О коренном совершенствовании деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений

09:37 30 Май 2019 Документы
519 0

Постановление Президента Республики Узбекистан

В стране реализуются комплексные меры, направленные на воспитание здорового и гармонично развитого поколения, формирование духовно-нравственной, физически зрелой, патриотической, преданной национальным традициям и ценностям молодежи, превращение ее в активного и самоотверженного участника проводимых широкомасштабных реформ.

Вместе с тем участие специализированных учебно-воспитательных учреждений в этом процессе требует дальнейшего совершенствования их деятельности в воспитании физически и духовно здоровой личности, формировании у детей трудолюбия и стремления к совершенству.

При помещении несовершеннолетних в специализированные учебно-воспитательные учреждения полная и правильная оценка их социального положения и личностных качеств, степени опасности совершенных деяний продолжает оставаться актуальной задачей.

Сегодняшнее состояние специализированных учебно-воспитательных учреждений требует качественной организации учебного процесса на основе государственных образовательных стандартов, повышения квалификации и навыков учителей, воспитателей, психологов, других работников по обучению и профессиональному образованию воспитанников.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, коренного совершенствования системы работы с молодежью, нуждающейся в особых условиях воспитания и образования, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах:

1. Согласиться с предложениями Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел Республики Узбекистан о создании Республиканского учебно-воспитательного учреждения для мальчиков и Республиканского учебно-воспитательного учреждения для девочек (далее — Республиканские учебно-воспитательные учреждения) на базе специального колледжа для мальчиков в городе Бахте, специального колледжа легкой промышленности в городе Коканде, школы-интерната для мальчиков № 64 в городе Самарканде и школы-интерната для девочек № 5 в Чиназском районе.

2. Разместить Республиканское учебно-воспитательное учреждение для девочек по адресу: Ташкентская область, Чиназский район, махалля «Гулзоробод»;

Республиканское учебно-воспитательное учреждение для мальчиков по адресу: Сырдарьинская область, Сырдарьинский район, город Бахт, махалля «Тадбиркор».

3. Закрепить:

Республиканское учебно-воспитательное учреждение для мальчиков за Национальной гвардией Республики Узбекистан;

Республиканское учебно-воспитательное учреждение для девочек за Министерством внутренних дел Республики Узбекистан.

Определить, что:

Национальная гвардия и Министерство внутренних дел Республики Узбекистан ответственны за содействие соответственно Республиканскому учебно-воспитательному учреждению для мальчиков и Республиканскому учебно-воспитательному учреждению для девочек в вопросах их свое­временного полноценного обеспечения и улучшения бытовых условий, формирование с использованием современных форм и методов духовно-просветительской работы здоровых и физически сильных, духовно и морально устойчивых, образованных, патриотически воспитанных, самоотверженных молодых людей с широким кругозором, воспитание воспитанников в духе преданности Родине;

Министерство народного образования Республики Узбекистан ответственно за налаживание в Республиканских учебно-воспитательных учреждениях качественного воспитательного и учебного процесса, содержательную организацию свободного времени воспитанников, развитие их интеллектуальных, физических и творческих способностей.

4. Установить, что:

а) в Республиканские учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, достигшие 14-летнего возраста и не старше 18-летнего возраста;

б) в Республиканские учебно-воспитательные учреждения на основании решения суда помещаются несовершеннолетние в случаях, если они:

совершили общественно опасные деяния, но не достигли возраста привлечения к уголовной ответственности, либо вследствие отставания в возрастном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны в полной мере сознавать значение совершенного деяния;

освобождены от уголовной ответственности без решения вопроса об их виновности, если материалы переданы на рассмотрение межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних;

освобождены от уголовного наказания с применением принудительной меры в виде помещения их в Республиканские учебно-воспитательные учреждения;

продолжают систематически совершать правонарушения или иные антисоциальные действия, несмотря на проводимую с ними индивидуальную профилактическую работу;

в) начиная с 2019/2020 учебного года:

несовершеннолетние, указанные в подпункте «б» настоящего пункта, принимаются исключительно в Республикан­ские учебно-воспитательные учреждения;

прием несовершеннолетних в специальный колледж ­легкой промышленности города Коканда и школу-интернат № 64 города Самарканда прекращается;

несовершеннолетние, воспитывающиеся в специальном колледже легкой промышленности города Коканда и школе-интернате № 64 города Самарканда, заканчивают обучение в данных учреждениях в установленном порядке;

г) наполняемость учащихся в группах и классах Республиканских учебно-воспитательных учреждений устанавливается в количестве 15—20 человек, в исключительных случаях по согласованию с соответствующими финансовыми органами разрешается открытие в этих учреждениях классов независимо от количества учащихся;

д) несовершеннолетние, оставшиеся без надзора и попечения родителей или лиц их заменяющих, проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении, а также другие несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной и общественной помощи, с учетом их поведения, психологического портрета, возраста, таланта, способностей, интересов и других факторов на основании рекомендации территориальной межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних по решению (направлению) соответствующих министерств и ведомств помещаются в течение учебного года в общеобразовательные или специализированные образовательные учреждения (далее — Учреждения), находящиеся в ведении министерств и ведомств согласно приложению;

министерства и ведомства, в ведении которых имеются общеобразовательные или специализированные образовательные учреждения, на основании рекомендации территориальных межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних выделяют для несовершеннолетних, направляемых в Учреждения, дополнительные квоты до 5 процентов сверх установленной квоты приема в эти ­Учреждения;

при невозможности возврата родителям или лицам их заменяющим несовершеннолетних, направляемых в Учреждения, до начала учебного процесса в Учреждениях на время каникул они воспитываются в домах «Мехрибонлик» по направлению соответствующего органа народного образования на основании решения хокима района (города);

e) министерства и ведомства, имеющие в ведении общеобразовательные или специализированные образовательные учреждения:

начиная с 2019/2020 учебного года принимают в Учреждения несовершеннолетних, направляемых по рекомендации территориальных межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних, в порядке исключения на бесплатной основе, без проведения испытаний и дополнительных экзаменов;

за каждым несовершеннолетним, принятым по рекомендации территориальных межведомственных комиссий по делам несовершеннолетних, закрепляют отдельного воспитателя и постоянно контролируют его образование и воспитание, оказывают ему содействие в трудоустройстве после окончания Учреждения;

ж) центры по оказанию социально-правовой помощи несовершеннолетним детям органов внутренних дел (далее — Центр) в срок не более сорока пяти дней представляют в территориальную межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних заключение о целесообразности устройства несовершеннолетнего в Учреждение или Республиканские учебно-воспитательные учреждения;

з) с 1 сентября 2019 года руководящим и педагогическим работникам специализированных учебно-воспитательных учреждений, в том числе воспитателям и помощникам воспитателей, за особые условия труда выплачивается ежемесячная надбавка в размере 75 процентов от базовой тарифной ставки.

5. Министерству народного образования Республики ­Узбекистан:

а) до 1 августа 2019 года:

пересмотреть учебные программы Республиканских учебно-воспитательных учреждений, разработать программы индивидуальной реабилитации (обучение жизненным навыкам, лечение от наркотической и алкогольной зависимости, работа с последствиями психической травмы и другие программы) исходя из потребностей и характера проблем помещаемых в них детей, а также принять меры по расширению работы кружков;

утвердить штатные расписания Республиканских учебно-воспитательных учреждений, предусмотрев выделение во вновь создаваемых Республиканских учебно-воспитательных учреждениях за счет штатов упраздняемых специализированных учебно-воспитательных учреждений по одному психологу на каждые 20 воспитанников, а также один штат врача-гинеколога в Республиканском учебно-воспитательном учреждении для девочек;

сформировать Республиканские учебно-воспитательные учреждения из состава высококвалифицированных преподавателей, воспитателей и психологов с широким кругозором, а также ввести при необходимости новые штатные единицы;

обеспечить Республиканские учебно-воспитательные учреждения современной учебной, учебно-методической и художественной литературой и периодическими журналами, регулярно обновлять фонды информационно-ресурсных центров;

совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан выделить отдельные помещения, обеспеченные необходимыми средствами связи и другим оборудованием для связи и встреч воспитанников Республиканских учебно-воспитательных учреждений со своими родителями, а также обеспечить подключение Республиканских учебно-воспитательных учреждений к образовательной сети «ZiyoNET»;

совместно с Союзом молодежи Узбекистана обеспечить оснащение территорий и помещений Республиканских учебно-воспитательных учреждений камерами видеонаблюдения за счет средств Фонда развития Союза молодежи ­Узбекистана, обеспечить их техническую исправность и бесперебойную работу, а также хранение видеозаписей в специальном архиве не менее одного года;

б) обеспечить широкое внедрение в учебно-воспитательный процесс таких передовых интерактивных методов обучения, как «case-study», работа в группах, дебаты, ситуационные игры, мозговой штурм, направленные на обсуждение проблем, с которыми сталкиваются воспитанники, поиск их решений и повышение правовых знаний воспитанников;

в целях формирования у воспитанников трудовых навыков и способностей самостоятельного творческого мышления, их профессиональной ориентации и эффективной организации свободного времени обеспечить проведение практических трудовых занятий по профессиональному обучению в период пребывания воспитанников в Республиканском учебно-воспитательном учреждении;

организовать не реже одного раза в три месяца проведение встреч и «круглых столов» с участием известных деятелей науки, культуры, искусства и литературы, религиозных деятелей, ведущих специалистов различных сфер, направленных на формирование и укрепление у воспитанников высоких духовно-нравственных качеств, их воспитание в духе добросовестности и нравственности;

в) ввести в учебные программы повышения квалификации руководителей и специалистов Республиканских учебно-воспитательных учреждений модули по методике работы с несовершеннолетними, нуждающимися в особых условиях воспитания и образования, а также принять меры по методическому обеспечению деятельности этих учреждений.

6. Республиканской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:

а) в течение 2019 года:

принять меры по возврату родителям или лицам, их заменяющим, назначению опекуна либо попечителя, применению иных форм устройства, а также помещению в Учреждения на основе индивидуальных бесед с воспитанниками специализированных учебно-воспитательных учреждений с разделением их на категории;

принять совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами меры по всестороннему изучению и оценке положения воспитанников специализированных учебно-воспитательных учреждений и их семей, трудоустройству воспитанников после их возвращения из специализированных учебно-воспитательных учреждений, социальной адаптации и оперативному решению проблем в семье, повышению потенциала родителей и лиц, их заменяющих, обеспечению их занятости, оказанию материальной и иной помощи;

б) обеспечить глубокое изучение с участием представителей образовательного учреждения, махалли, Союза молодежи Узбекистана, инспектора по профилактике, ответственных работников учреждений народного образования и здравоохранения профилактической работы, проведенной с несовершеннолетним, его родителями или лицами, их заменяющими, при рассмотрении территориальными межведомственными комиссиями по делам несовершеннолетних вопроса о помещении несовершеннолетнего в Республиканские учебно-воспитательные учреждения.

7. Согласиться с предложением палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан по обсуждению один раз в год на сов­местных заседаниях соответствующего комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Ташкентского областного Кенгаша народных депутатов, а также Сырдарьинского областного Кенгаша народных депутатов учебно-­воспитательного процесса в соответствующих Республикан­ских учебно-воспитательных учреждениях, заслушиванию ­отчетов руководителей этих учреждений.

Установить, что при заслушивании отчетов подлежат критическому обсуждению учебно-воспитательные процессы, проводимые с воспитанниками, деятельность по изменению их поведения, оказываемая им медицинская помощь, социально-духовная атмосфера в этих учреждениях.

8. Рекомендовать:

а) Союзу молодежи Узбекистана:

совместно с Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и Торгово-промышленной палатой содействовать созданию достойных условий для глубокого освоения воспитанниками Республиканских учебно-воспитательных учреждений современных профессий, обеспечению занятости, развитию деловых способностей, широкому привлечению их к малому бизнесу и частному предпринимательству, поощрению инициатив, реализации интеллектуального и творческого потенциала воспитанников Республиканских учебно-воспитательных учреждений;

совместно с Министерством народного образования и Министерством культуры Республики Узбекистан один раз в месяц проводить для детей в Республиканских учебно-воспитательных учреждениях культурно-просветительские мероприятия, организовывать посещение ими историко-архитектурных комплексов, зоопарков, театров, музеев, других культурно-развлекательных мест;

закрепить представителей Союза молодежи Узбекистана за несовершеннолетними, возвращающимися из Республиканских учебно-воспитательных учреждений, обеспечить их всестороннюю поддержку;

б) Комитету женщин Узбекистана на постоянной основе вести список девочек, заканчивающих Республикан­ские учебно-воспитательные учреждения, организовывать проведение с ними индивидуальной и целенаправленной работы, а также принимать меры по их адресной поддержке и обеспечению занятости.

Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с Министерством народного образования провести работу по профессиональной ориентации, обучению, переобучению, повышению квалификации и обеспечению занятости выпускников Республиканских учебно-воспитательных учреждений исходя 
из реальных потребностей отраслей экономики и рынка труда.

Министерству здравоохранения Республики Узбекистан принять меры по проведению на регулярной основе медицинского осмотра несовершеннолетних, поступающих в Центр, а несовершеннолетних, доставленных в Республиканские учебно-воспитательные учреждения, — строго каждые шесть месяцев, бесплатному лечению в подведомственных медицинских учреждениях больных из числа воспитанников Республиканских учебно-воспитательных учреждений.

9. В целях широкого внедрения в Республиканских учебно-воспитательных учреждениях пяти инициатив по повышению интереса молодежи к культуре, искусству, спорту, информационным технологиям и чтению книг в двухмесячный срок:

а) Министерству народного образования совместно с Министерством культуры Республики Узбекистан в целях организации содержательного досуга воспитанников организовать кружки по музыке, живописи, изобразительному искусству, керамике и другие кружки, обеспечить музыкальными инструментами в соответствии с действующим нормативом;

б) Министерству физической культуры и спорта обеспечить спортивные залы Республиканских учебно-воспитательных учреждений спортивным оборудованием и инвентарем 34 наименований;

в) Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций оснастить по одному компьютерному классу в Республиканских учебно-воспитательных учреждениях современными компьютерами, создать в них игровую компьютерную базу, направленную на развитие у учащихся мышления;

г) Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан сов­местно с Союзом писателей, Республиканским центром ­духовности и просветительства, Министерством народного образования обеспечить художественной литературой из 136 наименований, рекомендованной для чтения;

е) Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Комитетом женщин Узбекистана принять меры по обеспечению в необходимом количестве швейными машинками и другим оборудованием с целью развития профессиональных навыков у девочек-воспитанниц.

10. Территориальным межведомственным комиссиям по делам несовершеннолетних, Министерству народного образования, Министерству внутренних дел, Министерству здравоохранения Республики Узбекистан, Республиканскому совету по координации деятельности органов самоуправления граждан, Комитету женщин Узбекистана, ­Союзу молодежи Узбекистана, другим заинтересованным организациям провести глубокий анализ факторов, способствующих совершению несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, правонарушений либо иных антисоциальных действий, их безнадзорности и беспризорности, принять меры по их устранению.

11. Рекомендовать Верховному суду Республики Узбекистан тщательное изучение судами вопроса помещения несовершеннолетних в Республиканские учебно-воспитательные учреждения, обратив особое внимание на достаточную обоснованность решений, принятых территориальными межведомственными комиссиями по делам несовершеннолетних, заслушивание мнения родителей несовершеннолетнего или заменяющих их лиц, махалли, Союза молодежи ­Узбекистана, Комитета женщин Узбекистана, органов народного образования, внутренних дел, здравоохранения и Центра, а также оценку эффективности профилактической работы органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

12. Установить, что территориальные межведомственные комиссии по делам несовершеннолетних несут ответственность за обоснованность ходатайств, направленных в суд, о помещении несовершеннолетних в Республиканские учебно-воспитательные учреждения.

13. Министерству инвестиций и внешней торговли, Министерству финансов, Министерству экономики и промышленности, Министерству народного образования Республики Узбекистан предусмотреть в рамках Инвестиционной программы на 2020 год реконструкцию и капитальный ремонт Республиканских учебно-воспитательных учреждений, обеспечение необходимым оборудованием и компьютерами, техническими средствами обучения, инвентарем, а также дальнейшее укрепление их материально-технической базы.

14. Министерству внутренних дел Республики Узбекистан:

совместно с Генеральной прокуратурой в двухмесячный срок на основе критического пересмотра деятельности Центров принять меры по совершенствованию существующей организационной структуры и деятельности, укреплению материально-технической базы, введению в каждый Центр по одной должности психолога и социального работника офицерского состава за счет должностей рабочих и служащих в пределах действующей штатной численности органов внутренних дел;

совместно с Научно-практическим исследовательским центром «Оила», Комитетом женщин Узбекистана, Республиканским центром социальной адаптации детей разработать программу профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников подразделений профилактики правонарушений среди несовершеннолетних органов внутренних дел и включить в программу модули по организации профилактических мероприятий с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

15. Передать Министерству народного образования Республики Узбекистан на праве оперативного управления здания и сооружения, имущество, а также прилегающую к ним территорию специального колледжа для мальчиков, расположенного по адресу: Сырдарьинская область, Сырдарьинский район, город Бахт, махалля «Тадбиркор».

16. Министерству финансов Республики Узбекистан выделить необходимые средства в рамках реализации настоящего постановления в пределах средств, выделенных по отрасли «Образование» в 2019 году, и, начиная с 2020 года, ежегодно предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан.

17. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан усилить надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних.

18. Министерствам и ведомствам, в ведении которых имеются общеобразовательные или специализированные образовательные учреждения, в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по установлению порядка приема несовершеннолетних в эти учреждения на основании рекомендации территориальной межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних.

19. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять соответствующее постановление по организации деятельности Республиканских учебно-воспитательных учреждений.

20. Министерству народного образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

21. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А. А.

Президент Республики Узбекистан                                                             Ш. МИРЗИЁЕВ

город Ташкент,

29 мая 2019 года.​


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

"Цветы России" на площадях Ташкента

Фестиваль станет ярким событием культурной жизни Ташкента и покажет важность детского искусства, ориентированного на семейную аудиторию

27 Март 2019