О мерах по дальнейшему совершенствованию системы координации и управления деятельностью свободных экономических зон

16:33 23 Декабрь 2018 Документы
344 0

Указ Президента Республики Узбекистан

В стране сформирована законодательная база, регулирующая деятельность свободных экономических зон, упрощен механизм управления их деятельностью за счет децентрализации административных функций и расширения полномочий административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте (далее — административные советы).

Вместе с тем изучение практики создания и функционирования свободных экономических зон свидетельствует о наличии системных проблем и недостатков, препятствующих обеспечению эффективности их деятельности.

В частности, недостаточно эффективная работа административных советов и дирекций свободных экономических зон, а также слабое развитие транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры затрудняют ускоренную реализацию инвестиционных проектов и снижают их привлекательность для потенциальных инвесторов.

Дублирование функций органов государственного управления в организации и координации деятельности свободных экономических зон приводит к затягиванию решения организационных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов.

В целях дальнейшего упрощения системы координации и управления деятельностью свободных экономических зон, улучшения условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренной реализации инвестиционных проектов, организации на этой основе новых рабочих мест и повышения доходов насе­ления:

1. Установить, что:

решение о предоставлении земельного участка для реализации инвестиционных проектов оформляется протоколом административных советов об отборе и размещении инвестиционных проектов для реализации на территориях свободных экономических зон без принятия отдельного решения хокима района (города) о предоставлении земельного участка;

условием размещения проектов на территории свободных экономических зон является достижение объема экспорта не менее 25 процентов произведенной продукции по итогам второго финансового года начала деятельности в течение двух лет и не менее 50 процентов в последующие годы. При этом в случае несоблюдения данных условий субъект предпринимательства лишается статуса участника свободной экономической зоны с отменой ранее предоставленных льгот;

принятие административными советами решения о реализации проекта на территории свободных экономических зон осуществляется только при наличии положительного заключения ГУП «Центр комплексной экспертизы и импортных контрактов при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан» (далее — Центр) по бизнес-планам или технико-экономическим обоснованиям реализуемых проектов;

срок выдачи заключения Центра по бизнес-планам или технико-экономическим обоснованиям реализуемых проектов не должен превышать двадцати календарных дней;

общий срок рассмотрения административными советами инвестиционных заявок на размещение производств на территории свободных экономических зон не должен превышать тридцати календарных дней, включая процесс выдачи заключения Центра;

таможенное оформление всех товаров, импортируемых участниками свободных экономических зон с применением льгот по таможенным платежам, осуществляется при наличии положительного заключения Центра по результатам комплексной экспертизы перечней товаров;

срок выдачи заключения Центра по результатам комплексной экспертизы перечней товаров не должен превышать пятнадцати календарных дней;

льготы, предоставленные участникам свободных экономических зон, применяются только к продукции, произведенной на территории свободных экономических зон;

генеральные планы свободных экономических зон утверждаются административными советами по согласованию с Министерством строительства и Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям;

директора дирекций свободных экономических зон назначаются на должность и освобождаются от должности административными советами по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Кабинет Министров Республики Узбекистан на ежеквартальной основе заслушивает отчеты руководителей дирекций свободных экономических зон о ходе реализации одобренных инвестиционных проектов.

2. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок внести проект нормативно-правового акта по совершенствованию деятельности свободной экономической зоны «Навои» на основе лучшего мирового опыта, предусматривающий:

преобразование организационно-правовой формы ГУП «Дирекция свободной экономической зоны «Навои» в акционерное общество с передачей на его баланс объектов инженерно-коммуникационных сетей, расположенных на территории свободной экономической зоны «Навои», в качестве государственной доли, а также всего земельного участка свободной экономической зоны «Навои» на праве постоянного пользования;

оказание дирекцией свободной экономической зоны «Навои» услуг для участников свободной экономической зоны, в том числе маркетинговых, консалтинговых, логистических, коммунально-бытовых, гостиничных, образовательных, страховых и других видов услуг, не запрещенных законодательством;

внедрение на территории свободной экономической зоны «Навои» упрощенного визового режима и порядка найма сотрудников, в том числе иностранных граждан;

установление упрощенного порядка лицензирования и получения разрешений для участников свободной экономической зоны. При этом дирекция свободной экономической зоны «Навои» наделяется полномочием сопровождать участника и подтверждать соответствие заявителя квалификационным требованиям;

установление порядка, согласно которому при несоблюдении участником условий размещения проектов на территории свободной экономической зоны «Навои» расторжение договора с ним производится исключительно в судебном порядке;

создание на территории свободной экономической зоны «Навои» комфортных условий для труда и проживания иностранных граждан.

3. Возложить ответственность на:

а) Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям за:

привлечение инвестиций, в том числе иностранных, на территорию свободных экономических зон;

своевременную реализацию инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон;

проведение постоянного мониторинга за ходом реализации инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон с выявлением причин, препятствующих их своевременному вводу, а также эффективностью деятельности участников свободных экономических зон с принятием мер по оказанию им практической помощи в решении возникающих проблем;

б) Министерство экономики Республики Узбекистан за:

создание необходимых условий в свободных экономических зонах для привлечения инвесторов, включая обеспечение инженерно-транспортной инфраструктурой, объектами социального-бытового и культурно-общественного назначения;

определение специализации свободных экономических зон, роли в социально-экономическом развитии территорий и установление с учетом этого конкретных критериев отбора проектов, предоставляемых льгот и других видов государственной под­держки;

в) Кабинет Министров Республики Узбекистан за:

осуществление координации и мониторинга деятельности административных советов и дирекций свободных экономических зон;

внесение в установленном порядке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства с целью создания более благоприятных условий для инвесторов, реализующих проекты на территории свободных экономических зон, а также увеличение поставок производимой ими продукции на экспорт;

установление действенного контроля за деятельностью дирекций свободных экономических зон, внесение предложений о принятии мер ответственности к руководителям министерств, ведомств, органов хозяйственного управления и дирекций свободных экономических зон, не обеспечивших выполнение возложенных на них задач и функций;

приостановление или лишение статуса участника свободных экономических зон, отмену решений административных советов о размещении хозяйствующих субъектов на территории свободных экономических зон по представлениям административных советов, дирекций свободных экономических зон или других органов и организаций о невыполнении инвесторами принятых на себя обязательств;

г) подразделения советника Президента Республики Узбеки­стан по вопросам развития отраслей экономики, реализации инвестиционной и внешнеторговой политики за:

обеспечение координации деятельности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах по оказанию практического содействия в решении вопросов, связанных с развитием и функционированием свободных экономических зон, реализацией на их территории инвестиционных проектов;

заслушивание на ежеквартальной основе отчетов руководителей соответствующих подразделений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также первых руководителей Министерства экономики, Государственного комитета по инвестициям, Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей о выполнении задач, возложенных настоящим Указом.

4. Предоставить право дирекциям свободных экономических зон выступать заказчиками по разработке генеральных планов или архитектурно-планировочной организации их территорий.

5. Утвердить:

«Дорожную карту» по строительству и ремонту автомобильных дорог и сетей водоснабжения и канализации свободных экономических зон в 2019 году (далее — «Дорожная карта») согласно приложению № 1;

обновленный типовой состав административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте согласно приложению № 2.

6. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям:

а) совместно с Министерством экономики в срок до 
1 апреля 2019 года
 разработать и внести проект Концепции развития свободных экономических зон (далее — Концепция), предусмотрев:

определение специализации свободных экономических зон, конкретных критериев отбора инвестиционных проектов, предоставляемых льгот и других видов государственной поддержки;

создание в свободных экономических зонах необходимых условий для привлечения инвесторов, включая обеспечение инженерно-транспортной инфраструктурой, объектами социально-бытового и культурно-общественного назначения;

совершенствование системы управления свободных экономических зон, в том числе путем определения единых стандартов организации деятельности дирекций, расширения перечня оказываемых услуг, а также передачи дирекций свободных экономических зон в доверительное управление субъектам предпринимательства, в том числе иностранным компаниям;

б) совместно с Министерством юстиции в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения об утверждении Положения об организации деятельности административных советов и дирекций свободных экономических зон, предусмотрев в нем порядок их взаимодействия с министерствами, ведомствами, организациями и органами государственной власти на местах;

в) совместно с административными советами и дирекциями свободных экономических зон в двухмесячный срок обеспечить:

пересмотр договоров о пользовании земельными участками с участниками свободных экономических зон с возвратом неэффективно используемых земельных участков или разработку «дорожных карт» по их рациональному использованию за счет реализации дополнительных проектов;

расторжение соглашений об инвестировании с участниками свободных экономических зон, не обеспечившими начало реализации инвестиционных проектов в предусмотренные сроки;

разработку сетевых графиков по отстающим проектам с учетом ввода в эксплуатацию производства в кратчайшие сроки;

г) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в месячный срок разработать и внедрить:

электронную систему рассмотрения административными советами заявок на реализацию проектов на территории свободных экономических зон на основе внесения заявителями первичных данных посредством сети Интернет с использованием электронной цифровой подписи, а также с функцией оценки проектов по строго заданному автоматическому алгоритму на основе определенных критериев;

автоматизированную систему мониторинга инвестиционных проектов, реализуемых на территории свободных экономических зон, позволяющую проводить оперативный контроль за своевременным вводом производственных мощностей, экспортом продукции, созданием новых рабочих мест, а также исполнением участниками свободных экономических зон инвестиционных обязательств;

обновленную версию Единого портала свободных экономических зон Республики Узбекистан с учетом требований настоящего Указа и пункта 12 постановления Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2017 года № ПП–3356 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических и малых промышленных зон»;

д) совместно с Министерством экономики и Министерством юстиции в срок до 1 марта 2019 года провести инвентаризацию законодательной базы по свободным экономическим зонам и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект закона Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» прямого действия, предусматривающий в том числе положения настоящего Указа, а также нормы Закона Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах» с его дальнейшей утратой;

е) совместно с Министерством экономики и Министерством финансов при формировании Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2019 год предусмотреть финансирование мер, предусмотренных «Дорожной картой».

7. Министерству экономики совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Государственным комитетом Республики Узбекистан по автомобильным дорогам, 
АО «Узбекэнерго», АО «Узтрансгаз», Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей:

в месячный срок проанализировать практическую реализацию правительственных решений по созданию инфраструктуры для свободных экономических зон, при необходимости пересмотреть показатели и источники финансирования и утвердить Программу опережающего развития инфраструктуры в разрезе каждой свободной экономической зоны;

в двухмесячный срок утвердить сетевые графики поэтапного подведения инженерно-коммуникационной и производственной инфраструктуры по каждой свободной экономической зоне, обеспечив их сопряжение со сроками завершения строительства и пуска производственных объектов.

8. Возложить персональную ответственность на:

заместителя советника Президента по вопросам развития отраслей экономики, реализации инвестиционной и внешнеторговой политики Саидову Г. К. — за координацию деятельности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, связанной с функционированием и развитием свободных экономических зон, а также своевременной реализацией инвестиционных проектов на их территории;

первого заместителя директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан Ли Д. Р. — за своевременную выдачу заключений Центра по бизнес-планам или технико-экономическим обоснованиям реализуемых проектов на территории свободных экономических зон;

руководителей Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадова С. Р., Бекенова С. Х., Кудратова Л. Ш. — за своевременное рассмотрение административными советами инвестиционных заявок на размещение производства на территории свободных экономических зон и своевременное принятие решений по размещению инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон;

министра жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан Салиева М. Х., председателя правления АО «Узбек­энерго» Мустафоева У. М., председателя правления АО «Узтранс­газ» Эшмурадова Б. Б., главного менеджера-инженера 
АО «Узбекистон темир йуллари» Хасилова Х. Н., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей
 — за строительство и подключение участников свободных экономических зон к внешней инфраструктуре, бесперебойное обеспечение участников свободных экономических зон электрической энергией, природным газом, водой, а также внешними канализационными сетями в соответствии с их производственными потребностями.

9. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

10. Государственному комитету по инвестициям в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З. Ш., заместителей советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б. М. и Саидову Г. К.

 

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 21 декабря 2018 года


Комментарии

Комментариев пока нет.