"Давайте, вместо ажиотажа, разберемся с деталями", - предлагает министр народного образования страны

13:19 12 Июнь 2019 Общество
214 0

Фото: Sputnik Узбекистан - Орбита Sputnik

Давайте, вместо ажиотажа разберемся с деталями, как обстоят дела с устройством ребенка в школу. Ежегодно от разных лиц, работающих в различных «важных и влиятельных» организациях, поступают «убедительные просьбы» устроить детей в «престижные школы» города Ташкента. Директор одной из этих школ сообщила, что в прошлом году количество «позвоночников» (интересно, есть даже такой термин среди учителей и директоров школ!) превысило 100 человек! 

При этом, чтобы устроить ребенка в такую «престижную школу» родители платили посредникам и некоторым нечестным сотрудникам системы образования незаконные платежи в «известных всем» ставках. Опросы в социальных сетях показывают: чтобы устроить ребенка в школу большинство респондентов платили эти ставки или вносили плату в виде строительных материалов, и т.п. 
И ведь самое худшее, что из-за такого положения дел, страдали те, кто, проживая в микроучастке школы, не мог зачислить своего ребенка в эту школу. И всегда крайними были директора школ. Даже если кто-то устроил своего ребенка без оплаты, но с «нажимом сверху» или другими «силовыми или запугивающими» способами, крайним всегда оставался директор, якобы получивший взятку за это «решение вопроса». 

Например, в данной таблице выборочно показаны восемь школ Ташкента из списка востребованных. В этих школах количество учащихся превышает мощность школы более чем в два раза, т.е. даже в двух сменах невозможно организовать нормальный учебный процесс. В этих школах видно, что в прошлом году около 70-90% первоклассников приняты из других микроучастков, основная часть которых «позвоночники».

Т.е. столько детей были устроены «по звонку» от разных организаций. Теперь этого «телефонного права» не будет! Директора этих школ не смогут никого устроить по своему усмотрению, поэтому к ним обращаться бесполезно. (Да и к нам тоже!) Все документы будут сдаваться через Центры единого окна Агентства госуслуг при Минюсте.

Не будем ходить далеко и зададим, например, поиск в интернете – «директор школы в Ташкенте требовала деньги за прием ребенка в первый класс». Заходим в предложенные статьи по результатам поиска и посмотрим комментарии читателей. Увы, все это уже было сказано и не раз. 

Поэтому, в прошлом году мы объявили, «что теперь директора школ должны работать честно и легально, пользуясь предоставляемыми возможностями. Было подчеркнуто, что столичные школы должны стать примером для всех остальных.

Для искоренения фактов коррупции при зачислении детей в учебные заведения, пользующиеся высоким спросом, со следующего года в этих школах услуги по зачислению детей будут оказываться через центры государственных услуг при Министерстве юстиции. Таким образом планируется «исключить порочную практику использования высокого спроса для нелегального личного обогащения со стороны некоторых недобросовестных руководителей и их посредников».

Одновременно успешным школам будет предоставлено право создавать сетевые школы под своим брендом, что должно способствовать снижению дефицита учебных мест и коррупционных факторов». (см: https://uzedu.uz/Xtv/IndexBatafsil/71?ID1=1302) 

Подготовка шла в течение года – мы изучили жалобы и обращения общественности, а также различные мнения в соцсетях и СМИ, проанализировали опыт зарубежных стран, разработали разные варианты порядка приема детей в школы, провели обсуждения с экспертами и директорами школ в сотрудничестве с Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции и другими организациями. 

После обсуждения на разных уровнях и для предотвращения явлений коррупции, Кабинетом Министров Республики Узбекистан было принято постановление «Об утверждении Административного регламента оказания государственных услуг по приему детей в государственные средние общеобразовательные учебные заведения».
Согласно постановлению, прием детей в школы с повышенным спросом (81 государственная школа в Ташкенте) будет осуществляться только через центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ).

Давайте детально рассмотрим, действующую ситуацию, и сравним с новым порядком.

I. Действующее положение: родители стараются заплатить взятку или использовать свои связи для зачисления ученика в школу, вне микроучастка, что приводит к увеличению  количества учеников в классах. В результате, (1) дети из микрорайона не могут  попасть в эти школы, (2) большое количество детей в классах, приводящее к снижению качества образования, (3) пониженное здоровье детей в переполненных классах с хроническим недосыпом из-за долгой поездки в и из школы. Это приводило к коррупции и взяткам.  
Т.е. родители платили или искали влиятельных знакомых для устройства ребенка в такие школы, в т.ч. будучи живущими на микроучастке школы. 

Новое положение: все будет решаться через центры госуслуг и директора школ не будут вмешиваться в процесс приема:  

1. зачисление учеников в 7-летнем возрасте из микроучастка, имеющих необходимый  уровень владения языком обучения, осуществляется бесплатно и без дополнительных требований.  
Если кто-то непременно хочет устроить ребенка вне микроучастка, то не надо давать  взятку или «просить» влиятельных знакомых, чтобы они позвонили или «надавили».  
Поступающие в школу средства будут направлены на материальное стимулирование педагогического коллектива, которые внесли свой вклад в повышение престижности школы.     
Какая выгода? Сбалансированная загруженность школ, меньше коррупции, больше официального стимулирования учителей и педагогов. 

1. Раньше дети из микроучастка «престижной школы» не могли попасть в эту школу. Теперь все дети могут учиться в школе своего микроучастка бесплатно и без никаких препонов. 

2. В этих школах будут до 35 учеников в классах вместо 45-50 учеников сейчас.

3. Директор свободен от «решения особых просьб» и все ученики принимаются в школу через Центры госуслуг. 

4. Успешные директора будут заинтересованы в открытии «сетевых школ», чтобы повысить престижность и качество обучения в школе с меньшим коэффициентом.

II. Действующее положение: 2. детей стараются отдать в школы в 6- летнем возрасте, вместо установленных 7 лет. В результате, учителю приходится больше работать с таким ребенком и меньше уделять внимание всему классу, что приводит к отставанию от учебной программы. 

Родители платили или искали влиятельных знакомых для устройства ребенка в такие школы в 6-летнем возрасте.

Новое положение: 2. Ребенку будет легче и комфортнее учиться еще 1 год в дошкольном образовательном учреждении или посещать подготовительный класс «нулевку» вместо отсидки принудительно в 1-классе где всем уже 7 лет, а ему(ей) намного меньше.

Если кто-то непременно хочет устроить ребенка младше 7 лет, то не надо давать взятку или «просить» влиятельных знакомых, чтобы они позвонили или «надавили».

Поступающие в бюджет школы средства будут направлены на материальное стимулирование учителей, которым придется больше работать с такими детьми.

Какая выгода? Родители будут меньше стараться отдавать детей моложе 7 лет в школы.

III. Действующее положение: детей, которые не имеют необходимый уровень владения языком обучения, стараются отдать в школы, где им очень трудно адаптироваться и учителя должны больше тратить время и дополнительно работать с этим ребенком. Это создает трудности в освоении классом нового материала, а также приводит к ухудшению качества образования для всего класса.
Родители платили или искали влиятельных знакомых для устройства ребенка в такие школы без знания языка преподавания в школе.

Новое положение: ребенку будет легче и комфортнее учиться на родном языке, что позволит ему легче усвоить материал, стать успешным и уверенным в себе и своих знаниях учеником.
Какая выгода? родителям будет выгоднее отдать ребенка в школу, где обучение ведется на родном языке ребенка, чтобы помочь ему усвоить школьный материал без неврозов. Ведь для родителей важнее всего здоровье и успешность ребенка в школе и жизни.

В этом году для удобства родителей и наших первоклассников, направляющимся в 81 школу с повышенным спросом столицы прием будет организован прозрачно, удобно и по-современному через центры государственных услуг или ЕПИГУ. Новая система будет постепенно распространена на все регионы страны в последующие годы.

Это пресечет попытки тех нечестных лиц, кто старается «заработать» устраиванием детей в 1-класс. Наоборот, если родитель ведет 7- летнего ребенка в школу в своем микроучастке и ребенок не имеет проблем с языком обучения, то ничего платить не надо. Он же будет поступать по основной квоте в свою школу, даже с повышенным спросом! Хотя раньше это было почти невозможно (см. выше).

Дополнительная квота устанавливается исходя из возможностей школ и предназначена для (1) детей школьного возраста, проживающих за пределами микроучастка; (2) детей, проживающих на микроучастке и за ее пределами, которым до 1 сентября соответствующего года исполнится 6 лет; а также (3) детей с недостаточным уровнем владения языка обучения. И здесь все просто, идете в центры государственных услуг или ЕПИГУ, квитанция об оплате при наличии мест в допквоте, и ребенок в 1-ом классе. «Посредники» и взяточники – вне закона! 

При этом, никто не заставляет родителей платить эти средства. (Можно вообще забыть про дополнительную квоту). У родителей всегда есть выбор: можно устроить ребенка в близлежащую школу без всяких проблем и оплаты. А там можно и активно участвовать в деятельности Наблюдательного Совета школы, чтобы усилить ответственность директора за качество обучения. 

P.S. Если сказать честно, действующая система была гораздо удобнее для руководящих работников в сфере образования, так как разные проверяющие и контролирующие органы и организации часто «просили» оказать им «услугу», и можно было ожидать обратную «услугу». Вроде проще было оставить все как есть…

Шерзод Шерматов, министр народного образования Узбекистана

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz


Комментарии

Комментариев пока нет.


Популярное

Afisha

"Цветы России" на площадях Ташкента

Фестиваль станет ярким событием культурной жизни Ташкента и покажет важность детского искусства, ориентированного на семейную аудиторию

27 Март 2019