О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления деятельностью в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами

09:59 30 Сентябрь 2020 Документы
161 0

Постановление Президента Республики Узбекистан

 

В целях дальнейшего совершенствования системы управления деятельностью в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами, образующимися в отраслях экономики и населенных пунктах, внедрения производств, применяющих высокие технологии переработки отходов, а также широкого привлечения субъектов предпринимательства в данную сферу и создания благоприятных условий для реализации проектов государственно-частного партнерства и инвестиционного климата:

1. Одобрить предложения Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды (далее — Госкомэкологии), Агентства по развитию государственно-частного партнерства и Агентства по управлению государственными активами о поэтапном внедрении в регионах новой модели государственно-частного партнерства при осуществлении деятельности в сфере обращения с бытовыми отходами.

При этом в соответствии с заключаемым соглашением о государственно-частном партнерстве между государственным партнером — Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, а также территориальными органами Госкомэкологии и частным партнером:

а) государственный партнер:

осуществляет закрепление за частным партнером соответствующих территорий для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;

предоставляет в долгосрочное пользование частному партнеру полигоны отходов, состоящие на балансе государственных предприятий, с условием применения технологий сортировки и переработки отходов, а также дополнительного привлечения капитальных вложений и инвестиций;

реализует частному партнеру специальные автотранспортные средства и технику, состоящие на балансе государственных предприятий, специализирующихся на оказании услуг в сфере обращения с бытовыми отходами, в рассрочку сроком до семи лет по ценам, установленным оценочными организациями, и передает частному партнеру право распоряжения ими по итогам проекта после полной выплаты платежей;

б) частный партнер принимает на себя следующие обязательства:

обеспечение полного охвата услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов населения, проживающего на закрепленной за ним территории;

внесение инвестиций и развитие инфраструктуры санитарной очистки в соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве;

создание возможности для осуществления государственным партнером контроля за движением специальных автотранс­портных средств и техники, а также полигонами отходов в режиме реального времени;

обеспечение подключения к соз­данной государственным партнером единой электронной системе сбора и ведения учета обязательных платежей с физических и юридических лиц по утвержденным ценам за оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов;

установка и запуск технологий сортировки (переработки) отходов в сроки, установленные в соглашении о государственно-частном партнерстве.

2. Утвердить «Дорожную карту» по реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов в 2020—2021 годах, согласно приложению № 1.

3. Госкомэкологии совместно с Агентством по развитию государственно-частного партнерства, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей:

а) обеспечить достижение следующих показателей:

доведение уровня охвата населения услугами по сбору и вывозу бытовых отходов до 90 процентов к концу текущего годадо 100 процентов — к концу 2021 года;

доведение объема переработки твердых бытовых отходов до 21,8 процента к концу текущего годадо 36,5 процента — к концу 2021 года;

доведение до 50 процентов доли частного сектора в сфере организации услуг по сбору и вывозу бытовых отходов до конца 2022 года;

б) обеспечить аккумулирование на специальном банковском расчетном счете средств, поступающих от реализации специальных автотранс­портных средств и техники в рамках проектов государственно-частного партнерства, с их направлением на обновление парка спе­циальных автотранспортных средств и техники, а также погашение обязательств по кредитным средствам, получаемым от международных финансовых институтов под гарантию государства.

4. Установить, что с 1 января 2021 года:

тарифы обязательных платежей за оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов в регионах (за исключением платежей за отдельные услуги, предоставляемые обслуживающими организациями по договорным ценам) утверждаются после одобрения решениями соответственно Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента с первоначальным получением заключений органов по регулированию цен (тарифов);

на территориях, закрепленных в установленном порядке для оказания услуг кластерам, занимающимся комплексным обращением 
с бытовыми отходами, заготовка (закупка, прием) вторичного сырья (за исключением закупки лома металлов и отходов) осуществляется данными кластерами через пункты приема (за исключением закупки или приема вторичного сырья перерабатывающими предприятиями через принадлежащие им пункты, расположенные на данной территории);

запрещается извлечение и присвоение вторичного сырья, содержащегося в составе бытовых отходов, в процессе оказания услуг по вывозу бытовых отходов, а также из пунктов сбора и сортировки бытовых отходов без согласия организаций, специализирующихся на оказании услуг в сфере обращения с бытовыми отходами;

обновляемый перечень кластеров, имеющих соответствующие технологии и мощности для транспортировки, сортировки, утилизации и переработки бытовых отходов, а также данные о территориях, закрепленных для оказания им услуг, формируются Госкомэкологии и размещаются на его официальном веб-сайте.

5. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2021 года:

а) строительные отходы, образующиеся при осуществлении работ по строительству, реконструкции, ремонту или сносу зданий и сооружений, в том числе дорог и инженерных коммуникаций (далее — строительные работы), направляются в первую очередь на вторичное использование, переработку или утилизацию;

б) допускается размещение в установленном порядке строительных отходов на полигонах в случае отсутствия на территории расположения (района или города) объекта, где проводятся строительные работы, предприятий, обладающих соответствующими технологиями и мощностями для утилизации и переработки данных отходов;

в) при разработке проектной документации по строительным работам предусматриваются проектные решения по определению объемов и мест сбора строительных отходов, образующихся в процессе строительства, а также проведению связанных с ними работ;

г) в жилых зонах, где планируется размещение новых строящихся многоквартирных домов:

потребность в создании пунктов сбора бытовых отходов изучается совместно со специализированной организацией, оказывающей услуги
в сфере обращения с бытовыми отходами на данной территории и предусматривается в материалах оценки воздействия материалов, предпроектной и проектной документации по выделению (отбору) земельных участков под строительство на окружающую среду;

не разрешается принятие в эксплуатацию многоэтажных жилых домов с количеством более 300 квартир, не оборудованных пунктами сбора бытовых отходов;

д) на юридические и физические лица — собственников строительных отходов, образующихся в результате проведения строительных работ, возлагаются следующие обязательства:

осуществление раздельного сбора и временного хранения отходов, образующихся на объектах, где проводятся строительные работы;

сдача и реализация строительных отходов юридическим лицам, занимающимся их сбором, транспортировкой, утилизацией и (или) переработкой, либо выполнение данных работ своими силами;

заключение соответствующих договоров с организациями, специализирующимися на оказании услуг по вывозу отходов, или организациями, имеющими полигоны отходов, в случаях размещения строительных отходов на полигонах;

е) юридические и физические лица, занимающиеся перевозкой строительных отходов, при оказании данных услуг должны иметь документ, предусматривающий сдачу (реализацию) ими строительных отходов организациям, занимающимся утилизацией и (или) переработкой строительных отходов, либо размещение отходов на полигон отходов.

6. Утвердить:

адресные программы строительства и оснащения полигонов строительных и бытовых отходов за счет средств местных бюджетов в 2020—2021 годах, согласно приложениям № 2 и 3;

целевые индикаторы в сфере обращения с бытовыми отходами, достижение которых обеспечивается Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в 2020—2021 годах, согласно приложениям № 4.1—4.13.

Предоставить Республиканской комиссии по координации и совершенствованию системы обращения с отходами (Раматов), образованной постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года № ПП–2916, право вносить изменения в адресные программы и целевые индикаторы, предусмотренные настоящим пунктом.

7. Установить, что с 1 января 2021 года:

фотоснимки и видеозаписи о правонарушениях в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования, отправленные населением в специальную информационную систему Госкомэкологии в сети Интернет, рассматриваются в порядке, установленном Кодексом об административной ответственности;

лица, отправившие фотоснимки и видеозаписи о фактах правонарушений, поощряются денежной премией в размере пятнадцати процентов от суммы штрафа, взысканного с правонарушителя;

установление личности правонарушителей на отправленных фотоснимках и видеозаписях по фактам правонарушений осуществляется органами внутренних дел на основании запроса территориальных органов Госкомэкологии;

не допускается разглашение информации о лицах, представивших фотоснимки, видеозаписи и сообщения о фактах правонарушений.

8. Госкомэкологии:

совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций до 1 января 2021 года обеспечить создание в Интернете специальной информационной системы, позволяющей населению осуществлять общественный контроль за состоянием окружающей среды, в том числе работ по обращению с бытовыми и строительными отходами с возможностью размещения фото- и видеоматериалов о правонарушениях в данной сфере, а также внедрение системы принятия оперативных мер по каждому сообщенному факту;

установить тесное взаимодействие с гражданами, негосударственными некоммерческими организациями и средствами массовой информации по эффективной организации экологического воспитания и пропаганды в сфере обращения с отходами, а также ведению общественного экологического контроля;

усилить меры по подготовке информационно-аналитических и медиаматериалов, направленных на повышение осведомленности общественности о состоянии экологии и охраны окружающей среды, повышению экологической культуры, своевременной профилактике правонарушений;

совместно с Министерством по поддержке махалли и семьи координировать работы по формированию органами самоуправления граждан системы общественных инспекторов экологического контроля.

9. Госкомэкологии совместно с Министерством занятости и трудовых отношений обеспечить:

подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, занимающихся переработкой отходов на основе современных навыков в моноцентрах «Ишга мархамат» и центрах профессионального обучения системы Министерства занятости и трудовых отношений, а также занятость безработных граждан в данном направлении;

привлечение представителей организаций — производителей новых технологий или ведущих зарубежных специалистов, обладающих навыками их эксплуатации, к образовательному процессу моноцентров «Ишга мархамат» и центров профессионального обучения для обучения использованию новых технологий (в том числе с помощью средств видео-конференц-связи) в случаях привлечения к процессу обращения
с отходами новых технологий из-за рубежа.

10. Госкомэкологии обеспечить организацию учебных курсов по переподготовке и повышению квалификации специалистов организаций, специализирующихся на оказании услуг в сфере обращения с бытовыми отходами, в Центре переподготовки и повышения квалификации работников, осуществляющих деятельность в сфере охраны окружающей среды (далее — Центр).

Установить, что до 1 января 2022 года 50 процентов расходов на переподготовку и повышение квалификации в Центре специалистов 
частных организаций, специализирующихся на оказании услуг в сфере обращения с бытовыми отходами, покрываются за счет средств Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами Гос­комэкологии.

11. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с АК «Узавтосаноат» в трехмесячный срок пересмотреть себестоимость производимой в республике специальной техники, предназначенной для транспортировки бытовых отходов, с принятием мер для ее снижения.

12. Госкомэкологии до 1 января 2021 года внести в Кабинет Министров проекты:

закона, предусматривающего увеличение размера штрафных санкций за сброс бытовых и строительных отходов в неустановленные места, усиление ответственности граждан и должностных лиц за совершение правонарушений в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами;

совместно с Министерством строительства Положения о порядке обращения со строительными отходами;

Закона Республики Узбекистан «Об отходах» в новой редакции.

13. Министерству народного образования, Министерству дошкольного образования и Министерству здравоохранения:

в месячный срок проанализировать состояние дебиторской и кредиторской задолженностей между организациями, оказывающими услуги по вывозу отходов, и организациями своей системы с принятием мер, необходимых для их уменьшения;

начиная с 2021 года осуществлять контроль за предусмотрением бюджетных средств, достаточных на расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг за сбор и вывоз бытовых отходов и закупкой контейнеров для отходов при регистрации в финансовых органах сметы расходов бюджетных организаций.

14. Министерству внутренних дел совместно с Госкомэкологии, Министерством транспорта, Государственным налоговым комитетом, Службой санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента:

усилить контроль и пропагандистскую работу по соблюдению требований настоящего постановления и иных актов законодательства
в сфере обращения с отходами;

установить контроль за соблюдением требований законодательства о деятельности по заготовке (закупке, приему), транспортировке
и реализации вторичного сырья на территории, закрепленной за кластерами по комплексному обращению с бытовыми отходами.

15. В целях дальнейшего совершенствования системы управления деятельностью в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами обеспечить реализацию настоящего постановления в следующем порядке:

а) первому заместителю Премьер-министра — председателю Республиканской комиссии по координации и совершенствованию системы обращения с отходами Раматову А.:

обеспечить своевременное и качественное исполнение настоящего постановления, изучить выполнение установленных мер с выездом
в регионы, организовать и координировать эффективную деятельность ответственных министерств и ведомств, своевременно устранять выявленные недостатки;

обеспечить организацию современных полигонов отходов для комплексной реализации работ по утилизации, переработке и захоронению отходов, согласно приложениям № 2 и 3 к настоящему постановлению, а также привлечение частных партнеров к работе по строительству полигонов отходов с условием их последующей передачи частным партнерам в установленном порядке;

до 1 июня 2021 года обеспечить принятие правительственного решения, предусматривающего утверждение Адресной программы строительства и оснащения полигонов строительных отходов за счет средств местных бюджетов на 2022—2023 годы, включающей в себя:

выделение в установленном порядке в не менее трех районах Ташкентской области земельных площадей не менее пяти гектаров каждая под строительство полигонов строительных отходов, а также их строительство и оборудование для размещения строительных отходов, образующихся в городе Ташкенте;

выделение, строительство и оборудование в установленном порядке земельных площадей не менее пяти гектаров каждая под строительство полигонов строительных отходов для областных центров, крупных городов и города Нукуса;

б) первому заместителю председателя Госкомэкологии Обломурадову Н.:

обеспечить реализацию проектов государственно-частного партнерства по сбору, вывозу и переработке бытовых отходов в регионах, согласно приложению № 1 к настоящему постановлению;

обеспечить полную реализацию установленных мер по совершенствованию системы управления деятельностью в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами с усилением государственного экологического контроля в данной сфере;

в) директору Агентства по развитию государственно-частного партнерства Холжигитову Г.:

оказывать содействие инициаторам проекта в реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе разработке концепций, соглашений и тендерной документации конкретных проектов;

вести мониторинг реализации проектов государственно-частного партнерства в данной сфере;

г) Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимам областей:

оказывать всестороннее содействие субъектам предпринимательства в реализации проектов государственно-частного партнерства в соответствующих регионах;

своевременно определить и выделить из местных бюджетов необходимые средства, требуемые для реализации адресных программ, указанных в приложениях № 2 и 3 к настоящему постановлению;

обеспечить безусловное достижение целевых индикаторов в сфере обращения с отходами в 2020—2021 годах, согласно приложениям 
№ 4.1—4.13 к настоящему постановлению;

обеспечить передачу в 2021 году государственным унитарным предприятиям «Тоза худуд» Госкомэкологии управления полигонами, построенными за счет местных бюджетов без привлечения частных партнеров.

16. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан, согласно приложению № 5.

17. Госкомэкологии совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

18. Контроль за  исполнением  настоящего  постановления  возложить  на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Раматова А. Ж.

 

Президент Республики Узбекистан                                                             Ш. МИРЗИЁЕВ

город Ташкент,

29 сентября 2020 года.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.