Политическая воля Президента Шавката Мирзиёева послужит повышению авторитета Совета сотрудничества тюркоязычных государств

16:28 04 Октябрь 2019 Политика
484 0

Народы тюркоязычных стран испокон веков связывает близость языков и духовных ценностей, между ними существуют крепкие узы сотрудничества. В актуальных международных и региональных вопросах эти страны придерживаются схожих взглядов и подходов. В то же время активно развивается партнерство в сферах экономики, инвестиций, инноваций, транспорта и коммуникаций, туризма, науки и образования, что полностью отвечает жизненным интересам наших народов.

Благодаря политической воле, открытой и действенной внешней политике Президента Шавката Мирзиёева за последние три года обстановка в Центральной Азии заметно изменилась, укрепились и дружеские отношения между государствами региона.    

Совет сотрудничества тюркоязычных государств является международной организацией, деятельность которой направлена в основном на укрепление дружбы и добрососедства между тюркоязычными странами, сохранение мира в регионе и мире, усиление взаимного доверия. Членами этой международной структуры были Азербайджанская Республика, Турецкая Республика, Кыргызская Республика и Республика Казахстан. 14 сентября текущего года Президентом Шавкатом Мирзиёевым подписан Закон «О ратификации Нахичеванского соглашения о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Нахичевань, 3 октября 2009 года)». В соответствии с данным документом Узбекистан стал пятым государством-членом. 

Газеты «Халк сузи» и «Народное слово» обратились к чрезвычайным и полномочным послам четырех государств с вопросами:
1. Как общественность вашей страны восприняла инициативу Президента Шавката Мирзиёева?
2. Какое влияние окажет данный шаг Узбекистана на деятельность совета?

Гусейн ГУЛИЕВ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Республике Узбекистан:

1. Пользуясь случаем, хотел бы искренне поздравить Узбекистан со вступлением в Совет сотрудничества тюркоязычных государств. Полагаем, что не только Азербайджан, но и все остальные тюркоязычные государства также присоединяются к нашим поздравлениям.

Необходимо отметить, что присоединение Узбекистана к Нахичеванскому соглашению значительно увеличит потенциал совета и укрепит его значимость во всем мире. 
По сути Узбекистан стал участвовать в саммитах тюркских государств с 1992 года. Но нас радует тот факт, что в настоящее время Узбекистан на законодательном уровне принял принципы единения тюркского мира. 

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Закон «О ратификации Нахичеванского соглашения о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств» (Нахичевань, 3 октября 2009 года). Принятие специального закона и участие Узбекистана в седьмом саммите Тюркского совета, который состоится 15 октября этого года в Баку, имеет важное значение не только для Азербайджана, но и для всех тюркоязычных стран.

Азербайджанский народ всегда радовали и радуют успехи братского Узбекистана, достигнутые в социально-экономической и культурной сферах. Наши страны традиционно связывают отношения дружбы и сотрудничества.

2. Авторитет Узбекистана в мировой политике очевиден. Особо следует подчеркнуть его значимость в тюркском мире. 

Узбекистан закономерно является ключевым государством в Центральноазиатском регионе, без участия которого ни один вопрос не решается. Располагаясь в центре региона, республика граничит с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Афганистаном. В этих странах этнические узбеки второй или третий по численности этнос. 

Узбекистан установил и поддерживает добрые отношения со всеми соседними странами, поскольку  исторически и географически является связующим звеном во всех сферах жизнедеятельности в регионе. Этот феномен используется на благо народов региона. На мой взгляд, именно на основе этих принципов построены концепции внутренней и внешней политики современного Узбекистана. Благодаря проводимой Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым дальновидной политике в стране и в регионе в целом укрепляются мир и стабильность. 

Узбекистан со всеми тюркскими государствами имеет двусторонние соглашения в сферах торговли и культурно-гуманитарного обмена. Но при этом не следует забывать, что в Узбекистане динамичными темпами развиваются индустрия, машиностроение, производство бытовой техники. Объем выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции в сравнении с соседними республиками на более высоком уровне. 

Экономика Узбекистана не зависит от продаж сырьевых ресурсов. Если интеграция с тюркским миром будет осуществляться по намеченному Узбекистаном плану, для него нет необходимости экспортировать свою продукцию в далекие страны или импортировать нужные товары извне, расходуя многомиллионные средства на транспортировку и логистику. Во всех тюркских странах мира имеется все то, что нужно Узбекистану.

В Центральноазиатском регионе проживает более 80 миллионов населения, если к этому еще прибавить Турцию и Азербайджан, получится приблизительно 160—170 миллионов человек, а это огромная масса потребителей. Рынок для реализации узбекских товаров огромен.

Ибрагим ЖУНУСОВ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Республике Узбекистан:

1. 14 сентября 2019 года Республика Узбекистан завершила все необходимые внутригосударственные процедуры по вступлению в Совет сотрудничества тюркоязычных государств.

Вступление Узбекистана в ССТГ, действительно, радостная новость, которая еще вчера только формировалась в качестве идеи и впервые была озвучена на шестом саммите ССТГ в городе Чолпон-Ате в сентябре прошлого года, сегодня стала реальностью. И тот факт, что в очень сжатые сроки все государства — участники ССТГ в официальном порядке выразили свое согласие на получение статуса полноправного члена Тюркского совета, бесспорно, свидетельствует о потребности стран в сплоченности и совместной интеграции. Это решение еще раз подчеркивает единство наших родственных народов и демонстрирует международному сообществу нашу готовность идти вместе к общим целям — экономическому процветанию, культурной идентичности, а также стремление к обеспечению мира и стабильности в нашем обширном регионе. 

2. Несомненно, данный исторический шаг Республики Узбекистан придаст новое дыхание деятельности Тюркского совета, будет способствовать укреплению и расширению сотрудничества между тюркоязычными государствами. Кроме того, даст положительный импульс развитию сотрудничества между государствами-членами в направлениях, заложенных в декларации Шестого саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Чолпон-Ате 2018 года.

В свою очередь Республика Кыргызстан в качестве действующей председательствующей страны в Тюркском совете приветствует это решение. Радует, что принятие Узбекистаном такого важного решения пришлось на период председательства Кыргызстана в совете и совпало с празднованием десятилетия со дня подписания Нахичеванского соглашения о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств. 

Уверен, что в лице Узбекистана, большой и многонациональной страны, мы получим верного брата и соратника в нашей организации. 

Дархан САТЫБАЛДЫ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Республике Узбекистан:

1. Узбекистан в последние три года находится в фокусе внимания не только у казахстанской общественности, но и мирового сообщества. Реформы, проводимые в Узбекистане, вызывают живой интерес на разных уровнях, как политическом, так и экспертном и общественном.

Безусловно, инициатива Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева о вступлении республики в Совет сотрудничества тюркоязычных государств с воодушевлением встречена в Казахстане. Эта поддержка отмечена и в официальном заявлении Казахстана, в котором, в частности, указывается, что членство Узбекистана в Тюркском совете будет способствовать укреплению интеграции тюркского мира и выходу его государств на новые горизонты сотрудничества.

Для Казахстана решение руководства Узбекистана является не только поддержкой казахстанской инициативы о создании Тюркского совета, но и очередным свидетельством проводимой Ташкентом активной и дальновидной внешней политики, способствующей консолидации как Центральноазиатского региона, так и стран тюркского мира.

Вступление Узбекистана в Тюркский совет видится последовательным продолжением политики руководства республики, направленной на формирование платформы стабильности, добрососедства и совместного экономического развития братских тюркских народов, которая ознаменовалась проведением в марте 2018 года в Астане по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева Консультативной встречи глав государств Центральной Азии. Это была первая за долгие годы встреча на высшем уровне в подобном формате, нацеленная на консолидацию региона. При этом Узбекистан не замыкается на региональном уровне, открывая окно возможностей для развития отношений с ведущими странами мира, что, конечно же, играет на пользу партнерам Узбекистана по Тюркскому совету и других объединений. 

2. Членство Узбекистана в Тюркском совете, безусловно, окажет позитивное влияние и активизирует деятельность совета в разных измерениях. Участие Узбекистана, граничащего со всеми странами Центральной Азии и Афганистаном, позволит укрепить связи между партнерами, расширить возможности деятельности совета, повысить значение объединения в регионе. 

Возрастает мировой авторитет Узбекистана не только как страны, в которой проводятся глубинные реформы, но и как государства, активно вовлекаемого в региональные процессы, в том числе и в сфере безопасности. На наш взгляд, обсуждение региональных вопросов безопасности без Ташкента по меньшей мере неэффективно. В связи с этим опыт и возможности Узбекистана внесут значительный вклад в деятельность объединения.

Не менее важным является экономическое значение как для Узбекистана, так и его партнеров. Стоит отметить, что Казахстан и Турция входят в пятерку крупных торговых партнеров Узбекистана. Масштабные экономические реформы, проводимые в республике, требуют расширения торговых и инвестиционных связей, и участие в Тюркском совете увеличивает эти возможности. В мае 2019 года в Нур-Султане была создана Совместная тюркская торгово-промышленная палата с постоянно действующим секретариатом в Стамбуле, задачей которой является развитие и углубление сотрудничества деловых кругов тюркоязычных государств. Более 90 компаний из Казахстана планируют принять участие в Инвестиционном форуме стран — участниц Тюркского совета, который пройдет 5 октября в Ташкенте. То есть уже сегодня мы видим практическое взаимодействие в организации и активное в нем участие Узбекистана.

Важную роль играет развитие транзитно-транспортных коммуникаций между странами Тюркского совета. В июле этого года главами правительств Казахстана и Узбекистана открыта автомобильная дорога международного значения Бейнеу — Акжигит — граница Узбекистана, открывающая более короткий выход узбекских товаров на рынки Азербайджана и Турции. Потребительские рынки Турции и Узбекистана самые крупные среди стран совета, и налаживание оптимальных транспортных сообщений является важным пунктом повестки для всех участников объединения.

В гуманитарном плане участие Узбекистана имеет естественное логическое значение. Страна признана колыбелью культуры тюркоязычных стран, центром науки и искусства, ремесленничества.

Узбекский народ внес и продолжает вносить бесценный вклад в мировое наследие богатым национальным и историческим достоянием. Безусловно, Узбекистан придаст дополнительные возможности развитию туризма и культурно-гуманитарных связей, которые еще более сблизят народы стран, входящих в Тюркский совет.

Мехмет Суреййа ЭР, Чрезвычайный и Полномочный Посол Турецкой Республики в Узбекистане: 

1. Прежде всего хотелось бы сказать, что Совет сотрудничества тюркоязычных государств, называемый Тюркским советом, был образован в 2009 году с целью дальнейшего укрепления связей между тюркоязычными народами, развития многостороннего сотрудничества в Кавказском регионе и за его пределами. К настоящему времени он достиг уровня региональной организации, роль и эффективность которой все больше ощущается на международной арене. Основная цель Тюркского совета, охватывающего географическое пространство примерно в пять миллионов квадратных километров, расположенного в самом центре Евразии, заключается в развитии сотрудничества государств-членов во многих сферах, таких, как внешняя политика, экономика, транспорт, таможня, туризм, образование, средства массовой информации, молодежь, спорт, укрепление мира и стабильности в регионе, реализация потенциала развития. С другой стороны, одним из серьезных вопросов, стоящих перед советом, было то, что Узбекистан не был его членом с момента создания. 

Господин Президент посчитал членство в организации важной политической целью с точки зрения ее успеха и укрепления. К тому же Турция с воодушевлением и радостью наблюдает за процессом широкомасштабных изменений и реформ, происходящих в вашей стране по инициативе Шавката Мирзиёева. Под руководством своего лидера братский Узбекистан делает конструктивные шаги во внешней политике, вносит весомый вклад в установление глобального мира и стабильности в регионе и за его пределами. Вступление Узбекистана в члены Тюркского совета оценивается нами как историческое и стратегическое решение Президента Шавката Мирзиёева в качестве дальновидного государственного деятеля. 

Народ Турции глубоко уважает Президента Мирзиёева и почитает за доведение отношений между государствами до уровня стратегического партнерства, а также за искренние чувства к нашей стране. С учетом этих аспектов членство Узбекистана в Тюркском совете, без сомнений, воспринято нашим народом с большой радостью.

Эту радостную новость первым сообщил министр иностранных дел Турецкой Республики Мевлут Чавушоглу словами: 

«У меня очень хорошая новость. Братский Узбекистан решил вступить в Тюрксовет. Руководство страны официально обратилось в секретариат совета. Теперь наша организация станет важным участником в масштабе региона».   

2. Узбекистан с 33-миллионным молодым населением в самом сердце Центральной Азии является стратегически важным государством. Его вступление в члены Совета сотрудничества тюркоязычных государств выведет организацию на новый уровень и в региональном, и в глобальном масштабе. С участием Узбекистана организации удалось устранить имевшийся до сих пор важный недостаток: теперь она превратилась в Тюрксовет в полном смысле этого слова. Без всякого сомнения, членство Узбекистана окажет положительное воздействие на отношения стратегического партнерства между нашими странами, а также на укрепление самой организации. 

Своей богатой историей, населением и развитием Узбекистан обязательно внесет весомый вклад в Тюрксовет. В лице Узбекистана организация видит своеобразную дополнительную силу для реализации эффективных проектов в сферах экономики, образования, молодежной политики, спорта, туризма и транспорта. С участием Узбекистана Тюрксовет станет более мощным. У него появится больше, чем когда-либо, возможностей и потенциала, чтобы вносить вклад в обеспечение региональной и глобальной стабильности, в достижение благополучного будущего. 
Узбекистан всегда был одной из центральных частей тюркского мира. Своими удивительными городами на Великом шелковом пути — Самаркандом, Бухарой и Хивой — он представляет экономическую и культурную колыбель тюркско-исламской истории.

Кроме того, благодаря богатому национальному историческому наследию, внес огромный вклад в мировую цивилизацию. Узбекистан со своим географическим расположением и возрастающим потенциалом предлагает все новые возможности для развития не только своих братских стран, но и всего региона. Надеемся, что многовековые узы братства между Узбекистаном и другими тюркоязычными странами еще более укрепятся под сплачивающим флагом Тюрксовета.   

«Народное слово».

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz

 


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

"Цветы России" на площадях Ташкента

Фестиваль станет ярким событием культурной жизни Ташкента и покажет важность детского искусства, ориентированного на семейную аудиторию

27 Март 2019