Алихан Кулджанов: «Создать электромобиль в Узбекистане? А почему бы и нет!»

15:05 01 Май 2019 Экономика
449 0

Масштабные преобразования, происходящие в Узбекистане, привлекают внимание международного сообщества, которое высоко оценивает внешнеполитический курс руководства нашей страны и реформы, направленные на дальнейшее динамичное развитие экономики, социальной сферы, повышение благосостояния населения.

С большим интересом следят за изменениями в Узбекистане и наши соотечественники, проживающие за рубежом. Многие из них не просто интересуются происходящими в Узбекистане процессами, но и хотят участвовать в них, содействовать развитию Родины. Один из них — проживающий в США Алихан Кулджанов, директор по дизайну компании «SF Motors Inc». С ним встретился наш корреспондент. 

— Алихан Джолдасович, в сентябре прошлого года, встречаясь с группой соотечественников, проживающих в Соединенных Штатах Америки, Президент Шавкат Мирзиёев призвал их быть сопричастными к осуществляемым в Узбекистане широкомасштабным реформам, пригласил всех желающих внести вклад в развитие нашей страны, выразил готовность оказать им поддержку. Не связан ли ваш приезд с той встречей?

— Не совсем. Но и случайным мой приезд назвать нельзя. Я не был участником встречи с Президентом Узбекистана, однако, как и многие соотечественники, проживающие в США, рад, что на Родине помнят о своих гражданах. Мы это ценим и уважаем. Поэтому я с благодарностью принял просьбу сотрудников Генерального консульства Узбекистана в Нью-Йорке выйти с ними на связь, а затем и предложение поехать на Родину, чтобы на месте ознакомиться с ситуацией и поделиться своим экспертным мнением о том, что сделано и делается в стране в последнее время, в частности, в автомобилестроении, высказать предложения по дальнейшему развитию отрасли.

— Прежде чем перейти к этим мнениям и предложениям, расскажите немного о себе, о том, чем вы занимаетесь в США, и опыте работы в автомобильной промышленности.

— Я выпускник Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода. Уже в США окончил колледж креативных исследований Мичигана. С 2001 года начал работать как креативный дизайнер в компании «General Motors» и его подразделениях — «Opel» и «Cadillac». Принимал участие в работе над дизайном таких моделей, как «Opel Insignia», «Opel ¬Zafira», «Opel Astra», «Opel Corsa», «Chevrolet Tahoe», «Chevrolet ¬Travers» и других автомобилей. Одна из последних работ, за которую я отвечал, — построение дизайна для новой модели «Cadillac Escalade», которая должна появиться в этом году. Работа везде была интересная и стабильная. Но я решил дальше идти по другому пути. Дело в том, что, по моему убеждению, будущее автомобилестроения в электромобилях. Поэтому переехал в Калифорнию и начал работать директором дизайнерской конторы компании «SF Motors Inc». Работаем в известной всем Кремниевой долине. Компания очень сильная и конкурентоспособная в электроавтомобилестроении. На данный момент уже изготовлена первая машина — SF-5, которая выходит на рынки Китая и США, и разрабатывается новая модель — SF-7.

— Даже по краткому перечню тех моделей, над дизайном которых вы работали, можно судить о профессионализме. Поэтому интересен ваш взгляд  именно как профессионала на наш автопром. За два с лишним десятилетия эта новая отрасль в экономике Узбекистана вышла в число ведущих, не только наполнив внутренний рынок пользующейся спросом продукцией, но и поставляя автомобили на экспорт.

— Конечно, организовать автомобилестроение почти с нуля, как это сделали в независимом Узбекистане, не каждой стране по силам. Это хороший показатель того огромного потенциала, каким обладает республика, большое достижение. Разумеется, то, что с каждым годом количество современных автомобилей на дорогах страны растет и, к примеру, в столице уже нередко попадаешь в пробки, свидетельствует о многом. Cоздана определенная инфраструктура — автозаводы, предприятие по выпуску автомобильных двигателей, множество производств, на которых изготавливают комплектующие и запчасти для автопрома. Ведется подготовка кадров, в частности, в Туринском политехническом университете в Ташкенте. Все это впечатляет и является хорошей основой для дальнейшего развития.

— Как вы считаете, с чем это развитие связано? Например, в Узбекистане немало тех, кто мечтал, что с созданием отечественного автопрома появится и собственная национальная марка легкового автомобиля. Всем известно, что этот процесс и длительный, и за¬тратный. Но все же, может, стоило попробовать?

— Эта мечта была вполне обоснованна. Но все не так просто. За те две недели, которые я был в Узбекистане, проанализировал многие моменты, провел немало встреч, в том числе с представителями автомобильной промышленности, высших учебных заведений, экспертами, получил много информации для анализа. Но это только верхушка айсберга. А хочется более детально разобраться и понять глубину системы. Для этого нужно больше встреч, переговоров, общения, чтобы объективно все оценить и разработать план действий, или, как сегодня принято говорить, «дорожную карту». И я готов чаще приезжать на Родину, чтобы вести конкретную экспертную работу. 

Впрочем, уже сейчас можно в целом прокомментировать нынешнее положение в автопроме, чтобы ответить на заданный вопрос.

На мой взгляд, за прошедшее с момента создания автомобильного предприятия в Асаке время во многом благодаря сотрудничеству с «General Motors» в Узбекистане удалось, как я уже говорил, создать хорошую базу и нужную инфраструктуру. Есть предприятия, есть кадры. Все работает. Машины раскупаются как на внутреннем рынке, так и за рубежом. То есть решаются те задачи, которые поставлены перед отраслью руководством страны. Но среди этих задач не было, насколько я знаю, создания собственной национальной модели авто. А раз нет задачи, то никто серьезно этим не занимается. Нет должного креатива, нет системы в поиске и поддержке талантов.

— Но вам, наверное, уже рассказали о ребятах, которые работают над созданием модели своего автомобиля, например, в Фергане, Ташкенте. Есть и другие примеры…

— Это хорошо, что есть такие энтузиасты. Однако, если мы говорим о собственной модели авто, то они разрабатываются на более серьезной основе. Обратимся к мировому опыту: от разработки до запуска новой модели автомобиля в промышленное производство требуется несколько лет усилий сотен специалистов и затрачиваются сотни миллионов долларов. Мало нарисовать модель и даже создать экспериментальный образец. Нужно провести десятки серьезных исследований, испытаний, разработать технологии, определиться с производственным процессом и так далее. Поэтому первоначальной была задача наладить производство легковых автомобилей, создать инфраструктуру отрасли. Эта задача решена. Теперь параллельно можно перейти к другим, в том числе к работе над национальной моделью.

Что я могу посоветовать в качестве первого шага в данном направлении? Надо начинать с создания соответствующих условий для того, чтобы подготовить кадры. Я считаю, что главным при разработке новой модели является дизайн. Поэтому надо привлекать молодежь, обучать ее, мотивировать и стимулировать интерес ребят к развитию автомобильного дизайна. Причем их надо обучать и отбирать наиболее талантливых по тем же оценкам, что и за рубежом. Обучающая система должна быть такой же, как, например, в США, Германии, Японии и других ведущих автомобильных державах. Эту систему надо создавать в самой стране. Можно отправлять молодых учиться за границу, оплачивать их обучение, но где гарантии, что они обязательно вернутся назад, на Родину? Хорошо, что сегодня по инициативе главы государства в Узбеки¬стане действуют или открываются филиалы известных зарубежных вузов, где обучение ведется по международным стандартам. Но в основном здесь готовят инженерные кадры для действующих производств, крайне недостаточно специальных факультетов промышленного и автомобильного дизайна.

Почему я отмечаю именно это? Солидный производитель уделяет дизайну особое внимание. Для успеха на рынке любое техническое решение зависит от того, как оно будет оформлено для потребителя, вплоть до формы, цвета, материала. При одинаковых технических характеристиках, функциях изделия, например, смартфона или телевизора, потребитель отдает предпочтение более привлекательному по внешнему виду, более оригинальному, элегантному, стильному. То же самое и с автомобилями. Каждый год известные компании представляют на рынке новые модели. Если брать машины одного класса, то технически они могут быть аналогами, но отличаться по дизайну. И чем он лучше, современнее, тем больше шансов на успешное продвижение именно этой модели на рынке.

— То есть благодаря обновлению дизайна даже на одной и той же платформе можно постоянно обновлять модельный ряд? 

— Почему бы и нет? Конечно, лучше, если автомобиль будет совершенствоваться и внутренне — на основе новых технических решений, и внешне — за счет дизайна. Впрочем, есть примеры, когда новые модели создавались на уже имеющейся или немного модифицированной базе.
Можно сказать, что от дизайна зависит очень многое. Когда в свое время на рынок США вышла компания «Hyundai», то, надо признать, многие специалисты не восприняли это серьезно и не считали ее конкурентом. А зря. За короткий срок компания, используя новейшие технологии и переманив немало профессионалов из ведущих компаний в сфере автомобилестроения, разработала новые модели и вышла в число лидеров продаж автомобилей не только в США, но и во всем мире. И что характерно — в «Hyundai» только дизайном автомобилей занимаются более двух тысяч высококвалифицированных специалистов. Это наглядное подтверждение того, о чем я говорю.

— Но пока мы создадим соответствующую инфраструктуру, подготовим квалифицированных дизайнеров, пройдет немало времени. Значит ли это, что мы еще долго будем довольствоваться тем, что есть, осваивая те модели, которые нам предоставят «GM» или другие компании?

— Только по желанию в момент ничего не создашь. Нужны определенное время и целенаправленная работа. Но время, если можно так выразиться, можно спрессовать. Как мы уже говорили, в Узбекистане есть немало энтузиастов. Их нужно объединять, поддерживать, с ними нужно работать. Кто-то вынашивает свою идею годами, в то время как опытный эксперт может оценить ее оригинальность и перспективность буквально в течение пяти минут, отметить недостатки, подсказать правильные решения и направления. Поэтому нужны люди с опытом работы за рубежом для того, чтобы, приехав в Узбеки¬стан, к примеру, на месяц, ознакомиться с идеями, объективно оценить их, разработать и курировать в дальнейшем конкретные проекты, читать лекции, давать мастер-классы, консультировать студентов, специалистов дизайнерских бюро и студий. И я готов заниматься такой работой, предложить свои знания и опыт для того, чтобы помочь создавать в автомобилестроении Узбекистана собственные тренды, которым могли бы следовать и другие.

— Тогда, может быть, лучше сразу заняться созданием национальной модели электромобиля, за которым пророчат будущее?

— Возможно. Все зависит от поставленных задач. Как показывает проведенный мною анализ, в Узбекистане многие программы рассчитаны на три — пять лет вперед, тогда как во многих развитых странах определяют стратегию и ставят цели на перспективу в 20—30 лет. Что это дает? Наряду с решением актуальных задач социально-экономического развития готовятся условия и для дальнейших действий, продвижения вперед.
Если говорить об автомобилестроении в Узбекистане, то наряду с продолжением производства легковых автомобилей «Chevrolet», развитием сотрудничества с другими известными автопроизводителями, помимо «General Motors», для насыщения внутреннего рынка и увеличения экспортных поставок можно параллельно работать и над созданием электрокаров. Но для этого необходимо конкретное решение на соответствующем уровне, где будут прописаны все этапы, начиная от разработки дизайна, создания опытного производства и завершая строительством инфраструктуры для обслуживания электромобилей. 
Если не заняться этим сейчас, то можно еще больше отстать от других стран. Например, в США к 2025 году намерены довести долю электромобилей до половины общего автопарка. Китай успешно реализует программу по завоеванию мирового лидерства в области электроавтомобилестроения и в принципе уже добился своей цели. Крупные компании каждый год представляют на автосалонах и выводят на рынок по несколько новых моделей электрокаров.
Поэтому, если говорить о перспективах развития мирового автопрома, то их связывают именно с электромобилями.

— Какие еще шаги можно предпринять для того, чтобы продвигать наше автомобилестроение? 

— Их немало. Например, Узбекистан знаменит своими талантами в разных сферах. Есть немало интересных идей, связанных и с автомобилестроением. Но не все эти идеи доходят до адресата, то есть до тех, кто принимает окончательное решение. Порой нужно пробиваться с этими идеями через множество инстанций, преодолевать массу барьеров. Не каждый к этому готов. Почему бы не создать на официальном уровне, например, правительственном, специальный блог, который вели бы специалисты и эксперты? Такое практикуется во многих странах. Эта современная платформа позволяет талант¬ливому человеку без всяких затрат представлять свои идеи, а модераторам — фильтровать их, отбирая действительно интересные, обсуждать и развивать их, доводить до ума, до реальных проектов. При этом, конечно же, надо предусмотреть и решение вопросов, связанных с защитой интеллектуальной собственности.

— Вы готовы принять в этом участие?

— Готов. И не только в этом. Я увидел, какие грандиозные перемены, даже, например, в облике Ташкента, произошли за последнее время. Но самое главное — увидел, с каким воодушевлением воспринимают их люди. Конечно, есть трудности и проблемы. А где их нет? Если говорить, что все плохо, и не видеть хорошего, то не будет ни мотивации, ни стимула для того, чтобы сделать свою жизнь лучше, идти дальше. Многие хотят жить лучше, если хотите — богаче, для этого больше работают и больше зарабатывают.
У меня прошло немало встреч. Мне было важно такое общение не только как эксперту. По жизни я открыт всему новому, тому, что движется вперед, инновациям, креативу. Все это в приоритете в Узбекистане. И я хочу быть причастным к этим процессам. Рад, что государство предоставило соотечественникам, живущим и работающим за рубежом, возможность увидеть, как и чем живет родная страна, и я готов делиться своим профессиональным опытом, знаниями для дальнейшего процветания Узбекистана. Я немалого достиг в США, но в дальнейшем хотелось бы работать на Родине, быть полезным своему народу. 

Беседу вел Сергей ЛИ,
«Народное слово».

 

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz

 


Комментарии

Комментариев пока нет.