Электронная коммерция: реальный доход или теневая экономика

17:02 19 Март 2019 Экономика
841 0

Иллюстративное фото

Популярность интернет-магазинов бьет все рекорды. Данная сфере набирает обороты и в Узбекистане. Правовой основой функционирования виртуальных торговых точек служит принятый в новой редакции в 2014 году Закон «Об электронной коммерции».

Зачастую интернет-предприниматели не имеют госрегистрацию и не платят налоги. Особенно это касается интернет-магазинов в социальных сетях и мессенджерах, к примеру, Instagram, Facebook, Telegram. Скорость и простота  регистрации аккаунта, отсутствие стартовых вложений, анонимность способствуют увеличению количества предприимчивых людей, организующих бизнес в просторах Глобальной сети. Отследить подобных «предпринимателей» крайне сложно. Кроме того, их количество настолько велико, что правоохранительные органы физически не могут найти концы всех интернет-магазинов. Эти факторы дают импульс расцвету субъектов предпринимательства, не прошедших государственную регистрацию.

Переписку, последующее вручение третьими лицами (почтой и т.п.) товаров и получение оплаты (через банки, почту, электронные деньги) гораздо легче доказать, нежели установление фактов предпринимательской деятельности, свидетелями которых были только продавцы и покупатели, а передача товаров и денег никак не документировались.

Согласно Закону «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», предпринимательской деятельностью является инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность. Субъектами предпринимательской деятельности являются юридические и физические лица, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность. 

Интернет-торговля имеет все признаки предпринимательства, так как она направлена на систематическое получение прибыли. Значит, если гражданин решил открыть сайт, страницу в социальной сети, либо канал в мессенджере для реализации товаров (работ и услуг) и извлечения прибыли, то ему необходимо пройти государственную регистрацию в качестве субъекта предпринимательства.

Кроме того, согласно Закону «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», субъект предпринимательства обязан уплачивать налоги и другие обязательные платежи. Согласно статье 176 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан в случае невыполнения требований законодательства наступает административная ответственность. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации влечет наложение штрафа: в зависимости от полученного дохода — от 5 до 50 минимальных размеров заработной платы с конфискацией предметов правонарушения. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации может привести к уголовной ответственности, если в результате ее осуществления был получен неконтролируемый доход в особо крупном размере. В этом случае предусмотрено наказание в виде лишения свободы до пяти лет. Уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей влечет административную ответственность в соответствии со статьей 174 Кодекса об административной ответственности, либо уголовную, согласно статье 184 Уголовного кодекса, в зависимости от размера полученного дохода. 

Кроме того, не стоит забывать и о том, что существуют некоторые виды деятельности, которые подлежат лицензированию. Деятельностью без лицензии также влечет ответственность, вплоть до уголовной.

Еще одной серьезной проблемой, связанной с интернет-торговлей, является защита прав потребителей. В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на получение достоверной и полной информации о товаре (работе, услуге), изготовителе (исполнителе, продавце), надлежащее качество, возмещение убытков и др. 

Отношения в области электронной коммерции регулируются Законом «Об электронной коммерции». Участник электронной коммерции — продавец товаров (работ, услуг) — обязан соблюдать требования законодательства о защите прав потребителей при реализации товаров (работ, услуг) в электронной коммерции. Однако проблема в том, что данный закон распространяется на куплю-продажу товаров (работ, услуг), осуществляемых в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем. 

Большинство интернет-магазинов, к примеру в социальных сетях Instagram, Facebook, в мессенджерах Telegram, не предлагают заключение договоров с покупателями. В результате подобные онлайн-магазины остаются вне правового поля, что в свою очередь означает, что потребителю будет сложно отстоять свои права. К примеру, большинство интернет-магазинов открыто заявляют в своих профилях о том, что товар обмену и возврату не подлежит, что является нарушением Закона «О защите прав потребителей». 

Проблемы, связанные с интернет-торговлей, требуют обдуманного и взвешенного решения. Прежде всего стоит пересмотреть налогообложение субъектов электронной коммерции, существенно снизив и упростив его. В этом случае незаконные предприниматели охотнее пойдут на сделку с государством, предпочитая уплачивать минимальный налог, нежели рисковать уплатой штрафа и конфискацией товара. 

Наряду с налоговыми льготами целесообразно ужесточить контроль за подобными «предпринимателями», к примеру, организовать специальные комиссии правоохранительными органами, которые будут осуществлять виртуальные проверки посредством контрольных закупок у интернет-торговцев. 

Гражданам, заинтересованным в предпринимательской деятельности через интернет, нельзя забывать о законодательстве. Покупателям стоит задуматься, совершая очередную покупку у сомнительных «предпринимателей», так как они тем самым вносят вклад в развитие «теневой экономики».

Бернара АХМЕДОВА,сотрудник Министерства юстиции.

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz  


 


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

"Цветы России" на площадях Ташкента

Фестиваль станет ярким событием культурной жизни Ташкента и покажет важность детского искусства, ориентированного на семейную аудиторию

27 Март 2019