвегии в данном аспекте довольно прост. В стране установлен жесткий контроль за состоянием дорожной инфраструктуры и  транспортных средств,  обучением водителей. Отдел безопасности движения Государственной дорожной администрации работает в тесном взаимодействии с полицией, системой здравоохранения, общественной организацией «Безопасное движение» и другими.

Если рассматривать достигнутые в Норвегии показатели снижения смертности на автодорогах, то на участках, где часто происходили ДТП, скорость была снижена на десять километров. К тому же норвежцы научились держать себя в рамках максимально допустимых скоростных режимов. В довершение ко всему количество дорог с разделительным барьером, где исключен выезд на полосу встречного движения, в стране существенно возросло. Плюс ко всему автомобильный парк в этой стране высокого качества, тогда как в Восточной Европе, России и других государствах одна из причин ДТП с летальным исходом — старые автомо­били.

По мнению специалистов, новые технологии в автомобилестроении — автоматическое торможение в случае возникновения угрозы ДТП и системы, которые побуждают водителей соблюдать скоростной режим, важны для дальнейшего снижения количества аварий. Еврокомиссия предложила, чтобы подобное оборудование стало стандартным для всех автомобилей нового поколения.

Сергей ЛЕВЧЕНКО,
«Народное слово».

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz

 

 


Комментарии

Комментариев пока нет.