Компьютерная зависимость,клиповое мышление, стрессы

18:28 10 Январь 2019 Общество
510 0

Иллюстративное фото

Педагог — фигура, важная во все исторические эпохи. Особую актуальность и значимость эта профессия приобретает в наше время — в век усиливающейся глобализации, постоянного роста объемов информации, стремительного развития IT-технологий. Эти процессы охватывают и экономику, и политику, и культуру — все сферы деятельности общества, к жизни в котором и призваны готовить новое поколение наши учителя.

Система педагогического образования для любого государства — основа его будущего. Педагоги передают ученикам не только знания, умения, навыки и компетенции, но и приобщают их к сложившейся системе ценностей, мировоззрению. В России существует проверенная временем система непрерывного педагогического образования. Она во многом схожа с системами стран постсоветского пространства, в том числе Узбекистана, что обусловлено историческими факторами. И вызовы, которые ставит перед педагогами время, у нас общие.

Болевые точки

В современных условиях без интеграции педагогов и профильных вузов наших стран невозможно решить накопившиеся проблемы. Каковы же они? Один из вызовов современным педагогам — компьютерная зависимость молодого поколения. Школьники и студенты намного меньше читают, чем их ровесники 15—20 лет назад. Это приводит к отставанию в развитии грамотной речи, несформированности умения творчески мыслить, логически рассуждать и доказывать. Другая, более страшная сторона компьютерной зависимости, — неумение отделять реальный мир от виртуального, стирание граней между ними, восприятие виртуальных проблем как реальных. Отключение навигатора мобильного телефона вызывает у многих школьников и студентов панический страх, а отсутствие доступа к интернету вообще воспринимается как трагедия.

Вызывает опасение и клиповое, то есть поверхностное мышление подрастающего поколения. Этому в значительной степени способствуют тестовые системы оценки результатов обучения и итоговое тестирование в школе и вузе. Не может не беспокоитьфизическая и умственная перегрузка школьников, обусловленная обилием чрезмерной информации как учебного, так и внеучебного характера. Современный школьник в разы более нагружен информацией, чем его сверстник 15 лет назад. Отсюда дистония и слабое здоровье подрастающего поколения. Современным педагогам приходится сталкиваться и с такой проблемой, как зависимость школьников от негативной информации СМИ, социальных сетей, компьютерных игр. Это провоцирует повышенный уровень тревожности, мешающей юной личности гармонично развиваться и приобретать стрессоустойчивость. Многие учащиеся старших классов и выпускники так и не успевают вырабатывать стрессоустойчивость, что ведет к слабой адаптации к взрослой жизни. Наблюдается подрыв престижа труда учителя, умаление значения личности наставника в сознании учащихся. Нельзя оставлять без внимания и засилье «ценностей» глобализованного мира, все большее проникновение в сознание молодежи идеи «я — человек мира» вне контекста «я — гражданин своей страны».

Где искать выход

Педагогическое сообщество наших стран призвано противостоять этим вызовам и противопоставлять им свои ценности и основанные на них технологии обучения и воспитания новых поколений. Основными направлениями нашей совместной деятельности, как представляется, должны быть следующие. Во-первых, укрепление на всех уровнях образования ценностей, отвечающих национальным интересам наших стран в контексте стратегического партнерства в разных форматах. Во-вторых, создание и внедрение позитивных обучающих информационных технологий и развивающих компьютерных игр при поддержке государства и ведущих педагогических университетов. Это должно стать противовесом виртуальной реальности, которая зачастую формируется вне наших стран и действует в ущерб молодому поколению. Необходимо также найти оптимальный баланс между тестовыми технологиями и работой с текстами, формированием навыков устной и письменной речи, между «сидячими» заня­тиями и физической культурой.

Целесообразна разработка педагогических технологий, обучающих школьников навыкам самоконтроля в условиях информационного общества, века интернета и гаджетов, когда неподготовленный человек буквально тонет в потоках информации, многие из которых ему просто не нужны. Нужно учить детей разделять информацию на позитивную и негативную, полезную, нейтральную и вредную. В самоконтроль школьника также входят компетенции правильного и адекватного позиционирования себя в социальных сетях и виртуальном пространстве в целом.

Вместе к общей цели

Московский педагогический государственный университет вместе с рядом вузов стран Средней Азии и Китая создал и опробовал механизмы интеграции образовательных сообществ во имя достижения перечисленных целей. Для этого созданы Евразийская ассоциация педагогических университетов (ЕАПУ) и Китайско-российский союз высших педагогических учебных заведений — педагогических университетов (КРПУ).

Недавно состоялись форумы этих организаций в России и Казахстане.

Вузы-участники выработали предложения по интеграции педагогического сообщества на евразийском пространстве. Среди них совместная разработка новых подходов к содержанию профильного образования. С одной стороны, оно должно быть нацелено на подготовку воспитанников к жизнедеятельности в условиях глобального мира, а с другой — на сохранение у них традиционных культурных ценностей и национальной идентичности. Важно повышать академическую мобильность студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава университетов СНГ и Китая. Необходимо использовать в образовательном процессе единые подходы к интерпретации событий общей истории стран СНГ.

Целесообразно развивать научные исследования и прикладную деятельность вузов с использованием совместных сетевых учебных программ, дистанционных образовательных технологий, вместе 
создавать электронные образовательные ресурсы по самым разным предметам. Объединив усилия, можно разработать и реализовать программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки школьных учителей и вузовских преподавателей, руководителей образовательных учреждений. Полезны будут совместные исследования в области специального, экологического, художественного и инклюзивного образования, обучения детей с ограниченными физическими возможностями, менеджмента в образовании, разработки новых методов на основе информационных технологий.

Этими и другими предложениями по совместному решению проблем, стоящих перед педагогами, поделился с коллегами на первом российско-узбекском образовательном форуме, который проходил в рамках визита Президента Владимира Путина в Ташкент в октябре прошлого года. Наш вуз заинтересован в сотрудничестве с Узбекистаном. Для этого имеется прочная основа. В 1966 году, когда в Ташкенте произошло страшное землетрясение, в нашем университете было открыто специальное отделение, которое на протяжении десятилетий готовило учителей русского языка и литературы специально для Узбекистана.

Сейчас в вашей стране растет интерес к углубленному изучению русского языка и повышению качества его преподавания в вузах. Это широко обсуждалось на полях образовательного форума «Новые кадры — для новой экономики». Радует, что представители многих вузов обратились к нам с предложениями подписать двусторонние договоры. Готовы развивать студенческую и академическую мобильность, заниматься повышением квалификации педагогов, наполнять образовательные, культурные и человеческие контакты конкретными проектами. Результативной стала встреча с ректорами педагогических вузов Узбекистана. Принято решение объединить наших выпускников, чтобы не только сохранить, но и приумножить наработанные традиции. И, конечно, будем рады видеть узбекистанские вузы в рядах Евразийской ассоциации педагогических университетов.

Алексей ЛУБКОВ,
ректор Московского педагогического государственного университета. 

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

"Цветы России" на площадях Ташкента

Фестиваль станет ярким событием культурной жизни Ташкента и покажет важность детского искусства, ориентированного на семейную аудиторию

27 Март 2019