О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве

11:41 18 Июнь 2019 Документы
523 0

Указ Президента Республики Узбекистан

На сегодняшний день в сельском хозяйстве используется более 20 миллионов гектаров земель, в том числе 3,2 миллиона гектаров орошаемых посевных земельных площадей, на которых выращивается продовольственная продукция для нужд населения, необходимое сырье для отраслей экономики.

В целях повышения плодородия орошаемых площадей, улучшения мелиоративного состояния и водоснабжения в рамках государственных программ осуществляются масштабные ирригационные и мелиоративные мероприятия.

В результате на протяжении 2008—2017 годов достигнуто улучшение водоснабжения более 1,7 миллиона гектаров орошаемых площадей и мелиоративного состояния 2,5 миллиона гектаров земель.

Однако периодические маловодья, наблюдаемые в по­следние годы в результате глобального изменения климата, пришедшая в непригодное состояние основная часть внутренних ирригационных сетей привели к ухудшению мелиоративного состояния орошаемых посевных земель и выведению их из оборота.

В целях поэтапного повторного введения в пользование земель, выбывших в республике на протяжении многих лет из оборота в результате ухудшения их мелиоративного и ирригационного состояния, уменьшения потери воды путем эффективного использования подземных водных ресурсов, внедрения водосберегающих технологий и реконструкции внутренних ирригационных сетей, а также привлечения потенциальных инвесторов:

1. Утвердить:

Концепцию по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве (далее — Концепция) согласно приложению № 1;

«Дорожную карту» реализации Концепции по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве согласно приложению № 2;

прогнозные показатели проводимых мероприятий по повышению эффективности использования сельскохозяйственных земель в 2020—2030 годах согласно приложению № 3;

прогнозные показатели внедрения водосберегающих технологий в сельскохозяйственных угодьях в течение 2019—2022 годов согласно приложению № 4.

2. Утвердить Рабочую группу по сотрудничеству с международными финансовыми институтами и внед­рению государственно-частного партнерства в рамках реализации Концепции по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве (далее — Рабочая группа) в составе согласно приложению № 5.

Поручить Рабочей группе (Кучкаров Д. А., Вахабов А. Ж., Ходжаев Ж. А.):

организовать реализацию Концепции в Папском и Мингбулакском районах Наманганской области с привлечением международных финансовых институтов в порядке эксперимента в 2019 году;

внедрить до 1 ноября 2019 года опыт реализации Концепции в других регионах на основе результатов эксперимента, в том числе разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, предусматривающего конкретные условия государственно-частного партнерства в области земле- и водопользования, дополнительные льготы, отдельные льготные кредитные линии, а также порядок использования введенных в пользование земель и воды.

Предоставить Рабочей группе право, при необходимости, вносить изменения в сроки и регионы, установленные в приложениях №№ 2—4 к настоящему Указу, а также дополнение в них.

3. Установить, что в рамках реализации Концепции для введения в пользование путем восстановления и реконструкции ирригационно-мелиоративных сетей, внедрения водосберегающих технологий, а также посева засухоустойчивых культур на основе инвестиционного договора или государственно-частного партнерства сроком до 50 лет предоставляются:

вышедшие из сельскохозяйственного оборота орошаемые земли, а также богарные земли и земли лесного фонда — гражданам Республики Узбеки­стан и сельскохозяйственным предприятиям;

пастбища, залежи, многолетние насаждения и другие земли — гражданам Республики Узбекистан, сельскохозяйственным предприятиям, а также инвесторам, являющимся резидентами Республики Узбекистан.

4. При введении в пользование земельных площадей в рамках реализации Концепции:

землепользователям предоставляется право само­стоятельного размещения сельскохозяйственных культур, посева культур без обработки земли и передачи земель в субаренду;

данные земельные площади не подлежат оптимизации, изъятие земельного участка или его части для государственных и общественных нужд допускается с согласия землепользователя после полного возмещения рыночной стоимости израсходованных средств и убытков, причиненных собственникам в связи с таким 
изъятием;

разрешается размещение на этих земельных площадях сооружаемых объектов инфраструктуры (полевых станов, хранилищ продукции, оросительных сооружений и других);

освобождаются от уплаты таможенных платежей 
(за исключением налога на добавленную стоимость) не производимые в республике сырье, материалы, техника, оборудование и запасные части, ввозимые для нужд землепользователей в порядке, установленном Кабинетом Министров;

после истечения льготного периода, предусмотренного законодательством по отношению к вновь введенному в пользование земельному участку, в течение 
10 лет применяются налоговые ставки, установленные до введения в пользование данного земельного участка;

в случаях, предусмотренных инвестиционным договором или соглашением о государственно-частном партнерстве, возмещается 50 процентов расходов, связанных с введением в пользование каждого гектара земель сельскохозяйственного назначения, за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в части, не превышающей 50-кратного размера базовой расчетной величины;

в случаях, предусмотренных инвестиционным договором или соглашением о государственно-частном партнерстве, возмещаются процентные расходы в размере 5 процентных пунктов кредитной ставки, установленной коммерческими банками по кредитам, привлекаемым для строительства и реконструкции систем водоснабжения земель в части стоимости, не превышающей 40 миллионов сумов за один гектар, за счет средств Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

земельные площади выделяются на основе решения государственного органа (должностного лица), уполномоченного законодательством, после подписания инвестиционного договора или соглашения о государственно-частном партнерстве.

5. Установить порядок, в соответствии с которым:

орошаемые сельскохозяйственные земли берутся под особую охрану, не допускается выделение данных земель для несельскохозяйственных целей, в том числе для строительства промышленных и гражданских объектов (зданий и сооружений), за исключением земель, выделяемых решением Президента Республики Узбекистан;

компенсационные выплаты за орошаемые земли, изымаемые для использования в несельскохозяйственных целях, исчисляются в 10-кратном размере средств, требуемых для освоения аналогичных новых земель, без применения коэффициентов, учитывающих местонахождение изымаемых земельных площадей, а также в 20-кратном размере расходов, связанных с коренным улучшением состояния богарных и неорошаемых земель, занятых многолетними насаждениями, сенокосами и пастбищами.

При этом 90 процентов компенсационных выплат за орошаемые земли и 95 процентов компенсационных выплат за богарные, а также неорошаемые земли, занятые многолетними насаждениями, сенокосами и пастбищами, перечисляются в республиканский бюджет, а соответственно 10 и 5 процентов — на специальные расчетные счета управлений по земельным ресурсам и государственному кадастру Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Данная норма применяется также при исчислении ущерба, нанесенного в результате самовольных действий, повлекших выведение земель из сельскохозяйственного оборота, при этом 95 процентов взысканных средств направляется в республиканский бюджет, 
5 процентов — в Фонд развития Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Кабинете Министров Республики Узбекистан и его территориальные инспекции;

выделение земли за счет орошаемых земель для организации садоводства, виноградарства и других многолетних насаждений, а также создания тепличных хозяйств осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

новые фермерские хозяйства и ассоциации водопотребителей создаются с условием обязательного оснащения средствами управления и учета воды в местах водопользования;

введение в пользование земельных площадей осуществляется с использованием водосберегающих технологий (систем капельного, дождевального орошения, подгрунтового капельного орошения и других).

6. Министерству финансов Республики Узбекистан:

а) дополнительно направить средства в размере 5 процентов, выделяемых из Государственного бюджета для строительства и реконструкции объектов мелиорации в рамках Инвестиционной программы на 2019—2029 годы, требуемые для строительства и реконструкции ирригационных и мелиоративных объектов при введении в пользование земель, не используемых в сель­ском хозяйстве, указанных в приложении № 3 к настоящему Указу;

б) выделить средства из Государственного бюджета на финансирование работ по выявлению подземных водных запасов, пригодных для орошения сельскохозяйственных культур, предусматриваемых Программой развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе расчетов Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам Республики Узбеки­стан;

в) совместно с Министерством водного хозяйства и Министерством сельского хозяйства в двухмесячный срок:

внести в Кабинет Министров Республики Узбеки­стан порядок возмещения затрат, связанных со строительством и реконструкцией ирригационных и мелиоративных объектов при введении в пользование земель, не используемых в сельском хозяйстве;

внести в Кабинет Министров Республики Узбеки­стан предложения по внедрению дифференцированных налоговых льгот, предусматривающих механизмы стимулирования землевладельцев при сохранении и повышении плодородия почвы;

в месячный срок разработать типовые формы соглашений о государственно-частном партнерстве в сфере землепользования, принимая во внимание передовой международный опыт.

7. Министерству сельского хозяйства Республики 
Узбекистан:

а) совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру до 1 октября 2019 года внести в Кабинет Министров проект закона о внесении изменений в законодательные акты, преду­сматривающий передачу в субаренду земельных площадей сельскохозяйственного назначения;

б) обеспечить проведение научных исследований по повышению плодородия почв орошаемых и богарных земель, горных и предгорных, а также пустынно-пастбищных территорий, эффективному использованию водных и других природных ресурсов;

организацию и претворение в жизнь научных исследований по созданию новых высокоурожайных сельскохозяйственных культур, их первичному семеноводству для достижения стабильности в обеспечении страны продовольствием на основе современных методов;

в) образовать в составе министерства ответственное управление с выделением 4 дополнительных штатных единиц с целью обеспечения полного и своевременного исполнения задач, предусмотренных в Указе.

8. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей начиная с 1 января 2020 года:

совместно с Министерством сельского хозяйства, Министерством водного хозяйства, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, карто­графии и государственному кадастру, Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам ежегодно до 1 ноября формировать и вносить на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан адресный список вновь восстанавливаемых и вводимых в пользование в следующем году земельных площадей из числа площадей, утвержденных приложением № 3 к настоящему Указу;

внести предложения по передаче всех посевных площадей в районах, в которых низкорентабельные площади хлопка и зерновых составляют более 50 процентов общей площади, инвесторам, являющимся резидентами Республики Узбекистан, организующим полную переработку хлопка и зерна с условием строительства и реконструкции ирригационных и мелиоративных сетей;

применить льготы, предусмотренные в пункте 4 настоящего Указа, к инвесторам, образовываемым в этих районах по направлению хлопководства и зерноводства.

9. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок образовать соответствующую структуру в подчинении Правительства, обеспечивающую государственный контроль за целевым и эффективным использованием сельскохозяйственных угодий и их охрану.

10. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан:

установить парламентский и общественный контроль за своевременным и эффективным исполнением Концепции и «Дорожной карты» по ее реализации;

ежеквартально заслушивать на заседаниях Сената, Законодательной палаты и, соответственно, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и областных Кенгашей народных депутатов информацию о проделанной работе министерств и ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей.

11. Возложить ответственность на:

советника Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер Вахабова А. Д. — за проведение мониторинга и принятие необходимых мер по своевременному и эффективному исполнению прогнозных показателей, указанных в приложениях №№ 3 и 4 к настоящему Указу, Концепции и «Дорожной карте»;

министра сельского хозяйства Республики Узбекистан Ходжаева Ж. А., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей — за обеспечение своевременного и эффективного исполнения Концепции и «Дорожной карты», а также внесение в Кабинет Министров Республики 
Узбекистан предложений по устранению возникающих проблем;

министра водного хозяйства Республики Узбекистан Хамраева Ш. Р., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей — за обеспечение исполнения прогнозных показателей, указанных в приложении № 4 к настоящему Указу, применение водосберегающих технологий на введенных в пользование площадях, уменьшение потери воды в ирригационных сетях, улучшение мелиоративного состояния земель, дополнительное строительство водохранилищ;

министра инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Умурзакова С. У. — за привлечение средств международных финансовых институтов и иностранных инвесторов с целью исполнения задач, указанных в приложениях №№ 3 и 4 к настоящему Указу.

12. Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агент­ству Узбекистана и другим средствам массовой информации освещать суть и содержание настоящего Указа, а также реализацию предусмотренных в нем мероприятий.

13. Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З. Ш.


Президент Республики Узбекистан                                             Ш. МИРЗИЁЕВ

город Ташкент,

17 июня 2019 года.​


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

"Цветы России" на площадях Ташкента

Фестиваль станет ярким событием культурной жизни Ташкента и покажет важность детского искусства, ориентированного на семейную аудиторию

27 Март 2019