Превратить взаимные границы в границы прочного мира и дружбы

20:52 15 Август 2018 Политика
426 0

В июне этого года состоялся 18-й саммит Шанхайской организации сотрудничества в китайском городе Циндао. Эксперты называют его историческим и даже эпохальным, в том числе в силу принятия целого ряда значимых инициатив. С 1 января 2019 года официально вступит в должность генерального секретаря ШОС глава Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Узбекистана Владимир Норов. С ним наше интервью.

— Владимир Имомович, каковы основные результаты Циндаоского саммита?

— Шанхайская организация сотрудничества занимает достойное место в ряду авторитетных и влиятельных международных организаций и служит действенным фактором безопасности, стабильности и устойчивого развития на региональном и глобальном уровнях.

При этом особо отмечу, что организация в своей работе руководствуется принципами открытости и ненаправленности против третьих сторон.

Приверженность «шанхайскому духу», основанному на доверии, равенстве, взаимной выгоде и консультациях, уважении к многообразию культур, стремлении к совместному развитию, обусловила рост интереса к сотрудничеству с ШОС среди стран соседних и дальних регионов, международных и региональных организаций. «Шанхайский дух» стал уникальным источником и жизненной силой эффективной деятельности ШОС. Позитивные результаты проведенных во время председательства КНР свыше 160 мероприятий еще более упрочили фундамент сплоченности и единства.

На саммите в Циндао главы государств подвели итоги года председательства Китая в ШОС, конструктивно обсудили планы дальнейшего сотрудничества, а также определили векторы развития организации. Этот саммит стал историческим и открыл новую веху в деятельности ШОС в силу ряда факторов.

Во-первых, встреча глав государств — членов ШОС в Циндао — первая после вступления в организацию новых членов — Индии и Пакистана. С их присоединением ШОС стала одной из крупнейших международных организаций с самой обширной территорией и охватом почти половины жителей планеты, около трети общемирового ВВП.


Такой диапазон открывает не только значительные перспективы сотрудничества на пространстве самой организации, но и новые горизонты для активных разноплановых связей с международным сообществом, расширяет диалоговую площадку ШОС в интересах региональной и международной безопасности и стабильности, совместного устойчивого развития.

Во-вторых, саммит продемонстрировал повышение авторитета и влияния ШОС на мировой арене. В Циндао собрались главы государств или правительств 12 стран, а также руководители восьми международных организаций и учреждений. На саммите присутствовали первый заместитель Генерального секретаря ООН Амина Мохаммед, высшие административные должностные лица АСЕАН, СНГ, ОДКБ, СВМДА, высокопоставленные представители ЕАЭС, Всемирного банка и МВФ. Число зарегистрированных иностранных гостей превысило две тысячи, освещали событие более трех тысяч китай¬ских и иностранных журналистов.

Все участники саммита сошлись во мнении, что Китайская Народная Республика за год председательства внесла значительный вклад в преодоление на пространстве ШОС новых вызовов и угроз в целях создания более безопасного и процветающего мира.

В-третьих, Циндаоский саммит заметно укрепил правовую базу сотрудничества в ШОС. Принято 23 документа, охвативших все сферы многостороннего взаимодействия. Это рекорд¬ный показатель за всю историю саммитов ШОС. Итоговый документ — Циндаоская декларация глав государств — членов ШОС отразил консолидированную позицию участников по самому широкому кругу вопросов обеспечения региональной и международной безопасности. Лидеры стран единогласно подтвердили необходимость наращивания взаимодействия и вывода сотрудничества на качественно новый уровень. Строгое соблюдение государствами-членами «шанхайского духа» и «консенсуса» на основе солидарности и взаимной выгоды позволит в контексте погружения ряда регионов мира в локальные конфликты и переживаемого всей глобальной системой управления кризиса сделать пространство ШОС образцом для международного сообщества. Особую важность эта задача приобрела со вступлением в ШОС двух крупнейших государств Южной Азии. Циндаоская декларация подтвердила намерение сторон продолжать развивать добрососедские и дружеские отношения и превратить взаимные границы в границы прочного мира и дружбы.

На саммите утвержден План действий на 2018—2022 годы по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств — членов ШОС. Среди важных документов: Программа сотрудничества государств — членов ШОС в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2019—2021 годы, Концепция сотрудничества в области охраны окружающей среды, Антинаркотическая стратегия государств — членов ШОС на по-следующие пять лет, Концепция по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами. Приняты Совместное обращение глав государств — членов ШОС к молодежи и Совместное заявление глав государств — членов ШОС об упрощении процедур торговли. 

Несомненно, достигнутые на саммите в Циндао договоренности открыли новый этап в развитии эффективного и разнопланового сотрудничества в борьбе с современными вызовами и угрозами, обеспечении устойчивого развития наших стран, активизации роли ШОС в региональной и международной политике. Их реализация придаст совершенно новую динамику деятельности организации. Претворение в жизнь решений лидеров стран — участниц ШОС, по сути, означает ее гармоничную, последовательную эволюцию в соответствии с современными мировыми тенденциями.

Таким образом, саммит в Циндао еще раз продемонстрировал эффективность ШОС, готовность и способность государств-членов к консолидации общих усилий перед лицом современных вызовов и угроз. На мой взгляд, это и стало одним из главных результатов встречи в Циндао.

— Какое место в итоговом документе саммита — декларации — заняли новые инициативы Узбекистана? Каково их значение в дальнейшем укреплении сотрудничества и безопасности?

— На фоне расширения ШОС Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев обозначил наиболее актуальные задачи, призванные способствовать формированию новой атмосферы добрососедства и конструктивизма как в Центральной Азии, так и на пространстве ШОС. Инициативы 
узбекской стороны, как считают эксперты, имеют концептуальное значение для дальнейшего развития ШОС, укрепления его экономического и политического потенциала, усиления международного влияния. В Циндаоской де¬кларации страны-члены приветствовали выдвинутую на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН инициативу Узбекистана о принятии специальной резолюции «Просвещение и религиозная толерантность», а также итоги Ташкентской конференции по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие» (26—27 марта 2018 года) как позитивный вклад в процесс восстановления мира и стабильности в этой стране.

— Расскажите подробнее о принятых по инициативе Узбекистана Совместном обращении глав государств — членов ШОС к молодежи и Программе действий по выполнению его положений.

— Сейчас на первый план выходит важность объединения усилий международного сообщества в противодействии попыткам вовлечения молодежи в террористические, сепаратистские и экстремистские группировки. Страны ШОС едины в понимании необходимости скоординированных и безотлагательных мер по противодействию распространению радикальных и деструктивных идеологий среди молодежи. В этой связи ШОС впервые концентрирует внимание на комплексной работе по просвещению, духовно-нравственному воспитанию молодого поколения. Страны-члены полны решимости работать совместно. Это отражено, в частности, в Программе действий по реализации положений Совместного обращения глав государств — членов ШОС к молодежи. В ней предусмотрены задачи по формированию всесторонне гармоничной личности и умения противостоять различным деструктивным силам, приобщению молодежи к современным знаниям, укреплению межнационального и гражданского согласия и взаимопонимания, воспитанию патриотизма и интернационализма. Программа предусматривает продвижение совместных экономических и гуманитарных инициатив, направленных на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность и инновационные проекты, активизацию научно-технического обмена и совместных исследований, налаживание сотрудничества между молодежными организациями для совместной борьбы с международным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

При этом большую практическую значимость имеет заявление Президента Шавката Мирзиёева на саммите о том, что настоящим «локомотивом» в реализации этой программы может стать Молодежный совет ШОС, в деятельности которого Узбекистан намерен принять самое активное участие.

Безусловно, все эти созидательные намерения будут способствовать активному участию молодежи стран ШОС в жизни общества, мобилизации ее возможностей и потенциала для индивидуального развития и благополучия, прогресса своих стран, для личного вклада в укрепление диалога. 

Хотел бы особо обратить внимание на то, что инициативы Узбекистана о принятии резолюции Генассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность» и Совместного обращения глав государств — членов ШОС к молодежи получили широкое одобрение в международных политических и экспертно-аналитических кругах. Их поддержка со стороны ШОС подтверждает стремление стран-членов укреплять сплоченность организации, усиливать влияние на мировой арене и выступать «одним голосом» по всем актуальным вопросам региональной и международной проблематики.

— На Циндаоском саммите ШОС Совет глав государств утвердил вашу кандидатуру на должность генерального секретаря ШОС. Как вы будете строить свою работу на этом посту?

— Циндаоский саммит ШОС для меня стал началом важного этапа в профессиональной жизни. Назначение на должность генерального секретаря ШОС рассматриваю как высокое доверие, большую честь, оказанные мне главами государств — членов ШОС, прежде всего Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. Это одновременно и особая ответственность. Приступив к исполнению обязанностей, я намерен продолжить сложившиеся традиции ШОС, внести посильный вклад в дальнейшее развитие организации, успешное выполнение поставленных перед секретариатом ШОС задач. Основополагающим принципом работы на этом посту буду считать отстаивание интересов всех стран — членов ШОС.

На саммите в Циндао стороны договорились укреплять сотрудничество в разных аспектах для создания сообщества с общим будущим. В качестве нового главы секретариата ШОС я планирую отдавать приоритет прежде всего следующим четырем направлениям:
Полноценная реализация ранее достигнутых договоренностей и принятых концептуальных документов, направленных на развитие всестороннего сотрудничества и укрепление доверия и добрососедских отношений между государствами — членами ШОС. Сегодня, когда во всем мире усиливаются неопределенность и непредсказуемость, упрочение взаимовыгодных и дружественных связей на пространстве ШОС — жизненно важная задача для нас. Первостепенный приоритет — обеспечение своевременного исполнения принятого в Циндао Плана действий на 2018—2022 годы по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств — членов ШОС. Как было подчеркнуто Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, это «краеугольный» документ нашего партнерства, без которого невозможно достичь поставленных целей, в том числе безопасности и развития на пространстве организации. Их обеспечение в регионе ШОС также тесно связано с развитием ситуации в Афганистане. С учетом этого фактора активное задействование механизма контактной группы «ШОС — Афганистан» для консолидации усилий стран в этом направлении становится актуальным как никогда ранее. Как заявил Президент Российской Федерации Владимир Путин, важно сообща бороться с исходящей с территории этой страны террористической угрозой, пресекать производство и транзит наркотиков, оказывать помощь Афганистану в деле национального примирения, экономического возрождения и стабилизации.

Содержательное обогащение повестки дня ШОС путем активизации экономического сотрудничества. За годы существования организации, несмотря на заявленность углубления экономического взаимодействия как одного из главных приоритетов ШОС, странам-членам пока не удалось разработать и реализовать многосторонние совместные проекты. Сотрудничество в данном направлении остается наименее развитой составляющей. В этой связи на саммите ШОС особо подчеркнута необходимость перехода к реализации торгово-инвестиционных проектов между нашими странами от двустороннего к многостороннему уровню.

В условиях усиления протекционизма в мировой торговле, медленного оздоровления мировых рынков особую значимость приобретает наращивание контактов в рамках специализированных механизмов ШОС. Как заявил Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, актуальной остается задача усиления роли Межбанковского объединения и Делового совета ШОС как одних из надежных мостов, связывающих деловые круги государств — членов организации. При этом как никогда необходима активизация взаимодействия по разработке и реализации новых крупных и взаимовыгодных совместных проектов, а также по формированию для этих целей соответствующих финансовых инструментов, то есть Банка развития и Фонда (Специального счета) развития ШОС. Создание многосторонних механизмов финансирования приоритетных совместных проектов в рамках организации позволит более эффективно решать общие задачи. 

Более того, предложения об упрощении экспортно-импортных операций, стимулирование запуска конкретных экономических, инфраструктурных и транспортно-логистических проектов на территории стран ШОС, развитие многосторонних региональных связей с использованием площадки форума глав регионов ШОС создают востребованную модель для роста взаимной торговли. В этой связи значимо заявление Председателя КНР Си Цзиньпина о строительстве демонстрационной зоны в Циндао для регионального торгово-экономического сотрудничества КНР и ШОС, а также о создании комитета юридических услуг для государств — членов ШОС в целях юридической поддержки делового обмена. В рамках Межбанковского консорциума ШОС Китай запустит специальный кредитный механизм в размере 30 миллиардов юаней.

Напомню, что Президент Узбекистана на саммите в Циндао важной стратегической задачей обозначил эффективное использование транспортно-транзитного потенциала пространства ШОС. Шавкат Мирзиёев особо подчеркнул, что в рамках инициативы «Один пояс, один путь» актуальна реализация межрегиональных транспортных проектов — это новые кратчайшие маршруты до крупнейших мировых рынков. Узбекистан выступает за строительство железнодорожных линий Мазари-Шариф — Герат, Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков заявил, что республика также заинтересована в скорейшем запуске проекта строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, которая существенно повысит транзитный и экспортный потенциал стран ШОС. В этих целях в Узбекистане планируется провести первую встречу руководителей железнодорожных администраций государств — членов ШОС. Предложено рассмотреть возможность учреждения Международной транспортно-логистической ассоциации ШОС.

Активное внедрение на пространстве ШОС современных инновационных технологий. С глубоким проникновением в жизнь информационных технологий цифровизация общества становится непременным фактором процессов глобализации. В этой связи возникает необходимость объединения усилий государств-членов для совместной реализации инновационных программ и проектов в рамках ШОС. Партнерство должно быть нацелено на развитие и широкое внедрение высоких технологий, цифровой экономики и альтернативной энергетики.

Принимая во внимание наличие и функционирование во многих странах ШОС программ развития цифровой экономики, обозначение приоритетом ускорение процессов цифровизации и внедрения новых технологий отвечает интересам всех членов организации.

Здесь важно учесть, что КНР является одной из самых развитых в мире стран по цифровизации общества и государства. Накопленный Китаем опыт может сыграть ключевую роль в ее развитии в других государствах ШОС. По некоторым оценкам, сфера информационных технологий в структуре ВВП КНР составляет 4,7 процента. На ее долю приходится 40 процентов от общей суммы глобальных транзакций электронной торговли. По данным компании «The Boston Consulting Group», в 2016 году китайские потребители израсходовали на покупки через интернет порядка 750 миллиардов долларов. Крупная интернет-компания «Alibaba» по настоящее время создала 31 миллион рабочих мест и к 2035 году планирует создать дополнительно 122 миллиона рабочих мест в китайской цифровой экономике. Сегодня компания активно работает на пространстве ШОС: в 2017 году более 20 миллионов потребителей в странах ШОС приобрели товары из Китая через «AliExpress».

Бизнес-школа китайской компании «Alibaba» запустила глобальную программу подготовки специалистов в сфере электронной торговли. Ее цель — ускорение развития е-торговли в мире через обучение студентов и предпринимателей навыкам цифровой экономики. За пять лет ожидается обучить 1,2 миллиона  человек. На сегодняшний день участниками программы являются вузы стран АСЕАН. Думаю, что в нее должны активно включиться и вузы стран ШОС. Примечательно, что разработка и согласование совместных проектов для молодежи в сфере ИКТ являются основными пунктами Программы действий по реализации положений Совместного обращения глав государств — членов ШОС к молодежи.

Заявление лидеров государств в Циндао по активизации сотрудничества в области инноваций и высоких технологий придаст новый импульс развитию данной отрасли, а также будет способствовать раскрытию колоссального и далеко не реализованного потенциала стран ШОС. Хотелось бы особо подчеркнуть созвучность этих интенций с приоритетами Узбекистана, которые были определены Президентом Шавкатом Мирзиёевым в 2018 году, объявленном Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий, а также в Стратегии действий.

Реализация предложения Шавката Мирзиёева о ежегодном проведении Форума информационных технологий и инновационного развития с участием правительств и деловых кругов стран ШОС может стать одним из эффективных механизмов сотрудничества и важной площадкой для обмена опытом. Задействование научно-технического и технологического потенциала всех стран-членов не только обеспечит достижение технологического прорыва, но и будет способствовать диверсификации экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках ШОС.
Наращивание потенциала стран — членов ШОС в сфере сельского хозяйства. А он огромен. Сегодня перед международным сообществом, в том числе и странами ШОС с общим населением 3,2 миллиарда человек, остро стоит вопрос обеспечения продовольственной безопасности. По оценкам ООН, население Центральной Азии выросло с 20 миллионов в 1956 году до 70 миллионов в настоящее время, а к 2050 году составит около 94 миллионов человек, что, несомненно, усугубит проблему обеспечения продовольствием населения региона. Это обусловливает необходимость принятия незамедлительных мер по насыщению рынка качественным, безопасным и доступным продовольствием. 

По данным ФАО, через 30 лет для того, чтобы прокормить жителей планеты, понадобится на 70 процентов больше еды. Это усиливает актуальность повышения эффективности сельского хозяйства за счет внедрения инновационных технологий, в 
частности, генерирования специальных сельскохозяйственных технологических парков.

Заслуживает особого внимания предложение о создании «зеленых коридоров» для торговли сельхозпродукцией, развитии кластерной системы ее производства и переработки. Эта задача полностью отвечает интересам всех участников, так как создает условия и новые возможности для расширения экспорта сельхозпродукции на рынки стран — участниц ШОС и их активного взаимодействия. Такой расклад взаимовыгодных планов дает полное основание считать решение глав государств — членов ШОС «О разработке проекта программы сотрудничества по продовольственной безопасности» своевременным и очень актуальным.

— В Циндао впервые был подписан Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству между cекретариатом ШОС и ЮНЕСКО (2018—2022 годы). Какие векторы взаимодействия он определяет?

— Сотрудничество ШОС и ЮНЕСКО должно способствовать развитию и укреплению культурно-гуманитарных связей, взаимодействию в сфере науки и образования, лучшему изучению уникальных особенностей культурного наследия народов ШОС, его широкому представлению мировому сообществу путем активизации туристских обменов. Как заявил Премьер-министр Индии Нарендра Моди, на протяжении тысячелетий географическое пространство ШОС вдохновляло весь мир на научный, философский, духовный и культурный прогресс. 
Несомненно, данный документ будет содействовать инте¬грации государств — членов ШОС в глобальный туристский рынок и тем самым — развитию потенциала стран в области туризма. Следует подчеркнуть, что на пространстве организации расположено 15 процентов объектов Всемирного культурного наследия, занесенных в список ЮНЕСКО. Только в Узбекистане насчитывается порядка семи тысяч уникальных историко-культурных достопримечательностей, которые привлекают туристов всего мира. По имеющимся оценкам, в 2017 году количество приехавших в КНР из стран ШОС достигло 2,5 миллиона человек, увеличившись на 8,6 процента. В свою очередь более 1,8 миллиона китайских туристов посетили другие государства ШОС, тогда как в 2017 году количество китайских туристов составило 130,5 миллиона и за год увеличилось на восемь  процентов. При этом они потратили на внешний туризм 250,6 миллиарда долларов. 

Эксперты отмечают, что число китайских туристов в мире к 2021 году достигнет 200 миллионов, а их расходы составят 429 миллиардов долларов. Эти данные свидетельствуют о наличии колоссальных возможностей для наращивания взаимного туристского обмена. Для этой цели на саммите принят План совместных действий по реализации Программы сотрудничества государств — членов ШОС в сфере туризма на период 2019—2020 годов. Убежден, что установление практического сотрудничества ШОС со Всемирной туристской организацией, а также создание совместными усилиями в Самарканде — на историческом перекрестке цивилизаций — университета туризма «Шелковый путь», что является воплощением инициативы Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, внесут весомый вклад в развитие туризма на пространстве ШОС.

Ареал ШОС выступает средоточием колоссального духовно-культурного богатства. Важно в равной степени заботиться не только о его сохранении и преумножении, но и о его эффективном использовании в интересах нынешнего и будущих поколений. В этом контексте принятые в рамках ШОС документы сыграют ключевую роль в активизации многопланового и взаимовыгодного сотрудничества на обширном пространстве Евразии, внесут неоценимый вклад в стабильность и развитие не только государств Центральной Азии как «ядра» Шанхайской организации, но и соседних регионов.

В условиях глобальных геополитических и экономических перемен и все большего смещения потенциала мирового развития на Восток ШОС может стать олицетворением смены «центра тяжести» мирового социально-экономического развития, показав высокую координацию в борьбе с современными вызовами и угрозами. Возросшая заинтересованность широкого круга стран и влиятельных международных структур во взаимодействии с ШОС свидетельствует, что «шанхайская восьмерка» прочно утвердилась как авторитетная международная организация, и ее востребованность сегодня достаточно высока.

Беседовала 
Фирюза КУБАРЕВА, 
наш корр.


Комментарии

Комментариев пока нет.