Джахонгир Ахмедов:  «Лучшие специалисты кинематографии воспитываются на съемочных площадках»

14:44 24 Январь 2019 Культура
331 0

Президент на совещании по развитию национального киноискусства и киноиндустрии отмечал, что деятели кино, эффективно используя предо­ставленные возможности, должны направить все свои силы и творческую энергию на выполнение важнейшей задачи — создание фильмов о древней истории нашего народа, подвигах великих предков, чтобы воспитать подрастающее поколение в духе уважения прошлого, идей независимо­сти.

Одним из первых на экраны вышел художественно-публицистический фильм «Исломхужа». Первая картина такого жанра была показана в кинотеатрах. Фильм успешно презентован и в Соединенных Штатах Америки. Премьера организована при помощи посольства Узбекистана в США в Вашингтоне, где участвовало около 300 человек.

Беседа нашего корреспондента с режиссером картины Джахонгиром Ахмедовым зашла об особенностях и сложностях создания фильмов, отражающих историю.

— Обычно режиссеры для своих картин рассматривают варианты более известных личностей. А вы выбрали того, о ком люди, даже живущие в нашей стране, мало знают. Почему?

— В истории за яркими личностями порой скрываются те, кто внес огромный вклад в развитие страны. Так и Исломхужа, жизнь которого мы изучали долгое время. Он был истинным реформатором. Являясь правой рукой Мухаммада Рахим-Хана II, именуемого в народе Ферузхоном, сделал немало добрых дел на благо народа, смело выступал с идеями, служащими интересам простых жителей Хивы. Мне хотелось раскрыть зрителям его личность. Уверен, что о нем не знали 80, а то и 90 процентов молодых ­узбекистанцев. Мы даже изучили статистику: если до выхода фильма в Википедии имя реформатора искали ежедневно 1,5—2 тысячи раз, то после выхода трейлера картины эта цифра превышала десять тысяч.

Пройдя уже целый путь — от сбора данных до презентации фильма — могу с уверенностью сказать, что соз­дание картин такого жанра закаляет режиссера и его команду. К изучению исторических данных отнеслись очень серьезно, пришлось месяцами сидеть в архивах Узбекистана и России, изучая детали. Мы не имели права на ошибку, нужно было создать атмосферу тех лет, а героев — более достоверными и близкими к народу. Но в архивных бумагах встречаются только факты. Переходя от сухих фактов к ­художественным образам, мы не могли искажать историю.

— А как же творческий вымысел? Ведь многие известные кинодеятели прибегают к нему, создавая собственных героев.

— В Узбекистане только открыли путь для создания фильмов об исторических личностях. Многие годы наши творческие люди не решались взяться за это дело. Возвращение к данному жанру требует осторожно­сти. Названный вами прием часто используется в голливудских фильмах. До сих пор помню слова одного киноведа, которая участвовала в пресс-конференции в Вашингтоне, посвященной премьере фильма «Исломхужа». После просмотра она сказала, что нам не стоит учиться у голливудских режиссеров, которые, создавая картины о древних героях, изменили историю на свой лад, и теперь молодежь Америки не владеет достоверной информацией. Также она заметила, что в нашем фильме приводятсяточные данные, называется, где и в каком архиве они находятся. Тогда и окрепла моя уверенность в правильности нашего пути.

— Правда, что создание исторических фильмов требует больших затрат?

— Средств, выделенных для фильма «Исломхужа», ничуть не больше тех, которые выделяются для других картин. Могу даже назвать сумму: 1 миллиард 300 миллионов сумов с учетом налогов. Недавно вышедший на большие экраны нашумевший, но сильно разочаровавший, по моему мнению, зрителей фильм (не стоит даже называть его, все и так понимают, о чем речь) еще раз доказал, что не все зависит от средств. На него было потрачено в 15 раз больше, чем на нашу работу.

Здесь же хочу затронуть еще один наболевший вопрос нашего кинематографа. Почему-то многие считают, что на главные роли исторических картин стоит приглашать актеров из-за рубежа. Смею не согласиться с этим. Мне тоже предлагали на роль Исломхужи рассмотреть зарубежного артиста. Мы смогли доказать, что наш Улугбек Кодиров сыграет лучше любого иностранного профессионала. Режиссерам нужно доверять своим актерам, а не искать решение за границей.

Так же было и с созданием исторических костюмов. Когда столкнулись с этим вопросом, нам сказали, что у нас нет таких специалистов и надо заказывать костюмы в Турции. Мы не согласились, привлекли наших дизайнеров, портных. Эскизы исправлялись по нескольку раз, готовые вещи не­однократно переделывались, но в итоге мы получили нужные варианты одежды.

— Значит, у нас есть проблема нехватки кадров в этой области?

— И не только. Стоит отметить, что с открытием пути для режиссеров в создании исторических картин стали видны другие проблемы. С запуском нескольких художественных фильмов в основном все профессионалы оказались задействованы. Для других картин уже не хватало художников, костюмеров, гримеров. Выяснилось, что нет второго состава: второго режиссера, оператора и других. Это следствие того, что в свое время узбек­ское кино разделили на государственное, то есть профессиональное, и частное — так называемое любитель­ское. И первая группа не уделила внимание подрастающему поколению специалистов сферы, не взяла их под свое крыло, не применяла проверенную годами традицию «мастер — ученик». Каждый деятель кино знает, что лучшие кадры кинематографии воспитываются не в вузах, а на съемочных площадках. Без преемственно­сти поколений невозможно создавать по-настоящему яркие талантливые фильмы. Старшему поколению нужно возобновить воспитание молодых специалистов именно с момента создания картин. Только тогда при непрерывной работе через четыре-пять лет в узбекской кинематографии не будет кадровых проблем.

Беседовала Гулбахор АЗИМОВА.

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz

 


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

"Цветы России" на площадях Ташкента

Фестиваль станет ярким событием культурной жизни Ташкента и покажет важность детского искусства, ориентированного на семейную аудиторию

27 Март 2019