Эхо прошлого, звонкий голос современности

15:28 08 Апрель 2019 Общество
384 0

Фото: Динара Чиркова/"Народное слово"

Международный фестиваль искусства бахши в Термезе открыл Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

В этот день сурхандарьинцев и гостей фестиваля радовала ясная погода. Весеннее солнце согревало теплом празднично украшенные аллеи и площади города, одаривая всех участников радужным праздничным настроением. Особый торжественный вид городу придали также разноцветные флаги десятков государств, принимающих участие в форуме искусства, красочные панно и декорации, искренние улыбки хозяев торжества, радушно принимающих гостей. 

За два последних года в Узбекистане началась новая эпоха — эпоха обновления во всех сферах социально-экономической жизни, в том числе культуры и искусства. За этот период принято более 
20 указов и постановлений Президента, свыше 50 документов правительства, направленных на развитие сферы. Узбекистан открыт миру, устранены все препоны для взаимовыгодного общения и обмена опытом с международным сообществом. 

С большим воодушевлением наш народ принял постановление главы государства «О проведении Международного фестиваля искусства бахши» от 1 ноября 2018 года. К фестивалю подготовлен каталог, посвященный искусству бахши, издан объемный книжный альбом «Узбек бахшилари», ряд других уникальных по сути и значению материалов. К примеру, переведен на английский язык дастан «Алпомыш», который любит не только узбекский народ, но и казахский, каракалпакский, таджикский и другие. Нигде в мире не проводится фестиваль, посвященный искусству макома, бахши, других нематериальных ценностей мировой цивилизации. А они очень значимы для сохранения этих уникальных видов искусства как для науки, так и в жизни. Столь огромное внимание, уделяемое на государственном уровне, станет важнейшим фактором для их развития. И для сказителей, бахши, халфа, жиров и акынов фестиваль станет хорошим стимулом. Согласно постановлению Президента, обладателя гран-при ждет премия размером в семь тысяч долларов. 

Фестиваль начался с научно-практической конференции с участием ученых и специалистов из 75 стран, осуществляющих деятельность в области искусства фольклора и этнографии. Ими сделаны презентации о международном сотрудничестве по сохранению нематериального культурного наследия Центральноазиатского региона, об истории традиций бахши, особенностях исполнительского мастерства, проблемах и эстетических мировоззрениях сказителей, ряду других направлений. 

Как отмечали в выступлениях спикеры, международный фестиваль, в частности, проводимая в рамках этого форума научно-практическая конференция, зададут новый импульс дальнейшему кропотливому изучению памятников нематериального культурного наследия, повышению их роли и значения в воспитании подрастающего поколения, укреплении отношений дружбы и взаимного сотрудничества между народами, расширении спектра научной и культурно-просветительской деятельности представителей разных стран. 
В рамках фестиваля каждая иностранная делегация совершает экскурсии в Термезский археологический музей, Старый Термез, мавзолейные комплексы Ат-Термизи, Султан Саодат, на объекты старины Кырк-кыз, Фаязтепе и многие другие. 

На обширной территории парка у Дворца искусств демонстрируются концертные программы с участием художественных и творческих коллективов Каракалпакстана, областей и Ташкента. Посетителей магнетически притягивают к себе волшебные песни бахши-сказителей, сопровождаемые переливами домбры, чанковуза, дойры, ная, дутара, аккордеона. Ими можно насладиться здесь, на площадках, оформленных пестрыми вышивками-сюзане, цветастыми коврами, макетами памятников архитектуры и археологии, демонстрацией народных костюмов и традиций, присущих каждому из регионов страны.

Тут же продолжила работу обширная экспозиция с участием представителей науки, культуры, искусства и ремесленничества. Оживленно общаются, покупая заинтересовавшие их книжные новинки, посетители выставки-ярмарки, на которой представлена издаваемая в стране печатная продукция. Радует, что среди них немало молодежи, детей  с родителями, что свидетельствует о развитии культуры книгочтения среди населения. Бойкая торговля идет и у лотков с сувенирной продукцией, традиционными сладостями, национальной одеждой. 

Говорят участники фестиваля:

Квон Ду Хён, директор Всемирного фонда конфуцианской культуры (Республика Корея):


— Наш центр был создан в 2010 году в городе Андонге, который считается центром развития древней конфуцианской культуры. Мы реализуем адресные проекты и программы, направленные на изучение основ этой культуры, распространение в мире ее традиций и ценностей. На фестиваль в Термез я прибыл с конкретными целями — узнать о влиянии конфуцианства на развитие Великого шелкового пути, собрать информацию об истоках формирования в южном регионе Узбеки¬стана буддийской культуры. Кроме того, планирую выявить общие стороны искусства бахши и корейского пансури, их особенности, что найдет отображение в документальном фильме, который мы намерены подготовить на основе взаимного сотрудничества с узбекскими специалистами.

Метин Екижи, заместитель председателя Комитета по нематериальному культурному наследию ЮНЕСКО в Турции, профессор:


— У нас, как и в Узбекистане, сказители издавна пользовались огромным авторитетом в народе. Во многом благодаря этому искусство бахши сохранилось и в нашей стране. Сейчас оно, впрочем, нуждается в кропотливом изучении основ, выявлении проблем и потребностей для сохранения будущим поколениям, всестороннего развития. С этой точки зрения весьма ценным представляется опыт Узбекистана, где уделяется огромное внимание сохранению памятников старины, культурным раритетам прошлого, реализации комплексных мер по динамичному развитию культуры, искусства, науки и образования. Именно взаимодействие этих сфер как на национальном, так и международном уровнях может способствовать выводу работы в данном направлении на качественно новую высоту. Думаю, что международный фестиваль в Термезе задаст тон этой работе, укрепив связи между народами и наладив плодотворный диалог для совместной деятельности. Достоин признания состав гостей фестиваля, сформированный из видных ученых-этнографов, фольклористов, искусствоведов, которым, не сомневаюсь, есть много о чем рассказать из своего опыта, обсудив актуальные проблемы и дальнейший вектор взаимодействия. 

Питер Фелч, основатель сайта «КультЕвразия» (Австрия):


— Я историк, долгое время занимаюсь исследованием особенностей культуры стран Центральноазиатского региона, в том числе Узбекистана. Уникальные ценности и традиции вашей страны произвели неизгладимое впечатление. Это подвигло на создание неправительственной некоммерческой организации, главной миссией которой является укрепление взаимного сотрудничества ученых и общественных деятелей Австрии с Узбекистаном. Нами реализуются проекты по культурному обмену двух стран, недавно совместно с посольством Узбекистана в Австрии провели Дни культуры Узбекистана, организовали выставки. Теперь хотим пригласить к нам узбекских бахши, обговариваем возможности для этого, ищем источники финансирования, заинтересованных партнеров. У нас есть совместная история, которую я намерен исследовать более тщательно.  К примеру, в Узбекистане в послевоенные годы прошлого столетия содержалось 200 военнопленных из числа моих соотечественников, которые приняли участие в строительстве социально значимых объектов в Ташкенте и Самарканде, основали свой хор, оркестр, которые в дальнейшем заняли определенное место в культурной жизни этих регионов. Факты нашего совместного прошлого находятся сейчас в центре внимания. Ищу всех, кто владеет хоть какой-нибудь информацией об этом. 

Жан Дуран, ученый-фольклорист, профессор (Франция):


— Мне посчастливилось впервые побывать в этом прекрасном южном регионе Узбекистана. В рамках фестиваля для нас организовали интересную экскурсию по достопримечательным местам региона, чтобы ознакомиться с историей памятников археологии и культуры, убедиться в том, что этот регион является одним из центров формирования древней цивилизации. Сурхандарья поразила еще и богатством местного фольклора, традиций и обрядов в области этнографической культуры. Впервые довелось услышать выступления бахши, который буквально заворожил нас своим неповторимым голосом, манерой исполнения, мощной харизмой, ассоциирующейся с самобытной многовековой культурой узбекского народа.  С огромным воодушевлением принимаю участие в работе конференции, где черпаю много новой информации, значимой для научного сообщества всего мира. 

Нафиса Тулебаева, директор Центра сэсэнов-сказителей (Республика Башкортостан, Россия):


— Узбекские собратья задали хорошее начало для работы по сохранению объектов нематериального наследия предков. На фестиваль мы привезли книги о сэсэнах — так называют у башкир народных сказителей, традиционно исполняющих сказания в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбиры. Они считаются носителями устной народной памяти нашего народа, играя важную роль в поддержании родовой и общенациональной идентичности. Издавна они также выполняли важную миссию в оценке социально значимых событий и гармоничном воспитании поколений. По инициативе нашего центра не раз проводились фестивали, конференции, конкурсы, направленные на сохранение идентичности башкирского народа и его культурного наследия. Мы также приложили усилия к открытию в республике школ по подготовке сэсэнов. Именно об этом опыте хотим рассказать на конференции, обменяться мнениями, предложениями, наладить сотрудничество с узбекскими учеными и практиками. 

Курбон Норхурозов, скульптор, лауреат премии «Эътироф» (Узбекистан):


— С раннего детства я рос под влиянием эпических дастанов, услышанных от сказителей-бахши в Кашкадарье. Увлекшись, прочитал книгу «Алпомыш», где рассказывалось о подвигах легендарного героя из Байсуна. Кто же тогда знал, что много лет спустя именно он станет главным героем моих работ, даруя нескончаемое вдохновение и духовную силу. Может быть, именно то, что Алпомыш был главным героем из моего детства, на которого я старался равняться, мечтал быть похожим, и стало причиной моего успеха в 1999 году на творческом конкурсе по созданию лучшего памятника Алпомышу. И вот, спустя двадцать лет, вновь посчастливилось работать в этом направлении, получив госзаказ.  Прежде чем приступить к работе,  перечитал книгу, прослушал видеозаписи с выступлениями именитых бахши и проникся их настроением, понятиями, усвоенными из далекого детства: добро побеждает зло, только опираясь на отвагу и силу воли, верность традициям и любимому краю, родному народу. Все эти идеи я постарался отобразить в своем новом варианте памятника Алпомышу: сквозь облака он спешит на верном коне Байчибаре, чтобы защитить любимую Родину, своих близких, свой народ. 
Верю, что благодаря фестивалю, посвященному искусству бахши, мы достигнем сильнейшего прорыва в области воспитания гармонично развитого поколения. Ведь новые поколения патриотов, преданных идеалам добра и справедливости, могут вырасти лишь тогда, когда народ пом¬нит и ценит своих героев. Подчеркну, что организация международного форума — только один из пунктов постановлений Президента и правительства, направленных на возрождение и дальнейшее развитие искусства бахши. Трудно найти другое такое государство, где столь масштабно и многогранно заботятся о своем настоящем и будущем, верно храня вековые традиции. 

Гулбахор ТАНГИРОВА, 
«Народное слово».
 

 

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

"Цветы России" на площадях Ташкента

Фестиваль станет ярким событием культурной жизни Ташкента и покажет важность детского искусства, ориентированного на семейную аудиторию

27 Март 2019