​«Иоланта» в Ташкенте: гимн свету и обновлению

09:25 12 Январь 2019 Культура
619 0

Фото: gabt.uz

В ГАБТе имени Алишера Навои полным ходом идет работа над премьерой легендарной оперы Чайковского

— Мы несколько подустали от драм и апофеоза в искусстве, всем хочется света и добра в оперных спектаклях, — кратко и исчерпывающе объяснила причину выбора премьерной постановки дирижер театра народная артистка Республики Каракалпакстан Аида Абдуллаева.

Со времени недавнего кардинального обновления и реконструкции ГАБТа имени Алишера Навои, ставший визитной карточкой классического искусства всего региона, не устает радовать премьерами. «Реквием» Верди, опера-балет «Хамса» по мотивам произведений Алишера Навои Мустафо Бафоева, балеты «Шахерезада» Рим­ского-Корсакова и «Жар-птица» Стравинского… Теперь ряд постановок нацио­нальной и мировой классики пополнит знаменитая «Иоланта» Чайковского. 
О новом проекте рассказывает дирижер Аида Абдуллаева.

— Какое место занимает эта опера в репертуаре театров других стран?

— «Иоланта» — возвышенная история слепой дочери французского короля, прозревшей благодаря любви, — бессменный спектакль в репертуаре практически всех зару­бежных театров. Огромной популярностью опера пользуется в Большом театре в Москве, Мариин­ском театре в Санкт-Пе­­тер­бурге. Также с большим успехом она идет, к примеру, в оперном театре Алматы.

— Чьей инициативой было поставить «Иоланту» в Ташкенте? Ведь ранее, несколько десятилетий назад, она уже шла на подмостках театра, и это ее возрождение.

— Инициатором постановки любимого произведения выступил весь творческий коллектив: солисты, музыканты оркестра, которых повел патриарх нашего театра народный артист Узбекистана и Азербайджана Фирудин Сафаров. Однако это совершенно новая постановка — от самой трактовки, драматургии до сценического воплощения и оркестрового прочтения.

— В чем заключаются основное отличие и ­акцент нынешней трактовки оперы и самой главной героини?

—В новой трактовке опера видится как прославление света, сама же Иоланта — настоящий ангел: чиста сердцем и душой.

— Кто из солистов задействован в главных партиях? Наверное, это маститые исполнители?

— Главный акцент мы сделали на молодежь, новые имена. Партию Иоланты исполняют Гульнара Альджанова и Малика Норматова, Водемана — Умид Исраилов и Рустам Алимарданов, Роберто — Рахим Мирзакамолов и Насыр Юсупов. Впрочем, не остались в стороне и мэтры: в спектакле задействованы народный артист Узбеки­стана Аваз Раджабов, за­служенные артисты Узбекистана Ольга Александрова, Кирилл Борчанинов, Ринат Титеев, а также Яника Багрянская.

— Чем была примечательна прежняя постановка, в том числе для вас?

— Для меня лично «Иоланта» стала началом всех ­начал — моим первым после стажировки самостоятельным спектаклем в 1998 году. Опера позже стала знаковой и для многих начинавших свою певческую карьеру исполнителей, счастливым стартом на большую сцену. В ней дебютировали Нажмиддин Мавлянов, который позже выступал с главным дирижером Мариинского театра Валерием Гергиевым и в «Метрополитен-опера», Бекзод Давронов, солист Большого театра в Москве, Рамиз Усманов, народный артист Узбекистана, солист ГАБТа имени Алишера Навои.

— Как проходит работа над постановкой, в какой степени готовности она находится?

— Над любимым произведением все артисты — и оркестр, и солисты — работают истово и вдохновенно: за короткий срок с начала проекта все уже почти готово.

— К какому времени ожидать премьеру?

— Если все пойдет по плану и будут вовремя готовы декорации и костюмы, то она состоится в середине марта.

 

Беседовала Надежда И.


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

Эксклюзивное интервью с Исмаилом Джурабековым

Заслуженный ирригатор Узбекистана, крупный специалист в области водного хозяйства Исмаил Джурабеков рассказывает, как и ради чего погибал Арал, о неоднозначных решениях, судьбоносных ошибках и о том, можно ли восстановить утраченное

04 Февраль 2019