О мерах по дальнейшему совершенствованию системы координации и управления деятельностью свободных экономических зон

16:33 23 Декабрь 2018 Документы
249 0

Указ Президента Республики Узбекистан

В стране сформирована законодательная база, регулирующая деятельность свободных экономических зон, упрощен механизм управления их деятельностью за счет децентрализации административных функций и расширения полномочий административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте (далее — административные советы).

Вместе с тем изучение практики создания и функционирования свободных экономических зон свидетельствует о наличии системных проблем и недостатков, препятствующих обеспечению эффективности их деятельности.

В частности, недостаточно эффективная работа административных советов и дирекций свободных экономических зон, а также слабое развитие транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры затрудняют ускоренную реализацию инвестиционных проектов и снижают их привлекательность для потенциальных инвесторов.

Дублирование функций органов государственного управления в организации и координации деятельности свободных экономических зон приводит к затягиванию решения организационных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов.

В целях дальнейшего упрощения системы координации и управления деятельностью свободных экономических зон, улучшения условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренной реализации инвестиционных проектов, организации на этой основе новых рабочих мест и повышения доходов насе­ления:

1. Установить, что:

решение о предоставлении земельного участка для реализации инвестиционных проектов оформляется протоколом административных советов об отборе и размещении инвестиционных проектов для реализации на территориях свободных экономических зон без принятия отдельного решения хокима района (города) о предоставлении земельного участка;

условием размещения проектов на территории свободных экономических зон является достижение объема экспорта не менее 25 процентов произведенной продукции по итогам второго финансового года начала деятельности в течение двух лет и не менее 50 процентов в последующие годы. При этом в случае несоблюдения данных условий субъект предпринимательства лишается статуса участника свободной экономической зоны с отменой ранее предоставленных льгот;

принятие административными советами решения о реализации проекта на территории свободных экономических зон осуществляется только при наличии положительного заключения ГУП «Центр комплексной экспертизы и импортных контрактов при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан» (далее — Центр) по бизнес-планам или технико-экономическим обоснованиям реализуемых проектов;

срок выдачи заключения Центра по бизнес-планам или технико-экономическим обоснованиям реализуемых проектов не должен превышать двадцати календарных дней;

общий срок рассмотрения административными советами инвестиционных заявок на размещение производств на территории свободных экономических зон не должен превышать тридцати календарных дней, включая процесс выдачи заключения Центра;

таможенное оформление всех товаров, импортируемых участниками свободных экономических зон с применением льгот по таможенным платежам, осуществляется при наличии положительного заключения Центра по результатам комплексной экспертизы перечней товаров;

срок выдачи заключения Центра по результатам комплексной экспертизы перечней товаров не должен превышать пятнадцати календарных дней;

льготы, предоставленные участникам свободных экономических зон, применяются только к продукции, произведенной на территории свободных экономических зон;

генеральные планы свободных экономических зон утверждаются административными советами по согласованию с Министерством строительства и Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям;

директора дирекций свободных экономических зон назначаются на должность и освобождаются от должности административными советами по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Кабинет Министров Республики Узбекистан на ежеквартальной основе заслушивает отчеты руководителей дирекций свободных экономических зон о ходе реализации одобренных инвестиционных проектов.

2. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок внести проект нормативно-правового акта по совершенствованию деятельности свободной экономической зоны «Навои» на основе лучшего мирового опыта, предусматривающий:

преобразование организационно-правовой формы ГУП «Дирекция свободной экономической зоны «Навои» в акционерное общество с передачей на его баланс объектов инженерно-коммуникационных сетей, расположенных на территории свободной экономической зоны «Навои», в качестве государственной доли, а также всего земельного участка свободной экономической зоны «Навои» на праве постоянного пользования;

оказание дирекцией свободной экономической зоны «Навои» услуг для участников свободной экономической зоны, в том числе маркетинговых, консалтинговых, логистических, коммунально-бытовых, гостиничных, образовательных, страховых и других видов услуг, не запрещенных законодательством;

внедрение на территории свободной экономической зоны «Навои» упрощенного визового режима и порядка найма сотрудников, в том числе иностранных граждан;

установление упрощенного порядка лицензирования и получения разрешений для участников свободной экономической зоны. При этом дирекция свободной экономической зоны «Навои» наделяется полномочием сопровождать участника и подтверждать соответствие заявителя квалификационным требованиям;

установление порядка, согласно которому при несоблюдении участником условий размещения проектов на территории свободной экономической зоны «Навои» расторжение договора с ним производится исключительно в судебном порядке;

создание на территории свободной экономической зоны «Навои» комфортных условий для труда и проживания иностранных граждан.

3. Возложить ответственность на:

а) Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям за:

привлечение инвестиций, в том числе иностранных, на территорию свободных экономических зон;

своевременную реализацию инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон;

проведение постоянного мониторинга за ходом реализации инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон с выявлением причин, препятствующих их своевременному вводу, а также эффективностью деятельности участников свободных экономических зон с принятием мер по оказанию им практической помощи в решении возникающих проблем;

б) Министерство экономики Республики Узбекистан за:

создание необходимых условий в свободных экономических зонах для привлечения инвесторов, включая обеспечение инженерно-транспортной инфраструктурой, объектами социального-бытового и культурно-общественного назначения;

определение специализации свободных экономических зон, роли в социально-экономическом развитии территорий и установление с учетом этого конкретных критериев отбора проектов, предоставляемых льгот и других видов государственной под­держки;

в) Кабинет Министров Республики Узбекистан за:

осуществление координации и мониторинга деятельности административных советов и дирекций свободных экономических зон;

внесение в установленном порядке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства с целью создания более благоприятных условий для инвесторов, реализующих проекты на территории свободных экономических зон, а также увеличение поставок производимой ими продукции на экспорт;

установление действенного контроля за деятельностью дирекций свободных экономических зон, внесение предложений о принятии мер ответственности к руководителям министерств, ведомств, органов хозяйственного управления и дирекций свободных экономических зон, не обеспечивших выполнение возложенных на них задач и функций;

приостановление или лишение статуса участника свободных экономических зон, отмену решений административных советов о размещении хозяйствующих субъектов на территории свободных экономических зон по представлениям административных советов, дирекций свободных экономических зон или других органов и организаций о невыполнении инвесторами принятых на себя обязательств;

г) подразделения советника Президента Республики Узбеки­стан по вопросам развития отраслей экономики, реализации инвестиционной и внешнеторговой политики за:

обеспечение координации деятельности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах по оказанию практического содействия в решении вопросов, связанных с развитием и функционированием свободных экономических зон, реализацией на их территории инвестиционных проектов;

заслушивание на ежеквартальной основе отчетов руководителей соответствующих подразделений Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также первых руководителей Министерства экономики, Государственного комитета по инвестициям, Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей о выполнении задач, возложенных настоящим Указом.

4. Предоставить право дирекциям свободных экономических зон выступать заказчиками по разработке генеральных планов или архитектурно-планировочной организации их территорий.

5. Утвердить:

«Дорожную карту» по строительству и ремонту автомобильных дорог и сетей водоснабжения и канализации свободных экономических зон в 2019 году (далее — «Дорожная карта») согласно приложению № 1;

обновленный типовой состав административных советов свободных экономических зон и малых промышленных зон в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте согласно приложению № 2.

6. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям:

а) совместно с Министерством экономики в срок до 
1 апреля 2019 года
 разработать и внести проект Концепции развития свободных экономических зон (далее — Концепция), предусмотрев:

определение специализации свободных экономических зон, конкретных критериев отбора инвестиционных проектов, предоставляемых льгот и других видов государственной поддержки;

создание в свободных экономических зонах необходимых условий для привлечения инвесторов, включая обеспечение инженерно-транспортной инфраструктурой, объектами социально-бытового и культурно-общественного назначения;

совершенствование системы управления свободных экономических зон, в том числе путем определения единых стандартов организации деятельности дирекций, расширения перечня оказываемых услуг, а также передачи дирекций свободных экономических зон в доверительное управление субъектам предпринимательства, в том числе иностранным компаниям;

б) совместно с Министерством юстиции в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения об утверждении Положения об организации деятельности административных советов и дирекций свободных экономических зон, предусмотрев в нем порядок их взаимодействия с министерствами, ведомствами, организациями и органами государственной власти на местах;

в) совместно с административными советами и дирекциями свободных экономических зон в двухмесячный срок обеспечить:

пересмотр договоров о пользовании земельными участками с участниками свободных экономических зон с возвратом неэффективно используемых земельных участков или разработку «дорожных карт» по их рациональному использованию за счет реализации дополнительных проектов;

расторжение соглашений об инвестировании с участниками свободных экономических зон, не обеспечившими начало реализации инвестиционных проектов в предусмотренные сроки;

разработку сетевых графиков по отстающим проектам с учетом ввода в эксплуатацию производства в кратчайшие сроки;

г) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в месячный срок разработать и внедрить:

электронную систему рассмотрения административными советами заявок на реализацию проектов на территории свободных экономических зон на основе внесения заявителями первичных данных посредством сети Интернет с использованием электронной цифровой подписи, а также с функцией оценки проектов по строго заданному автоматическому алгоритму на основе определенных критериев;

автоматизированную систему мониторинга инвестиционных проектов, реализуемых на территории свободных экономических зон, позволяющую проводить оперативный контроль за своевременным вводом производственных мощностей, экспортом продукции, созданием новых рабочих мест, а также исполнением участниками свободных экономических зон инвестиционных обязательств;

обновленную версию Единого портала свободных экономических зон Республики Узбекистан с учетом требований настоящего Указа и пункта 12 постановления Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2017 года № ПП–3356 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических и малых промышленных зон»;

д) совместно с Министерством экономики и Министерством юстиции в срок до 1 марта 2019 года провести инвентаризацию законодательной базы по свободным экономическим зонам и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект закона Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» прямого действия, предусматривающий в том числе положения настоящего Указа, а также нормы Закона Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах» с его дальнейшей утратой;

е) совместно с Министерством экономики и Министерством финансов при формировании Инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2019 год предусмотреть финансирование мер, предусмотренных «Дорожной картой».

7. Министерству экономики совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Государственным комитетом Республики Узбекистан по автомобильным дорогам, 
АО «Узбекэнерго», АО «Узтрансгаз», Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей:

в месячный срок проанализировать практическую реализацию правительственных решений по созданию инфраструктуры для свободных экономических зон, при необходимости пересмотреть показатели и источники финансирования и утвердить Программу опережающего развития инфраструктуры в разрезе каждой свободной экономической зоны;

в двухмесячный срок утвердить сетевые графики поэтапного подведения инженерно-коммуникационной и производственной инфраструктуры по каждой свободной экономической зоне, обеспечив их сопряжение со сроками завершения строительства и пуска производственных объектов.

8. Возложить персональную ответственность на:

заместителя советника Президента по вопросам развития отраслей экономики, реализации инвестиционной и внешнеторговой политики Саидову Г. К. — за координацию деятельности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, связанной с функционированием и развитием свободных экономических зон, а также своевременной реализацией инвестиционных проектов на их территории;

первого заместителя директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан Ли Д. Р. — за своевременную выдачу заключений Центра по бизнес-планам или технико-экономическим обоснованиям реализуемых проектов на территории свободных экономических зон;

руководителей Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадова С. Р., Бекенова С. Х., Кудратова Л. Ш. — за своевременное рассмотрение административными советами инвестиционных заявок на размещение производства на территории свободных экономических зон и своевременное принятие решений по размещению инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон;

министра жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан Салиева М. Х., председателя правления АО «Узбек­энерго» Мустафоева У. М., председателя правления АО «Узтранс­газ» Эшмурадова Б. Б., главного менеджера-инженера 
АО «Узбекистон темир йуллари» Хасилова Х. Н., председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей
 — за строительство и подключение участников свободных экономических зон к внешней инфраструктуре, бесперебойное обеспечение участников свободных экономических зон электрической энергией, природным газом, водой, а также внешними канализационными сетями в соответствии с их производственными потребностями.

9. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.

10. Государственному комитету по инвестициям в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З. Ш., заместителей советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б. М. и Саидову Г. К.

 

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 21 декабря 2018 года


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

"Цветы России" на площадях Ташкента

Фестиваль станет ярким событием культурной жизни Ташкента и покажет важность детского искусства, ориентированного на семейную аудиторию

27 Март 2019