Как меняется образование в Узбекистане. Результаты реформирования

19:38 13 Январь 2020 Общество
114 0

архивное фото

Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан в минувшую пятницу была организована пресс-конференция на тему «Осуществляемая работа и планы на будущее по повышению качества образования в Узбекистане».

Сегодня Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан реализует государственную политику в области повышения качества непрерывного образования до высокого уровня, а также осуществляет мониторинг качества образования и объективную оценку эффективности образовательных процессов. В этом направлении ею внедряется ряд проектов в сотрудничестве со всеми министерствами образования.

Рейтинг школ и высших образовательных учреждений

В 2019 году впервые в истории Узбекистана был объявлен рейтинг общеобразовательных школ (результаты на сайте reyting.tdi.uz). Деятельность 10 процентов общеобразовательных школ (итого 956), рекомендованных Министерством народного образования, была оценена по четырем индикаторам.

Самые высокие места в рейтинге регионов заняли Наманганская, Хорезмская и Навоийская области, на низких позициях оказались Республика Каракалпакстан, Самаркандская и Ташкентская области. В этом году в рейтинг включаются 20 процентов школ (1345), в настоящее время в школах продолжаются контрольные работы и процесс проведения социального опроса. 

Разработан механизм оценки рейтинга высших учебных заведений. В 2018 году впервые был опубликован рейтинг высших учебных заведений, после чего большинство вузов стали пользоваться имеющимися возможностями более эффективно и наблюдались положительные изменения.

В частности, в 2019 году количество педагогов со степенью доктора наук или званием профессора выросло на 23,6 процентов, а количество кандидатов наук или  доцентов – на 19 процентов. Число профессорско-преподавательского коллектива вузов, включенного в лучшую 1000 мира, в 2018 году составляло 128 человек, а в 2019 году достигло 301. 

Аттестация педагогических кадров

С целью справедливой оценки потенциала педагогов и повышения таким путем качества образования и воспитания был пересмотрен порядок аттестации педагогических кадров общеобразовательных учреждений и утверждено Положение о порядке проведения аттестации педагогических кадров дошкольных, общих средних, средних специальных, профессиональных и внешкольных государственных образовательных учреждений от 13 мая 2019 года № 392.

Впервые в 2019 году в сотрудничестве с Министерством дошкольного образования была проведена аттестация 3762 педагогов-воспитателей, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, в сотрудничестве с Министерством культуры – 2700 педагогов специализированных школ искусства и культуры, школ-интернатов, детских школ музыки и искусства, находящихся в ведении Министерства культуры, в сотрудничестве с Академией художеств Узбекистана – 206 педагогических кадров, работающих в подведомственных академии специализированных школах искусства.

Кроме этого, к данному моменту была проведена аттестация заведующих районных (городских) отделов дошкольного образования города Ташкента и Ташкентской области.

С целью создания удобств для учителей общеобразовательных школ в марте-апреле месяцах была проведена очередная аттестация и в мае-июне месяцах была организована внеочередная аттестация. В 2019 году в тестовых испытаниях аттестации педагогических кадров приняли участие 56 736 педагогов. Из них 4457 педагогов показали результаты, соответствующие высшей квалификационной категории, а 24 426 педагогов продемонстрировали результаты, соответствующие первой квалификационной категории. Возможность пройти внеочередную аттестацию в 2019 году была предоставлена впервые.    

По установленному ранее порядку каким бы квалифицированным и уверенным в своих знаниях и потенциале педагог не был, ему приходилось ждать определенное время, так как аттестация проводилась каждые пять лет. Например, для получения первой категории специалисту приходилось ждать 13 лет. По новому порядку для участия во внеочередной аттестации педагог может обратиться с письменным заявлением, не дожидаясь пятилетнего периода.

В 2019 году с заявлением пройти внеочередную аттестацию обратились 35 208 педагогических кадров (из них 6651 для перехода от первой квалификационной категории к высшей, 28 557 – от второй квалификационной категории к первой).

По заключительным выводам, 3036 претендентов (47%) показали результаты, соответствующие высшей квалификационной категории, и 13151 претендент (48,8%), соответствующие первой квалификационной категории. 

Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений

Порядок аттестации и государственной аккредитации образовательных организаций также был усовершенствован путем изучения передового зарубежного опыта. 

Учреждениям была предоставлена возможность самостоятельно оценить свою деятельность и устранить имеющиеся недостатки. На основе новых процедур в 2020-2025 гг. планируется провести аттестацию 8187  дошкольных образовательных организаций, в том числе в 2020 году 1911 ДОО по новому порядку.

В 2019 году проведена аттестация 1646 общеобразовательных учебных заведений, из них 1477 аккредитовано. Согласно плану аттестации общеобразовательных школ на 2020-2024 годы, в 2020 году к аттестации будут привлечены 2514 школ.

Кроме этого, в процессе аттестации и изучения деятельности общеобразовательных школ была оказана практическая помощь по выполнению пяти выдвинутых Президентом важных инициатив, повышению духовности учащейся молодежи и содержательной организации ее свободного времени.

В последние месяцы 2019 года был изучен уровень знаний учащихся 357 специализированных школ и школ-интернатов. Результаты показали несоответствие уровня знаний и усвоения установленным государственным образовательным стандартам. Так, из 12790 учащихся, принявших участие в контрольных работах, знания 7387 (57,8%) были оценены как неудовлетворительно.    

Инспекцией по образованию в продолжении 2018 и 2019 годов 26 вузов привлечено к аттестации из-за истекшего срока действия сертификата аккредитации. По результатам анализа, 12 вузов прошли аттестацию, 13 прошли условно и им был дан один год для устранения недостатков. 1 вуз не прошел аттестацию. 

В сентябре месяце 2019 года направления образования, специальности магистратуры и специализации в 22 вузах и 5 научно-исследовательских учреждениях были заново аттестованы. По результатам аттестации, 15 из 69 направлений образования и 19 из 62 специализаций не прошли аттестацию, информация о прекращении приема была отправлена в соответствующие министерства.

В 2019 году 8 образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации были аттестованы и деятельность 3 была изучена. За последние 2 года 20 из 25 образовательных учреждений по переподготовке и повышению квалификации прошли аттестацию, 3 прошли условно и 2 не прошли аттестацию.

Признание дипломов, полученных в зарубежных странах

По анализам Государственной инспекции по надзору за качеством образования, количество заявлений, касающихся признания и нострификации зарубежных квалификаций высшего образования за последние 3 года выросло в 5,3 раза. В частности, в 2017 году зарегистрировано 2409, в 2018 году 4964, в 2019 году 12867 заявлений. В 2019 году поступило в общей сложности 12867 заявлений на признание и нострификацию документов об образовании в зарубежных странах, из которых 3327 были нострифицированы. В частности, 997 документов были признаны и нострифицированы напрямую (без специальных тестов). 

В 2019 году было принято в общей сложности 25 302 заявки на апостилирование официальных документов, выданных в сфере науки и образования, из которых апостилировано 24 678 документов. Заявки на апостилирование официальных документов, выданных в сфере науки и образования, зарегистрированы по адресу электронной почты http://resultapostille.tdi.uz / и 100% внесен в электронную базу данных.   

Негосударственные образовательные учреждения

Государственной инспекцией по надзору за качеством образования совместно с соответствующими министерствами и ведомствами разработаны новые порядки совершенствования лицензирования деятельности в сфере негосударственных образовательных услуг с учетом требований и пожеланий граждан на основе международного опыта. 

Через Центры государственных услуг и Единого портала интерактивных государственных услуг создана система электронного приема заявлений от граждан для получения лицензии. 

На период 1 января 2018 года в нашей стране действовало 500 негосударственных образовательных организаций, сегодня их число составляет 2561. В частности, количество негосударственных дошкольных образовательных организаций увеличилось со 194 до 1208, количество частных школ – с 30 до 122, внешкольных образовательных учреждений – с 36 до 478, подготовка и переподготовка кадров – с 240 до 751, выданы 2 лицензии частным вузам.

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

"Цветы России" на площадях Ташкента

Фестиваль станет ярким событием культурной жизни Ташкента и покажет важность детского искусства, ориентированного на семейную аудиторию

27 Март 2019