Шаг власти навстречу обществу и бизнесу

10:57 14 Сентябрь 2018 Общество
466 0

Избыточность госрегулирования, дублирование функций отдельных органов исполнительной власти, отсутствие четкого разграничения сфер ответственности госорганов... Это те факты, которые сдерживали всестороннее развитие отраслей экономики и социальной сферы. В результате сильной централизации местные власти фактически не обладали реальными полномочиями и бюджетом для решения проблем в регионах, исправления ситуации в лучшую сторону.

Непрозрачность, зачастую даже закрытость деятельности отдельных гос¬органов, слабые механизмы общественного контроля приводили к тому, что решения принимались без должного изучения и учета потребностей людей. Серьезные упущения су¬ществовали в работе с кадрами, отсутствовали должная ответственность и инициативность. Уровень внедрения инноваций и информационно-коммуникационных технологий оставался низким. Не развивалось государственно-частное партнерство.

8 сентября 2017 года по инициативе Президента принята Концепция административной реформы в Республике Узбекистан, направленная на формирование в стране принципиально новой модели госуправления, и «дорожная карта» по ее реализации.

Административная реформа призвана, с одной стороны, запустить более эффективное управление ресурсами и повысить имидж госор¬ганов, а с другой — обеспечить рост экономики Узбекистана за счет сокращения административных ограничений в предпринимательстве и усиления антикоррупционной составляющей. Требованием времени становится качественный менеджмент. Отказ от «ручного -управления» способствует привлечению иностранных инвестиций в страну, и прежде всего развитию местного бизнеса, промышленности. Главная цель модернизации исполнительной власти — ориентация государственного управления на нужды человека, реализацию его интересов. Как подчеркнул глава государства в Послании Олий Мажлису, «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

Что сделано?

Во многих зарубежных странах административная реформа осуществляется длительное время. В Узбекистане изначально она была рассчитана на краткосрочную перспективу. Сроки реализации «дорожной карты» охватывают период 2017—2018 годов. В настоящее время более половины запланированных мероприятий уже выполнено.

Только в прошлом году в сфере совершенствования государственного и общественного строительства принято три закона — «Об административных процедурах», «Об общественном контроле», «О противодействии коррупции», 

34 указа и постановления Президента, 43 постановления Кабинета Министров. 

При Минюсте создано Агент¬ство государственных услуг, которое реализует единую государственную политику в области оказания госуслуг физическим и юридическим лицам. Повсеместно начали действовать центры государственных услуг.

Если на 1 сентября 2016 года осуществляли свою деятельность 47 органов госуправления, сегодня их количество увеличилось до 62. Пересмотрена деятельность около 40. Утверждены новые положения об их деятельности с учетом современных задач. Трансформации направлены на повышение прозрачности, открытости деятельности госорганов, налаживание эффективного диалога с гражданами. Существенно повысилась ответственность госслужащих за конечный результат.

Реформирование такого большого количества госорганов за столь короткий период является беспрецедентным даже в мировой практике. В правительстве Франции функционирует 16 министерств, Норвегии — 15, Германии — 14, Нидерландов — 12, Швейцарии — 7. Но в данных странах многие госструктуры вертикально интегрированы, то есть действуют в составе министерств. Так, в правительстве Великобритании — 25 министерств, в которые интегрировано 392 агентства и других госорганов. В Швейцарии в компетенцию одного министерства входят одновременно вопросы окружающей среды, транспорта, энергетики и связи. Другое координирует экономику, образование и исследования. Развитием спорта занимается министерство, отвечающее за оборону и гражданскую защиту.

Административная реформа в Узбекистане предусматривает создание оптимизированных госорганов с относительно узкой сферой деятельности для точечного решения соответствующих вопросов в разных направлениях: жилищное хозяйство, дошкольное образование, строительная отрасль, инновации, а также регулирования совершенно новых для нас сфер, к примеру, атомной энергетики.

До начала функционирования Министерства дошкольного образования детские сады находились в ведении министерств народного образования, здравоохранения, занятости и трудовых отношений, также хокимиятов и других органов госуправления. По причине отсутствия единой координации накопилось много проблем. Охват малышей дошкольным образованием в лучшем случае составлял около 30 процентов. Справедливые нарекания родителей вызывал уровень профессиональной подготовки воспитателей. Не уделялось должного внимания материальному обеспечению детсадов. С образованием министерства ситуация в корне изменилась. Заметно активизировался негосударственный сектор, включившись в конкуренцию на данном рынке.

За десятилетия накопился и целый пласт проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве. В стране фактически отсутствовал какой-либо контроль за реконструкцией жилых помещений собственниками жилья в многоквартирных домах. Работы проводились самовольно, без должной оценки их соответствия нормам безопасности, сейсмостойкости. Несвоевременное реагирование рано или поздно могло привести к трагическим событиям. Поэтому принято решение о создании соответствующего министерства и при нем Инспекции по контролю в сфере эксплуатации многоквартирного жилищного фонда.

Значительно расширились полномочия хокимиятов и повысился уровень финансовой независимости регионов. Хокимы теперь могут самостоятельно распоряжаться местными бюджетами, заключать договоры с иностранными инвесторами на сумму до десяти миллионов долларов. Это скажется на повышении ответственности хокимов в решении социально-экономических проблем на местах. Хокимы имеют возможность проявить себя в качестве менеджеров территорий.

Введен запрет на принятие правительственных и ведомственных решений по предоставлению льгот. Установлены и временные ограничения: не более трех лет. В масштабах страны отказались от практики финансирования госорганов за счет средств подконтрольных им предприятий. К примеру, Узгоснефтегазинспекция, Узгосэнергонадзор контролируют деятельность АО «Узбекнефтегаз», АО «Узбекэнерго» соответственно. Одновременно их деятельность финансировалась указанными акционерными обществами, что в принципе исключало систему действенного контроля. Внедрена система финансирования дея¬тельности Узгоснефтегазинспекции, Узгосэнергонадзора за счет средств Госбюджета, что позволит обеспечить их финансовую независимость и эффективный контроль.

Кроме того, кардинально пересмотрена работа межведомственных коллегиальных органов. В частности, решением главы государства упразднен 81 и оптимизировано 25 межведомственных коллегиальных органов.

Какова роль Минюста?

Коренные преобразования произошли и в деятельности органов юстиции. Принято 25 указов, постановлений Президента, правительства по совершенствованию нотариата, органов загса, адвокатуры, систем госуслуг и подготовки юридических кадров. В целях обеспечения адресного подхода в районах и городах образованы отделы юстиции, что способствовало укреплению обратной связи с самыми отдаленными уголками страны и принятию решений на высшем уровне с учетом специфики территорий, проблем и волнующих население вопросов.
Министерство юстиции осуществляет мониторинг качественной и своевременной подготовки, согласования и внесения проектов нормативно-правовых актов, ежемесячно вносит его результаты в Комиссию по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан.

В структуре центрального аппарата министерства образовано Управление анализа эффективности системы государственного управления, которое обеспечивает юридическое сопровождение административной реформы. Специалисты анализируют, разрабатывают предложения, направленные на исключение дублирующих функций, оптимизацию и децентрализацию, устранение избыточных и несвойственных задач, функций и полномочий, обеспечение эффективности, открытости и прозрачности госуправления. Важное значение имеет внедрение эффективных форм общественного контроля, разработка системы критериев оценки деятельности госслужащих, расширение рыночных механизмов управления за счет развития государственно-частного партнерства.
За короткий промежуток времени на примере деятельности госорганов министерством проанализирован ряд сфер, в том числе интеллектуальной собственности, дорожного хозяйства, рынка, включая фондовый, киноиндустрии. Изучена деятельность хокимията Ташкента и его районов. Предложения Минюста относительно реформирования киноиндустрии и столичного хокимията нашли отражение в соответствующих решениях Президента страны.

 В Ташкенте в качестве правового эксперимента внедрен особый порядок управления. Хокиму предоставлено больше полномочий по назначению и освобождению от должности руководителей территориальных госорганов. Упразднено 30 разных коллегиальных и совещательных органов. Кроме того, впервые в истории современного Узбекистана в порядке эксперимента функ¬ции исполнительного органа одного из столичных рынков переданы в доверительное управление предпринимателю.

Высокий уровень правовой информированности граждан — одно из главных условий эффективной реализации реформ, обеспечения причастности и заинтересованности людей к преобразованиям. В связи с этим в деятельность органов юстиции внедрены современные и действенные методы правового просвещения. Работа организуется адресно, с учетом предпочтений соответствующих категорий населения. Так, фото, видео, текстовые публикации в интернете, популярных социальных сетях больше ориентированы на молодежь. Кроме того, в структуре центрального аппарата Минюста образованы новые управления, к примеру, изучения правоприменительной практики в социально-экономической сфере и другие.

С целью развития научного потенциала при Минюсте создан Исследовательский институт правовой политики, который занимается научно-практическими исследованиями в области законодательства. Первостепенное значение в повышении роли и места Узбекистана в международном сообществе имеет подготовка квалифицированных юристов-международников. В Ташкентском государственном юридическом университете образован Центр профессионального обучения юридических кадров по международным стандартам. Мы привлекаем в образовательный процесс ведущих зарубежных экспертов. В регионах страны открыты юридические колледжи.

Когда ждать результатов?

Административная реформа — непрерывный процесс. Каждый день ставит перед государственным аппаратом новые задачи, на которые необходимо оперативно реагировать. Но результаты реформ, в том числе административной, зависят от активной гражданской позиции каждого жителя страны, его личного вклада.
В рамках Стратегии действий текущий этап реформ рассчитан на 2017—2021 годы. Процесс еще не завершен, но сделано многое. Все государственные решения должны приниматься прежде всего в интересах людей.

Махмуд ИСТАМОВ,
заместитель министра юстиции Республики Узбекистан.

 


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

В Самарканде пройдет Азиатский форум по правам человека

Форум будет посвящен 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека

05 Ноябрь 2018