Радость от встреч наполнила сердца

12:46 12 Апрель 2019 Культура
1020 0

Фото Д.Чиркова / "Народное слово" 

В Термезе завершился международный конкурс исполнителей эпоса, проведенный в рамках Международного фестиваля искусства бахши. Из нескольких десятков участников со всего мира благодаря неустанной работе авторитетного жюри отобраны лучшие. 

Наряду с завоевавшими Гран-при, 1-, 2- и 3-места призерами конкурса, о которых мы уже сообщали, выделили и тех, кто удостоился особых номинаций жюри и зрителей.

В частности, за возвеличивание в творчестве идей доброты и благородства номинацией отмечено выступление бахши из Таджикистана Азизбега Зиёева. Радетелем искусства бахши признан народный бахши Узбекистана Шоберди Болтаев, а другой наш соотечественник Каландар Норматов получил достойную оценку как верный традициям бахши. Шерван Арна Жума из Афганистана отмечен в номинации хранителя ценностей прошлого. За воспевание забываемых традиций предков соответствующую номинацию получил монгольский сказитель Авермед Балдандорж, исполнитель из Сербии Зоран Самардзич — за прославление дружбы в искусстве бахши. Пропагандистами древнего наследия народов названы болгарские участники Салих Ибрагим Буковян и Шабан Муса Косин. Участниками, удостоенными симпатий большего числа зрителей, признаны представители Ирана  Али Риза Сулаймони и Хамид Сулаймони. Исполнителем, завоевавшим симпатии членов жюри, признан кыргызский манасчи Асилбек Маратов. 

На торжественной церемонии награждения высокую оценку получила каждодневная деятельность представителей средств массовой информации Узбекистана и зарубежья. Благодаря оперативной и многогранной работе журналистов от десятков печатных и интернет-изданий, радио и телевидения, весь мир получил возможность следить за ходом фестиваля, узнать больше об истории и традициях искусства бахши, внимании, уделяемом государством в его развитии в нашей стране. Лучшими пропагандистами фестиваля искусства бахши отмечены каналы национального телевидения «Узбекистон-24» и «Узбекистон», а также интернет-ресурс «Xabar.uz».  

Особого признания в организации фестиваля заслужило активное участие работников сфер искусства и культуры Каракалпакстана, Ташкента и регионов. Представленные ими экспозиции, макеты объектов старины, а также выступления сказителей, членов фольклорных групп и художественных ансамблей, артистов театра, выставки-ярмарки  и мастер-классы ремесленников по дереву, ткачеству, керамике, каллиграфии и других промыслов и искусств придали фестивалю характерный колорит, отобразив богатство и многогранность культурного наследия узбекского народа. 
Большой интерес посетителей вызвали скульптуры, представленные мастерами Самарканда, с изображением бахши минувших столетий, — Эргаша Жуманбулбул угли (1868—1937гг.), Мухаммадкула Жонмурод угли Пулкана шоира (1874—1942 гг.), Фозила Йулдош угли (1872—1955 гг.) и  Ислома шоира Назар угли (1874—1953 гг.).

Увлекательно было знакомиться и с экспонатами других павильонов. К примеру, участники фестиваля из Андижана демонстрировали культуру региона, используя широкий спектр средств художественного оформления.  В разукрашенных национальным орнаментом, стилизованных под старину домиках размещено множество изделий ремесленничества и художественного творчества. Широкое место в экспозиции занимают материалы об истории развития художественной литературы. Проявив фантазию и неординарный подход, андижанцы создали  символические сады в честь любимых поэтов нашего народа — представителя современной поэзии  Мухаммада Юсуфа и легендарного поэта из далекого прошлого  Захириддина Мухаммада Бабура. Полки с уникальными книгами двоих гениальных деятелей литературного творчества из Андижана, декорации с отображением атмосферы того времени, когда жил и творил Бабур, вызвали большой интерес, особенно у молодежи. Этот факт стал наглядным свидетельством возрастающей культуры книгочтения среди представителей подрастающего поколения.

—  Невероятно приятно от оказываемых к традиционному искусству бахши почестей. Из нашего региона сюда прибыло свыше 16 исполнителей, которые завоевали сердца зрителей душевными выступлениями, — делится народный бахши из Кашкадарьинской области страны Очил Чоршанбиев.

И, действительно, вокруг сцены, отведенной для исполнителей эпического пения, все эти дни оживленно, зрители искренне радуются встрече с бахши-сказителями, чей необычный голос и традиционное пение волнуют и вдохновляют. У нас издавна популярна поговорка: «Народ, у которого есть свой бахши, счастливый и отважный народ». 

Праздник искусства на юге страны продолжается, воодушевляя людей, даруя им радость единения с традициями предков и истоками духовности, что  сполна ощущается на фестивале в Термезе.

Интервью участников и посетителей фестиваля:

Абдуфаттох ТУРСУНОВ, зритель международного смотра-конкурса, Самаркандская область: 

— Мы, аксакалы, я и мой закадычный друг Курбонали Очилов, прибыли из Нурабада в Термез, чтобы насладиться старинной музыкой, дастанами. И фестиваль превзошел все ожидания. Каждый день приходили на конкурс сказителей и попадали в мир музыки, песен и художественного творчества, где сконцентрирован эпос всего мира. Это грандиозно! Неважно, о чем конкретно пели сказители из Японии, Монголии, Израиля, Болгарии или Финляндии, их исполнение взяло за душу, заставило задуматься о вечных ценностях, о высоком и духовном. Фестиваль, как и многое, что делается в нашей стране на благо народа, служит укреплению мира и стабильности в нашей стране. Всем в радость эти праздники, путешествия, встречи. Сам я тоже, к слову, большой энтузиаст развития внутреннего туризма в нашей стране. Регулярно формирую группы из своих односельчан и вывожу их организованно на паломничество в Бухару, Самарканд, теперь вот в Термез, Шерабад. Очень рад тому, что Всевышний даровал мне этот праздник высокой духовности, состоявшийся на родине великих Термизи, на родине Алпомыша — в Сурхандарье.

Расул бахши УМИРОВ, народный бахши Республики Узбекистан, Сурхандарьинская область: 

— В нашем роду издавна были бахши-сказители, которые пользовались огромным авторитетом в народе.  Они всю жизнь служили искусству бахши верой и правдой, заботились о том, чтобы сохранить и передать поколениям древние сказания как главное нравственно-духовное и культурное достояние народа. Поэтому мы стараемся строго следовать заветам предков и продолжать их дело, сохранить народный эпос, искусство бахши на века. 
Главное, чему мы уделяем внимание — воспитать достойных учеников, которым будет по силе обеспечить преемственность наших традиций. В нашей семье девять сказителей, трое из них удостоены почетного звания «Народный бахши Республики Узбекистан». По нашим стопам уверенно идет и молодежь: у меня самого около тридцати учеников, и в семье Умировых младшие с ранних лет увлеченно слушают песни представителей старшего поколения, стараются освоить знания и навыки этого древнего искусства. 
Нас бесконечно воодушевило внимание, уделяемое государством сохранению и развитию искусства бахши. Учреждено почетное звание «Народный бахши Республики Узбекистан».  Двадцать лет назад было широко отмечено 1 000-летие известного во всем мире эпоса «Алпомыш». В школах бахши, открытых в Термезе и других городах страны на базе детских школ музыки и искусства, сотни детей постигают секреты устозов-сказителей. Собираются образцы устного народного творчества, издаются книги, фотоальбомы, каталоги, снимаются документальные фильмы, выходят телепередачи. Кроме того, мы активно участвуем в международных смотрах-конкурсах, днях культуры Узбекистана в зарубежных странах. 
Исходя из задач, поставленных главой государства на церемонии открытия фестиваля в Термезе, наметили себе активнее действовать в таких направлениях, как широкое внедрение творческих школ бахши, традиций «мастер — ученик», вовлечение в творческую и научную деятельность бахши-поэтов, ученых-фольклористов, преподавателей и специалистов. Будем поддерживать молодых одаренных бахши, сотрудничать, благо фестиваль помог нам наладить дружеские узы со сказителями из разных стран.

Самира ашуг АЛИЕВА, исполнительница дастанов, преподаватель, БГУИК, Азербайджан: 

— Получили самые яркие впечатления от фестиваля искусства бахши в Термезе. Поразило бескрайнее уважение узбекского народа к памятникам эпических сказаний, к бахши-сказителям. Я считаю, что у народа, который так бережно и трепетно относится к своему прошлому, своим истокам, великое будущее. В Азербайджане искусство ашугов — исполнителей эпоса — тоже довольно популярно. И все же нам многому надо учиться у вас, поэтому в дальнейшей своей деятельности планирую изучить опыт узбекского народа в сохранении и развитии искусства бахши. Детально расскажу коллегам и студентам Государственного университета искусства и культуры в Баку, где преподаю, о высоком уровне фестиваля, свидетелем которого я здесь стала.                                      Хочу также выразить огромную благодарность его организаторам, подарившим многие минуты радости и вдохновения, знакомство с народными традициями, культурой, искусством десятков стран мира. Я и мои коллеги бесконечно признательны и узбекскому народу, который понимает и ценит эпос, знает его значение в воспитании поколений в духе миролюбия и гуманизма, в духе справедливости. 

Жан МУСИ, президент Ассоциации международной прессы Швейцарии и Лихтенштейна: 

— Фестиваль стал ярким проявлением воли народа и политики государства, направленной на гуманизм и миролюбие. Даже то, что выбрали местом проведения фестиваля город на границе с Афганистаном, на мой взгляд, очень символично. 
Узбекистан преподал наглядный урок не только в сфере искусства и культуры, но и в сфере формирования оптимальных отношений с другими государствами. Как свидетельствует история, благородные идеи и деяния всегда оказываются сильнее, побеждая насилие и зло, а значит, именно так, по-дружески, на высокой духовной основе мы должны налаживать связи с сотнями стран мира.  
Вместе с тем, впервые посетив этот южный край Узбекистана, убедился, насколько неповторима, прекрасна Сурхандарья, как глубока ее история, самобытны ее традиции. Я решил, что приеду сюда еще, тем более что в республике осуществляются потрясающие изменения в сфере туризма, направленные на комфортное пребывание в вашей стране иностранных гостей. 

Дилором КУРБАННИЯЗОВА, халфа(бахши) (Хорезмская область): 

— Я представляю династию бахши, известного у нас в регионе еще с прошлого столетия. Халфа — это тоже бахши, но она была женщиной и выступала среди представительниц прекрасной половины человечества. Как учил мой дед, популярный в свое время по всему Узбекистану Курбонназар (Бола) бахши Абдуллаев, бахши — это основа всех видов искусства. В нем гармонично сочетаются поэзия, проза, музыка, вокальное мастерство. Этому виду искусства служили и в семье моего мужа. Его мать Ёкутхон Мадримова оставила мне в наследство свой аккордеон, завещая продолжить ее дело — быть халфой (бахши) для женщин. Вот и играю с тех пор на аккордеоне, воспевая любовь и счастье, семейное благополучие, что имеет огромное воспитательное значение для моих современниц.

Рахим ХУДОЙБЕРДИЕВ, заместитель директора по научной работе Термезского археологического музея: 

— Наш музей охватывает период с каменного века до наших дней. Его фонд увеличился со времени открытия музея в четыре раза, и превышает сейчас 102, 8 тысячи экспонатов. И лишь незначительная часть этого богатства — 1 869 памятников старины выставлено сейчас на стендах музея общей площадью 1 347 квадратных метров. 
В музее сохранились сведения об истории возникновения в нашем крае этого вида искусства, которое берет начало еще со времен Кушанского царства, о чем свидетельствуют статуэтки музыкантов-сказителей, найденные в Айритаме, Зар-тепе и Холчаёне. Во времена возникновения буддизма на территории нашего региона, это приблизительно I век до нашей эры, миссионеры вели свою деятельность в виде театральных представлений, что является еще одним доказательством развития устного народного творчества в наших местах с древних времен.  
К празднику искусства бахши мы начали подготовку еще с 1 ноября 2018 года, когда Президентом страны было принято постановление «О проведении международного фестиваля искусства бахши». В рамках данного документа разработали концепцию, запланировали мероприятия, собирали материал для издаваемой литературы, сведения о бахши, об истории древнего искусства и многое другое. 27 марта открыли в музее выставку, посвященную Международному фестивалю искусства бахши, где выставлены музыкальные инструменты наших знаменитых сказителей, их книги, награды, национальные костюмы, рассказы о их жизни и творчестве. В экспозиции представлены материалы о 16 сурхандарьинских бахши, 10 из которых удостоены почетного звания «Народный бахши Республики Узбекистан». У стендов этой выставки всегда многолюдно, особенно в дни фестиваля. Основная часть сегодняшних посетителей — журналисты и иностранцы, которым все интересно. Считаю важным аспектом фестиваля ознакомление мировой общественности с историей развития и сохранения нематериального культурного наследия нашего народа. 

Талантаалы БАКШИЕВ, исполнитель манаса, доктор филологических наук (Кыргызстан): 

— Горжусь, что являюсь прямым потомком знаменитого манасчи Саякбая Каралаева, знавшего наизусть полмиллиона стихотворных строк Манаса. Знакомлю мировую общественность с этим гениальным произведением кыргызского народа вот уже более четверти века. Объездив полмира, понял, как важно сохранять бесценное наследие предков. Ведь эпос — это национальный код, матрица, духовный стержень народа. Без этого можно утратить все, что имеем, — нашу идентичность, духовность, традиции и ценности, завещанные предками. А с ними может исчезнуть и народ, став кучкой людей без прошлого. Я занялся наукой, стал доктором наук, чтобы полноценно исследовать народный эпос, донести его человечеству, внести вклад в его сохранение. В эпосе нет деления по ранжиру, статусу. Его суть в том, что люди — родственные души, способные служить добру и противостоять злу. Эпос — это антивирус народа, ибо слово может исцелить душу, возродить человека или убить его. Слово — энергия, эпос — сгусток энергии, которой хватит на  тысячелетия. Страна, которая понимает и следует этим вековым истинам, останется сильной и непобедимой.  Президент Шавкат Мирзиёев говорит о значении эпоса и призывает активно участвовать в сохранении нематериального культурного наследия прошлого. Организация международного фестиваля искусства бахши в Термезе — большой шаг к этому.

Рахмонали НОРТОЖИЕВ, руководитель предприятия «Садо», Ферганская область: 

— Наше предприятие производит несколько десятков видов национальных музыкальных инструментов. Продукция востребована не только в Ферганской долине, но и за ее пределами. К нам приезжают издалека за рубабами, дутарами, дойрами и другими инструментами, звук которых звонче, крепления — прочнее, дизайн — изящнее. Это не мои слова, а тех, кто пользуется нашей продукцией: музыкантов, преподавателей, просто поклонников традиционной музыки. Работаем на предприятии, созданном на основе семейного бизнеса: в деле заняты сыновья, дочери и даже племянники. Они — третье поколение мастеров, известных в республике своими инструментами. Сам я занимаюсь этим ремеслом на протяжении сорока лет. За это время подготовил около полусотни учеников, которые имеют сейчас свой бизнес, пользуются уважением в обществе.                                                                                                                                                                      Работа моя творческая, а потому предпочитаю неординарный к ней подход.  Недавно модернизировал строение рубаба и дутара, и теперь хочу запатентовать свое изобретение, получившее высокую оценку специалистов. В Термез привез часть своей продукции, которая с первых дней буквально идет нарасхват среди посетителей.                                                                                            И еще: вчитайтесь, пожалуйста, в эти слова великого предка — Абу Насра Фараби. Их я прочел в старинной рукописи и перевел специально для этого фестиваля: «О, Всевышний! Эй, мир музыки! Что стало бы с человечеством, не будь тебя!».

Гулбахор ТАНГИРОВА,

«Народное слово»

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz


Комментарии

Комментариев пока нет.