Машина есть, а места нет

17:23 03 Октябрь 2018 Общество
584 0
Фото: Х. Йулдашев / Народное слово

Проблему нехватки парковочных мест в Ташкенте можно назвать не просто актуальной, а по-настоящему злободневной. Особенно тяжелая ситуация складывается возле столичных рынков, гипермаркетов, крупных государственных организаций, бизнес-центров, учебных заведений. 

Красноречивый пример — крупный торговый центр «Чилонзор буюм савдо бозори». Машины ставят прямо у дороги, на пешеходных переходах, что создает серьезные заторы для общественного транспорта. На шестиполосной трассе остается лишь небольшой промежуток для движения. В результате — крики, ругань, лихорадочные перебежки пешеходов по шоссе и напряженные нервные водители, боящиеся ненароком в этой толчее задеть чью-либо машину, сбить пешехода и одновременно желающие быстрее проехать этот опасный участок. На территории самого базара функционируют автостоянки, но многие водители из своих соображений предпочитают парковаться прямо у дороги. 

Или другой пример. Одна из центральных улиц города — улица Тараса Шевченко. Поскольку она пересекается с тремя магистралями, здесь всегда оживленное транспортное движение. К тому же здесь плотная застройка: тут расположены жилые дома, на первых этажах которых работают кафе, рестораны, магазины, размещены офисы компаний, и здания ведомств, две школы. Утром и вечером просто не протолкнуться, поскольку крайние полосы всегда забиты под завязку припаркованными автомобилями. И вокруг на километр ни одной парковки. 

Проблема усугубляется также большим количеством запрещающих парковку знаков в городе. Их можно убрать без особого вреда для трафика или безопасности дорожного движения. Для того чтобы изменить ситуацию, ГУВД частично демонтировало запрещающие знаки в центре города, сняв, по информации управления, за несколько дней свыше ста штук. Но это отнюдь не снизило уровень проблемы: многие автовладельцы продолжают незаконно ставить машины вдоль дорог. 

— Я сам постоянно сталкиваюсь с этой проблемой на дорогах, особенно в часы «пик», — говорит водитель со стажем Анвар Комилов. — Если вы проедете утром или вечером по центральным улицам, около крупных торговых точек, то увидите длинные ряды автомобилей вдоль трасс. Сотрудники, следящие за порядком на автодорогах, попросту не успевают оформлять правонарушителей. Следует отметить, что и сама система штрафования весьма бюрократична: чтобы наказать нарушителя, следует оформить протокол в его присутствии, заполнить ряд бумаг. Это отнимает время как самих автовладельцев, так и сотрудников, контролирующих порядок на дорогах. Необходимо пересмотреть систему штрафования — упростить ее, сделать более прозрачной. 

Фото: Х. Йулдашев / Народное слово

Не лучше ситуация обстоит с парковочными местами на жилых массивах. Из-за массового сноса гаражей машины стало негде ставить, а парковки так и не построили. Автовладельцы оставляют машины прямо на пешеходных переходах, газонах, детских площадках в нарушение всех правил. В столице немало примеров, когда в жилых кварталах при содействии махалли собственными силами жильцов строятся удобные автостоянки, но в большинстве случаев ситуация оставляет желать лучшего. Парковки на жилых массивах — уже не роскошь, а жизненная необходимость, и при их проектировании и возведении должны особенно тщательно вестись градостроительные расчеты, учитываться мнения самих жителей. 

Необходимо признать, что до этого разработке и реализации программы долгосрочного развития системы парковок в столице, разгрузке общественного движения не уделялось должного внимания. Первые шаги к решению этого вопроса были сделаны в мае прошлого года, когда хокимият города озвучил комплекс мер по развитию системы общественного движения и строительства сети парковок в столице, рассчитанный на 2017—2021 годы. В частности, предусматривалось построить в Ташкенте современные многоэтажные паркинги и бесплатные открытые стоянки. Были разработаны специальные типовые проекты многоуровневых парковок — двухуровневые вместимостью 80 автомест, трехуровневые, рассчитанные на 144 автоместа, и шестиуровневые с объемом 532 парковочных места. Однако серьезных масштабных работ в Ташкенте не проводилось, и многие из этих проектов так и остались только на бумаге. 

Учитывая вышеизложенное, ясно — нужны не точечные, а кардинальные меры для решения актуальной проблемы.Сегодня власти города стараются активно развивать диалог с бизнесом: на регулярной основе проводят встречи с предпринимателями, организуют инвестиционные площадки, где предлагаются разные муниципальные проекты. Одно из первых инвестиционных предложений в этом направлении — проект по созданию паркоматов, выдвинутый на рассмотрение отечественной компанией «Mobile Solutions Service (MSS)». Согласно ему, вдоль крупных трасс будут организованы системы платных уличных парковок с поминутной и почасовой оплатой, которую можно будет производить как наличными через паркомат, так и через мобильные платежные системы «PayMe» и «Click». За порядком на парковках будут следить инспекторы — сотрудники хокимията, которые через специальное мобильное приложение смогут проверить оплату и выписывать штраф в случае нарушения правил парковки. По словам руководителя проекта Рустамбека Мансурова, объем инвестиций должен составить около двух миллионов долларов. Городской хокимият уже одобрил предложенную идею. Также даны налоговые льготы предпринимателям, оказывающим услуги по временному хранению автомототранспортных средств: с 1 октября они освобождены от уплаты фиксированного налога с переходом на уплату единого налогового платежа либо общеустановленных налогов.

Несомненно, реализация данного проекта позволит временно снизить уровень проблемы и пополнит бюджет города, но он не решит главной проблемы — отсутствия многоуровневых автостоянок в черте города. В Ташкенте немало общественных мест, где на небольшом участке высокая концентрация зданий, но отсутствуют автостоянки. Такие непродуманные локальные застройки приводят к формированию проблемы в масштабах всего города. Практика зарубежных стран показывает, что при возведении какого-либо объекта среди обязательных пунктов числится организация автостоянки с учетом максимальной вместимости. И поэтому важно на законодательном уровне прописать, что любая постройка — будь то многоэтажного дома или общественного здания, развлекательного или спортивного центра — в обязательном порядке предусматривает создание достаточного количества парковочных мест. И здесь следует максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы. 

 В этом плане одним из удачных примеров может служить многоуровневая автостоянка, возведенная при торгово-развлекательном центре «Самарканд Дарвоза». 

Фото: Х. Йулдашев / Народное слово

— При строительстве торгово-развлекательного центра мы в обязательном порядке рассматривали вопрос возведения автостоянки с целью создания удобств для посетителей, — отмечает его директор Бобир Якубов. — Поскольку проектирование и строительство многоэтажных парковок — дело весьма кропотливое и трудоемкое, мы постарались применять последние достижения в этой сфере. Во-первых, рационально использовали имеющуюся землю. К примеру, для того чтобы разместить 600 автомобилей, потребуется территория как минимум в 21 тысячу квадратных метров. А шестиэтажная парковка занимает площадь всего в три тысячи квадратных метров. Во-вторых, постарались создать максимальные удобства для посетителей-автовладельцев. Автостоянка расположена в доступном месте. Плюс парковка оснащена лифтами, а также переходными мостами, которые позволяют перейти прямо в торговый центр. В-третьих, повышенное внимание уделяли обеспечению безопасности. Так, при строительстве мы применили монолитную технологию, что повышает прочность конструкции и позволяет выдержать землетрясение до 9—10 баллов. Помимо этого, мы разработали систему противоугонной и противопожарной безопасности — оснастили парковки камерами, сигнализацией, навесами для защиты от осадков и солнечных лучей. В качестве дополнительных опций предусмотрели места для парковки мотоциклов и велосипедов. На первом этаже также работает автомойка. То есть постарались создать целую инфраструктуру, позволяющую сделать обслуживание посетителей ТРЦ «Самарканд Дарвоза» комфортным и безопасным. Несмотря на это, парковочных мест все равно не хватает, особенно в выходные и праздничные дни. Поэтому мы планируем построить еще одну автостоянку, тем самым увеличив количество парковочных мест в два раза. Уже утверждены документы, готов план работ. По приблизительным подсчетам, автостоянка будет сдана в эксплуатацию в 2020 году. 

Развитие любого города предполагает в своей основе создание максимальных удобств для его жителей с эффективным использованием имеющихся ресурсов. Строительство многоуровневых парковок позволит избежать проблемы мегаполисов — многочасовых пробок, и тем самым снизить нагрузку на общественное движение. Принятый указ послужит основой для дальнейших изменений в этой сфере, в том числе по разработке «дорожной карты» — долгосрочной программы развития системы парковок в столице.

Но все действия будут иметь эффект только тогда, когда изменится само отношение к этой проблеме со стороны граждан. Когда каждый автовладелец поймет, что неправильная парковка нарушает не только правовые, но и этические нормы, мешая другим водителям и создавая опасные ситуации на дороге. Когда бизнес станет социально ответственным и будет искать не только коммерческую выгоду, но и заботиться о своих клиентах, прилагать усилия для  общего блага и вносить посильный вклад в улучшение жизни горожан. 

Саидазиз ШОРАСУЛОВ.
 

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz   


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

Звезды русского балета прибыли в Ташкент 

В ближайшее время мэтры сцены приступят к постановке одноактных балетов М. Фокина:  «Шахерезада»  и «Жар-птица»

15 Октябрь 2018