О мерах по усилению содействия и стимулирования экспорта

09:36 21 Декабрь 2018 Документы
349 0

​Постановление Президента Республики Узбекистан

 

За текущий год во внешнеэкономической сфере страны на системной основе реализованы структурные преобразования, направленные на обеспечение поступательного роста объемов внешней торговли и экспорта, в частности, проведена либерализация валютной политики, устранены административные барьеры, установлен рыночный механизм ценообразования и оплаты за экспортируемую плодоовощную продукцию.

Юридическим лицам, имеющим долю экспорта в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) более 15 процентов, в том числе через комиссионера (поверенного), предоставлена возможность уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль юридических лиц и единому налоговому платежу.

Вместе с тем проводимый на постоянной основе мониторинг эффективности принимаемых мер показывает, что, несмотря на общую положительную динамику показателей внешней торговли и экспорта, темпы фактического прироста его объемов не соответствуют темпам модернизации экономики.

Обеспечению значительного прироста объемов экспорта в первую очередь в отраслях, где имеются конкурентные преимущества, препятствует наличие ряда системных проблем и недостатков. В частности:

во-первых, не используются в полном объеме имеющиеся производственные мощности и преимущества, связанные с наличием широкого спектра сырьевых, а также трудовых ресурсов и обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на внешних рынках продукции с высокой добавленной стоимостью;

во-вторых, не развиваются инструменты финансовой поддержки деятельности экспортеров, отсутствуют механизмы предэкспортного и экспортного финансирования;

в-третьих, не уделяется должное внимание проведению глубоких маркетинговых исследований, формированию долгосрочных стабильных рынков сбыта, созданию внешнеторговой инфраструктуры, в том числе за рубежом;

в-четвертых, отсутствует системная работа по организации и продвижению экспорта различных видов услуг, не развита необходимая инфраструктура для их оказания.

В целях кардинального увеличения объемов экспорта товаров и услуг, расширения номенклатуры экспортоориентированной продукции, обеспечения сбалансированности внешней торговли и увеличения валютных поступлений:

1. Считать важнейшими задачами руководителей комплексов Кабинета Министров, Министерства внешней торговли, Министерства экономики, министерств, ведомств, органов хозяйственного управления, иных организаций, а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента оказание всестороннего содействия субъектам предпринимательства:

в увеличении производства конкурентоспособной экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью, кардинальном повышении объемов экспорта услуг (туристских, медицинских, образовательных, транспортных, строительных и др.), ускоренном создании сопутствующей инфраструктуры для их оказания;

в поиске партнеров и заключении договоров с организациями и предприятиями на поставку продукции собственного производства.

2. Принять предложение Министерства внешней торговли, Министерства финансов, Министерства экономики и Центрального банка о создании Национальной системы поддержки экспорта, определив ее основными задачами:

а) в части информационно-аналитического сопровождения экспортной деятельности:

совершенствование государственной политики в об­ласти развития и поддержки экспорта, содействие в реализации государственных программ развития экс­портного потенциала;

осуществление информационной и консультационной поддержки экспортеров и их иностранных контрагентов по вопросам маркетинга, ценообразования, транспортной логистики, сертификации, стандартизации и контроля качества, налогового и таможенного администрирования, в том числе за рубежом, условиям доступа на зарубежные рынки по принципу «одно окно»;

содействие в поиске иностранного покупателя и сопровождение переговорного процесса до этапа заключения экспортного контракта, включая его подготовку;

обеспечение системного взаимодействия с министерст­вами и ведомствами республики, хокимиятами областей и районов по продвижению национальной экспортной продукции за рубежом, доступа экспортеров к информации о мерах поддержки экспорта, имеющихся льготах и преференциях, задачах и функциях уполномоченных органов государственной власти;

создание сети информационно-консультационных ­центров в регионах;

сопровождение электронной внешнеторговой площадки с ведением базы данных об отечественных экспортерах, производимой продукции и услугах, со­действие субъектам предпринимательства, осуществляющим производственную и экспортную деятельность, в выходе на ведущие международные площадки электронной торговли;

реализацию программы «Made in Uzbekistan» по продвижению узбекских брендов и товаров за рубежом для подтверждения добросовестности отечественных производителей как надежных поставщиков качественной продукции, в том числе посредством ежегодного проведения национальной выставки «Made in Uzbekistan», отраслевых и региональных выставок и ярмарок товаров, а также участия в международных выставках и презентациях;

организацию и проведение образовательных семинаров и тренингов для начинающих экспортеров, торговых миссий для предпринимателей в зарубежные страны по вопросам внешнеторговой деятельности;

б) в части финансовой поддержки экспортной деятельности:

обеспечение доступа к финансовым ресурсам для предприятий-экспортеров, содействие росту объемов несырье­вого экспорта, числа национальных экспортеров и стран, закупающих их продукцию;

финансирование организации выставочных стендов и учас­тия предприятий республики в международных выставках-ярмарках, проведения презентаций и рекламных кампаний, в том числе по продвижению традиционных национальных продуктов и брендов на потенциальных рынках сбыта;

оказание целевого финансового содействия предприятиям-экспортерам в целях покрытия расходов, связанных с внедрением международных систем стандартизации и сертификации как в республике, так и за рубежом, регистрацией национальной продукции в зарубежных уполномоченных органах;

внедрение механизмов предэкспортного и экспортного финансирования, страхования экспортных кредитов и рисков с учетом опыта зарубежных стран, успешно внедривших современные механизмы финансовой поддержки и страхования отечественного экспорта, в том числе с привлечением международных финансовых институтов;

привлечение займов и льготных кредитов международных и зарубежных финансовых институтов для торгового финансирования;

оказание других комплексных финансовых и консалтинговых услуг.

3. Установить, что функционирование Национальной системы поддержки экспорта координируется Министерст­вом внешней торговли Республики Узбекистан.

4. Одобрить предложения Министерства внешней торговли, Министерства финансов, Министерства экономики, Центрального банка, Государственного комитета по инвестициям и Государственного комитета Республики ­Узбекистан по содействию приватизированным пред­приятиям и развитию конкуренции о:

создании Агентства продвижения экспорта при Министерстве внешней торговли Республики Узбекистан на базе Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства при Национальном банке внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан;

возложении на Национальную компанию экспортно-импортного страхования «Узбекинвест» функций по страхованию экспортных кредитов и операций с ее передачей Министерству внешней торговли;

избрании министра внешней торговли Республики ­Узбекистан председателем Наблюдательного совета Акционерного коммерческого банка «Узагроэкспортбанк»;

учреждении торговых представительств при по­сольствах Республики Узбекистан за рубежом.

5. Министерству финансов Республики Узбекистан ­ежегодно, начиная с 2019 года, при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбе­ки­стан предусматривать средства в размере не менее 
15 миллионов долларов США для выделения Агентству продвижения экспорта при Министерстве внешней торговли Республики Узбекистан.

6. Министерству внешней торговли совместно с Министерством финансов, Государственным комитетом по инвестициям и Центральным банком Республики Узбекистан:

в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по организации функционирования Национальной системы поддержки экспорта, предусмотрев источники финансирования мероприятий в рамках ее эффективного функционирования, а также механизмы финансовой поддержки экспортеров и страхования рисков при экспорте, защиты от дискриминационных мер, тарифных и нетарифных барьеров;

в недельный срок внести предложения по повышению уставного капитала Акционерного коммерческого банка «Узагроэкспортбанк» до минимально требуемого уровня.

17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбе­кистан Арипова А. Н., руководителя Администрации ­Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З. Ш. и заместителя советника Президента Республики Узбекистан Ганиева Э. М.

 

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 20 декабря 2018 года.


Комментарии

Комментариев пока нет.