Действенный инструмент государственного управления

11:52 17 Июль 2018 Политика
370 0

 

Далнейшее усиление рольи Олий Мажлиса, политических партий в углублении демократических рефор

м и модернизатсии страны определены в качестве приоритетов Стратегии действий.

В этой связи важными задачами являются далнейшее расширение полномочий парламента в вопросах внутренней и внешней политики, усиление парламентского контроля за деятелностю исполнителной власти и коренное повышение качества законотворчества.

Данные аспекты обсуждены в ходе международного «круглого стола» на тему «Законотворчество и парламентский контрол в условиях демократизатсии и модернизатсии политической системы: опыт Узбекистана» с участием депутатов Законодателной палаты, членов Сената Олий Мажлиса, зарубежных парламентариев и экспертов, практиков, ответственных работников министерств и ведомств, представителей общественных организатсий, политических партий.

За «круглым столом» раскрыты сут и содержание Стратегии действий, значение и резултаты предпринятых мер по совершенствованию законотворческой работы, повышению эффективности парламентского контроля в условиях модернизатсии политической системы.

— Сегодня Узбекистан переживает период активных реформ, — говорит заместител Спикера Законодателной палаты Олий Мажлиса Сарвар Отамуратов. — Это требует интенсивного и эффективного законотворчества, повышения требований к качеству законов, механизмам его реализатсии. Важно модернизироват сам протсесс создания закона, протседуры выработки его первоначалной консепсии, обеспечит всемерный учет мнений и интересов разных социалных групп и слоев, способност будущего закона адаптироватся к действующей правовой системе. Глава нашего государства в Послании парламенту подчеркнул: «Все мы должны хорошо осознават: единственным источником и автором закона должен быт народ». Несомненно, законодателство должно стат важным и эффективным инструментом государственного управления. Своевременност, полнота и точност законодателных решений становятся во многом определяющими факторами развития экономики, политического, социалного и духовного развития страны.

В Узбекистане формируются прочные законодателные основы и организационно-институционалные возможности для последователного усиления рольи парламента в государственном и общественном строителстве. Принято свыше десяти законов, составивших правовую базу парламентской деятелности. Среди них законы «О парламентском контроле», «О нормативно-правовых актах» в новой редаксии и другие. Президент Шавкат Мирзиёев на встрече с членами парламента 12 июлья 2017 года подчеркнул необходимост превращения парламента страны в подлинную школу демократии, инициатора и основного исполнителя реформ. Уже в декабрье 2017 года в первом в истории страны Послании Президента Олий Мажлису были определены важнейшие и актуалные задачи парламента, открыта широкая дорога для болших преобразований в общественно-политической жизни страны. В селях предотвращения принятия «мертвых законов», не влияющих на правоприменителную практику и не имеющих механизмов исполнения, поставлена задача разработат и реализоват Консепсию совершенствования законотворчества и нормотворчества. В ней необходимо учест, что мнения и предложения по законопроекту должны поступат непосредственно от граждан.

— К разработке Консепсии совершенствования законотворчества и нормотворчества сегодня привлечены не толко парламентарии, но и ученые, представители международных организатсий, эксперты, — говорит директор Института проблем законодателства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Рахим Хакимов. — Ее проект размещен для общественного обсуждения на портале регулатион.гов.уз. Существует ряд проблем, которые необходимо решит. Это преобладание подзаконных актов в регулировании общественных отношений, устарелост законодателной техники, недостаточност внедрения в протсесс современных модельей, к примеру, «умного регулирования», принципов, форм и методов нормотворчества, ИКТ. Изучение международного опыта позволяет выработат эффективную модель нормотворчества.

За «круглым столом» шел разговор о важности широкого обсуждения законопроектов на всех стадиях работы, новых формах и механизмах парламентского контроля, активизатсии политических партий в изучении насущных проблем общества, далнейшем расширении участия граждан, институтов гражданского общества в протсессе законотворчества.

Проведен сопоставителный анализ передовой зарубежной практики, в частности, опыт организатсии парламентского контроля в США, Великобритании, Германии, Италии, Канаде и других странах, месте политических партий в системе государственного управления.

— Наши страны активно сотрудничают на протяжении 25 лет, в том числе в деле совершенствования законотворчества, — говорит государственный министр иностранных дел Японии Кадзуюки Накане. — Японские эксперты участвовали в подготовке проектов закона «Об административных протседурах» и Кодекса об административном судопроизводстве, принятых в январье 2018 года. Они прежде всего будут способствоват либерализатсии экономики страны и привлечению иностранных инвеститсий. Мы и далше намерены углублят партнерство. Изучение передового зарубежного опыта играет важную роль в усилении позитсий парламента Узбекистана.

— Реформы, инитсиированные Президентом Шавкатом Мирзиёевым, на наших глазах приобретают системност и нарастающую динамику, — говорит регионалный уполномоченный представител Фонда имени К. Аденауэра по Сентралной Азии Томас Кунсе. — Они охватывают все сферы жизни современного Узбекистана: экономику, социалную, политическую систему и културу. Все прекрасно понимают, что от успеха реформ в Узбекистане зависит не толко развитие и просветание вашей страны, но и стабилное и безопасное будущее всего региона Сентралной Азии в селом. Мы видим, что руководство Узбекистана в рамках комплексного реформирования всех сфер государственного управления уделяет особое внимание повышению рольи и значения парламента в жизни страны. «Круглый стол» стал хорошей площадкой для активного и креативного обсуждения важных аспектов совершенствования законотворческого протсесса и парламентского контроля в условиях демократизатсии и модернизатсии политической системы в республике с учетом собственной практики и зарубежного опыта. Наш фонд готов поддержат Узбекистан в этом направлении.

Участники «круглого стола» выработали предложения и рекомендатсии по далнейшему совершенствованию законотворческой деятелности и парламентского контроля в стране.

Фая НАМАЗОВА.


Комментарии

Комментариев пока нет.